EZTalk ушел под крыло инвесторов из ВТБ

Компания «Симбиотел», развивающая приложение для оказания услуги дальней связи владельцам мобильных телефонов под брендом EZTalk, привлекла средства паевого инвестиционного фонда «ВТБ-Фонд венчурный», чьи инвестиции составили 94 млн рублей (около $4 млн). Они осуществлены в уставный фонд специально созданного ЗАО «Симбиотел», которое, в свою очередь, является 100-процентным владельцем уже существовавшего ранее ООО «Симбиотел», которое и стало разработчиком сервиса. Инвестиции пойдут как на развитие самой платформы, так и на продвижение ее услуг, благодаря чему «Симбиотел» намерен увеличить количество подписчиков EZTalk с текущих 30 тыс. человек до 500 тыс. к концу 2009 года, доведя свой ежемесячный оборот до $50 млн.

Закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «ВТБ-Фонд венчурный» был сформирован государственной Российской венчурной компанией и группой ВТБ в сентябре 2007 года. Год назад «ВТБ-Фонд венчурный» стал первым действующим инвестиционным фондом, созданным в рамках инициативы российского правительства по созданию венчурной индустрии в стране (напомним, что Российская венчурная компания была создана в 2006 году, и ее уставной капитал составляет 15 млрд рублей). ЗПИФ «ВТБ-Фонд венчурный» находится под управлением ЗАО «ВТБ Управление активами» (одно из направлений деятельности инвестиционного бизнеса группы ВТБ), которое, в свою очередь, было основано в 1996 году и с 2006 года работает под брендом ВТБ. Под его управлением находятся 22 паевых инвестиционных фонда: 15 ОПИФов и 7 ЗПИФов, среди которых венчурные фонды и фонды недвижимости.

Как рассказал директор управления венчурных инвестиций «ВТБ Управление активами» Андрей Морозов, в сфере интересов венчурного фонда находятся три основных направления – это компании из сектора ИТ и телекоммуникаций, индустриальные инновации и разработки из области прорывных технологий (нано- и биотехнологии, альтернативная энергетика и т.д.). При этом «ВТБ-Фонд венчурный» относится к категории инвесторов на ранней стадии, которые выбирают компании с уже готовыми технологиями и разработками, готовыми для рынка. К настоящему времени фондом уже отобраны 16 проектов, 9 из которых профинансированы. Одним из них является «Симбиотел».

Напомним, что предоставление голосовых услуг под брендом EZtalk начато компанией «Симбиотел» в январе 2008 года. Однако сама компания появилась гораздо раньше и до момента запуска в течение более 2 лет занималась разработкой своей основной программно-аппаратной платформы для предоставления услуг и подписанием договоров на интерконнект с основными игроками на рынке связи. Сейчас последних насчитывается несколько десятков, и среди них как российские компании, например «Ростелеком», МТТ, так и зарубежные операторы, например WaveCrest (с 2006 года входит в АФК «Система»), Cable&Wireless, Orange. У «Симбиотела» есть две лицензии – на оказание телематических услуг и на передачу голосовой информации по каналам передачи данных. Основным идеологом услуги EZtalk является нынешний президент и один из учредителей «Симбиотела» Роман Розенберг. До прихода в этот бизнес он занимал пост президента и технического директора Machblade Technologies в 2002-2005 гг., а до этого, в 1998–2002 гг., такой же пост в Biolink Technologies International. В 2005-2007 гг. возглавлял компанию Terra Insight Corporation, работающую в области технологий поиска полезных ископаемых. В 1990-х годах г-н Розенберг был главой представительства компании Baan (разработчик одноименной ERP-системы) и ключевым разработчиком направлений ее деятельности на территории бывшего Советского Союза.

Сервис EZtalk ориентирован на владельцев мобильных телефонов и является альтернативой классическим услугам дальней связи. Для того чтобы воспользоваться EZtalk, абоненту нужно скачать на свой телефон программу-клиент (с сайта компании или при помощи отправки SMS). Сервис основан на технологии обратного вызова (callback-телефонии), и базовая схема исполнения услуги выглядит так: абонент отсылает запрос по каналам GPRS-Интернет, GPRS-WAP или SMS, после чего сервер «Симбиотела» устанавливает два исходящих соединения – одно для подписчика EZtalk, инициировавшего запрос, второе – с номером, который был указан в запросе. Благодаря тому, что оба звонка являются исходящими с сервера, «Симбиотел» может предложить сниженные тарифы на дальнюю связь (это актуально для тех стран, где входящие мобильные звонки, как в России, бесплатны – напомним, что у нас это стало возможным после ввода принципа «платит звонящий» в 2006 году). Сейчас EZtalk предлагает один базовый тариф «7 за 7», в рамках которого есть три основных ценовых предложения – это вся Россия (3,50 рубля за 1 минуту разговора), СНГ, Европа, США, Канада, Израиль, Индия, Китай (7 рублей), остальные страны (14 рублей). Это в среднем в пять раз дешевле тарифов на дальнюю связь, предлагаемых сотовыми операторами. Также EZtalk предлагает 3 бесплатных SMS в день, остальные обойдутся в 0,95 рубля. Программа-клиент EZtalk поддерживает все основные платформы мобильных телефонов, включая Windows Mobile, Symbian, iPhone и т.д. Для технической поддержки подписчиков «Симбиотел» пользуется услугами аутсорсингового колл-центра, которые поставляет компания Comfortel (входит в «Эффортел»).

По мнению Романа Розенберга, у EZtalk помимо цены соединения есть несколько основных преимуществ – это, в отличие от карточной и IP-телефонии, отсутствие PIN-кодов и донаборов номеров и дополнительных карт. Кроме того, при подключении EZtalk нет необходимости в смене сотового оператора (а при его смене услуга остается с абонентом на телефоне), и плюс – лицевой счет услуги EZTalk не связан с лицевым счетом абонента у оператора. Кроме того, на сайте услуги в своем «личном кабинете» пользователь может настроить дополнительные функции, в частности, он может устанавливать соединения для других абонентов или, например, организовать конференцию (до 5 номеров). Клиентский счет EZtalk можно пополнять с помощью всех основных платежных систем, а также при помощи кредитных карт Visa и MasterCard. В течение полугода работы на рынке проект EZtalk получил более 30 тыс. активных абонентов. Около 95 % из них – это жители России, но среди пользователей сервиса EZtalk есть жители таких государств, как США, Франция, Израиль, Египет, Марокко, а также Украина, Казахстан, Белоруссия и др. стран СНГ (сервис не имеет географической привязки). Средний доход с абонента (ARPU) EZTalk составляет сейчас около 75 рублей.

Как рассказал Андрей Морозов, знакомство представителей ВТБ с «Симбиотелом» состоялось в октябре-ноябре прошлого года. Около 6 месяцев заняла подготовка due diligence (экспертная оценка финансового, экономического, юридического состояния покупаемой компании), и весной 2008 года сделка с «Симбиотелом» получила одобрение инвестиционного комитета ВТБ. Еще несколько месяцев заняло ее завершение. Для осуществления инвестиций было создано ЗАО «Симбиотел», состав его акционерного капитала не раскрывается. По словам Романа Розенберга, «Симбиотелу» поступали предложения и от других инвесторов, однако выбор был сделан в пользу ВТБ, т.к. покупаемая сторона увидела в этом инвесторе сильную экспертную составляющую и эффективного партнера. «Когда создавался «Симбиотел», мы не планировали привлекать в наш бизнес соинвесторов. Поэтому, если бы мы не встретились с ВТБ, вполне вероятно, что мы продолжили бы свое развитие за счет собственных средств», - отметил г-н Розенберг.

По словам сторон, инвестиции пойдут как на техническое развитие EZTalk, так и на ее продвижение, причем не только в России, но и в других странах. В частности, сейчас «Симбиотел» приступает к разработке партнерской программы, где одной из потенциальных сторон видит социальные сети, которые могли бы предлагать возможности EZTalk своим участникам. Для себя компания видит несколько основных категорий клиентов – это роумеры, абоненты, которым необходима постоянная связь с зарубежными номерами (например, по семейным причинам), а также приезжие, которые отдыхают или работают в России. Отдельным сегментом, на который «Симбиотел» возлагает особые надежды, являются корпоративные заказчики. Здесь компания намерена активизироваться после доработки ассортимента своих услуг, часть из которых будет ориентирована на бизнес-заказчиков, например возможность связи по имеющимся коротким номерам предприятия. Основной аудиторией сбыта здесь, по оценке «Симбиотела», будет средний и малый бизнес как наиболее чувствительный к дополнительным расходам. При этом компания не видит причин для появления возможных конфликтов с сотовыми операторами. «Основная масса потенциальных абонентов EZTalk – это те пользователи, которые по причине дороговизны раньше не пользовались услугами дальней связи с мобильных телефонов или пользовались, но в ограниченном виде. В этом смысле наши интересы совпадают с интересами сотовых операторов. Более того, когда мы оценивали возможности для выхода из этого бизнеса, мы рассматривали возможность, что покупателем может стать и игрок на рынке мобильной связи», - прокомментировал Андрей Морозов. По ожиданиям компании, к концу 2009 года «Симбиотел» сможет набрать до 500 тыс. подписчиков с ARPU около 250 рублей, что составит примерно $50 млн оборота в месяц.

Как отмечают наблюдатели, сегодня российский рынок ИТ - один из самых быстрорастущих в мире, и некоторые его сегменты уже сегодня растут на 50 % в год, например рынок внедрения ERP. Что касается рынка инвестиционных предложений, то в России здесь работает несколько типов игроков. В первую очередь это специализированные фонды наподобие «ВТБ-Фонд венчурный» или «Финам-ИТ» (см. новость раздела «Инвестиции» от 4 августа 2008 г.), в том числе и зарубежные. Так, в начале июля 2008 года такую инициативу выдвинула Cisco - совместно с фондом Almaz Capital Partners она сформировала основной капитал фонда Almaz Capital Russia 1, L.P., который составляет $60 млн. Первые инвестиции в три отечественных старт-апа могут быть совершены в течение ближайших месяцев. Эксперты не исключают, что в будущем Cisco будет выкупать компании, проинвестированные фондом (см. новость раздела «Инвестиции» от 17 июля 2008 г.). Рынок России считает перспективным и финский Mangrove Capital Partners, который совместно с российским фондом ABRT не так давно отметился сделкой по EnterMedia, и намерен найти еще несколько перспективных проектов в РФ (см. новость раздела «Инвестиции» от 23 мая 2008 г.). Что касается других категорий инвесторов, то в этой роли могут также выступать как частные лица, владеющие активами за пределами ИТ (недвижимость, торговля) и ищущие возможности для применения своего капитала, так и профильные игроки на рынке, которые приобретают компании фактически для своих нужд. Как примеры последней категории можно назвать «Яндекс» и «СМИЛинк», который является разработчиком платформы для отслеживания пробок на дорогах.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: финансы, инвестиции, вложение денег, инвестиционная деятельность, выручка