Там, где все. Поисковая система занялась социальным проектом

Поисковая система «Где.ру» открыла собственную социальную сеть. Планируется, что новая площадка объединит пользователей разнообразных сервисов портала «Где.ру» в единое целое, а также обеспечит проекту прирост новой аудитории. В планах организаторов проекта - через один-два года стать порталом номер пять в России, после «Яндекс», «Рамблер», Google и Mail.ru, притом что проект уже вышел на самоокупаемость.
Сайт «Где.ру» (gde.ru) работает в Рунете четыре года. Руководит проектом группа ИТ-специалистов из Барнаула. Первоначально «Где.ру» создавался как поисковая система, в которой рекламодатели имеют возможность покупать рекламу на pay-per-click основе. Постепенно ресурс дорабатывался, и в настоящее время представляет собой платформу, дополненную сервисами, которые условно делятся на три тематические группы: деловая, развлекательная и интернет-реклама. В настоящее время посещаемость ресурса «Где.Ру» составляет 15 тыс. посетителей в сутки.

Социальная сеть Vse.Gde.ru входит в состав развлекательных сервисов «Где.Ру», в котором также объединены чаты, блог- и фотохостинги. Ее разработка продолжалась в течение четырех месяцев. Проект запущен в эксплуатацию в начале августа 2008 года, и продолжает развиваться. Главная задача, которую позволит решить Vse.Gde.ru – централизовать доступ пользователей к приложениям портала под единым аккаунтом, а также увеличить аудиторию «Где.ру» за счет привлечения новых участников. На сегодня число подписчиков Vse.Gde.ru составляет более 10 тыс. человек.

По словам организаторов проекта, монетизация сайта будет происходить за счет продажи рекламы на сервисах портала, которые будут использовать участники социальной сети. Однако, это второстепенная цель, а основным называется уже упомянутая консолидация пользователей. «В настоящее время мы намеренно выбрали стратегию развития, в рамках которой используем только проверенные временем решения на которые всегда будет спрос», - поясняет генеральный директор проекта «Где.ру» Евгений Агеенко, - «С другой стороны, экономически не выгодно на таком популярном доменном имени как «Где.ру» запускать один уникальный, узкоспециализированный сервис. Мы построили ядро, к которому теперь можно подключать множество разнообразных сервисов и приложений. Основой этого ядра является наша социальная сеть Vse.Gde.ru, которая служит для организации общего доступа ко всем службам портала».

Для продвижения соцсети Vse.Gde.ru организаторы намерены проводить разнообразные маркетинговые акции, включая раздачу футболок и кружек с логотипами. В компании уверены, что это будет не менее эффективный шаг, чем раздача бесплатных iPhone, которые не несут никакой рекламной информации о компании (при этом, отметим, что в свое время представители Mail.ru назвали раздачу iPhone главным «гвоздем» для тех, кто хочет провести какую-либо маркетинговую акцию в онлайне). Кроме того, компания будет находиться в постоянном контакте с другими социальными сетями, изучая их опыт.

По мнению экспертов Рунета, существенно увеличить аудиторию за счет ресурса Vse.Gde.ru у организаторов вряд ли получится. Как отмечает пресс-секретарь ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков, в условиях существования нескольких популярных социальных сетей, а также развития нишевых проектов, сайт может привлечь пользователей, только если предложит им что-то действительно уникальное.

Директор по исследованиям Mail.ru Федор Вирин считает, что некоторую популярность среди пользователей «Где.ру» новая сеть уже завоевала – из 118 тыс. посетителей ресурса, 10 тыс. прошли регистрацию на новом проекте. Однако это еще не говорит о том, что ресурс сможет завоевать популярность за пределами «родительского» проекта «Рынок социальных сетей в Рунете сегодня уже очень конкурентен, «подвинуть» существующих лидеров без серьезных финансовых вложений почти нереально. Успешными могут стать нишевые социальные сети, но Vse.gde.ru, на первый взгляд, не имеет четкой специализации и позиционируется как универсальный проект, - отмечает Федор Вирин.

Как отметила специалист по PR проекта «Одноклассники.ру» Ирина Андриевская, несмотря на существующий в Рунете «бум» социальных сетей, на рынке наблюдается дефицит действительно хороших проектов. Недостаточно просто придумать проект или разработать новый уникальный аналог: успех того или иного проекта зависит от того, какие силы и средства вкладываются в его дальнейшее развитие, техническое оснащение и продвижение. Только очень ограниченное число проектов думают о том, как себя в эти массы продвинуть, а коммерчески успешными становятся вовсе единицы. Выигрывает тот, кто предлагает более разнообразный сервис и может заинтересовать интернет-пользователей новыми разработками в этой области. Сумеют ли создатели ресурса Vse.Gde.ru решить эту задачу – покажет время», - заключает Ирина Андриевская.

Что же касается идеи создания соцсети на базе крупного портала, такие проекты уже реализованы в Рунете – у «Яндекса» это «МойКруг», у Mail.ru – социальная сеть «Мой Мир», «Рамблер» не так давно запустил проект «Рамблер-Друзья» (см. новость раздела Web от 14 июля 2008 г.). Однако, даже они, по оценкам Владислава Кочеткова все-таки уступают «Одноклассникам» и «вКонтакте». «Хотя, конечно, эта идея все равно является актуальной и работающей. Только вот «Где.Ру» никак нельзя назвать крупным и даже средним порталом», - резюмирует Владислав Кочетков.

Что касается непосредственно поисковой системы «Где.ру», то наличие мощных конкурентов, по словам Евгения Агеенко, не мешает развитию сайта: «Наше преимущество, которое не могут предложить крупные площадки – сервисы, которыми пользователи могут пользоваться сразу на нескольких сайтах». В числе них, например, «Доска бесплатных объявлений» и «Каталог компаний», который на сегодня насчитывает 24 раздела и 312 рубрик. «Если говорить о проекте «Где.ру» в целом, то мы планируем через один - два года стать порталом номер пять в России, после «Яндекс», «Рамблер», Google и Mail.ru. Проект уже вышел на самоокупаемость. Но для более быстрого роста, мы рассматриваем возможность привлечения стратегического инвестора», - сообщил Евгений Агеенко.

Действительно, лидирующие позиции в нише универсальных поисковиков Рунета прочно закреплены за упомянутыми игроками. По данным статистики LiveInternet, 54-55 % поискового трафика в Рунете имеет «Яндекс», около 20 % удерживают Google и «Рамблер» и 8-9 % составляет доля Mail.ru, работающего на технологии «Яндекса». Оставшиеся несколько процентов трафика забирают альтернативные поисковые системы Рунета, такие как «Нигма» (см. новость раздела Web от 1 августа 2008 г.), Quintura.ru (см. например, новость раздела Web от 6 июля 2007 г.), VisualWorld.ru (см. новость раздела Web от 2 июля 2007 г.) и др.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Web

Ключевые слова: веб