В погоне за «длинным» HDTV

Сегодня, 1 октября, оператор широкополосного доступа и кабельного ТВ «Акадо-Столица» запускает в коммерческую эксплуатацию услугу трансляции телевидения высокой четкости (HDTV) на всей сети, которая охватывает в Москве и ближайшем Подмосковье более 2,8 млн домохозяйств. В течение месяца длился прием предварительных заявок, и за это время на сервис подписалось более 12 тыс. человек. В компании рассчитывают на активный спрос и в дальнейшем в связи с привлекательной ценой «входного билета» для абонентов. В целом «Акадо» придерживается схемы предоставления комплексных услуг, а в будущем планирует взять за основу именно предоставление услуг ТВ. Однако ряд экспертов считают, что такая схема не является эффективной и что компания при помощи дополнительных услуг пытается решить финансовые трудности.
ЗАО «Акадо-Столица» (до 16 апреля – ЗАО «Комкор-ТВ»), входящее в группу компаний «Акадо» (см. новость раздела «Акадо» от 28 марта 2008 г.), предоставляет услуги широкполосного доступа в Интернет, услуги цифрового телевидения (132 канала, включая «НТВ-Плюс», российские эфирные каналы, информационный канал Akado Live), цифровой телефонии, эфирного радио. По состоянию на конец первого полугодия 2008 года в сети «Акадо» услугами ШПД пользовались 483 тыс. человек, услугами цифрового ТВ – 300 тыс. человек (сейчас 350 тыс.), услугами аналогового ТВ – 852 тыс. человек. Общее число пользователей всех услуг – более 1 млн.

В течение сентября у «Акадо-Столица» действовала специальная страница предварительного заказа hdtv.akado.ru, где новые или уже существующие абоненты могли оставить заявки на подключение услуг HDTV. За один месяц заявки на странице оставило более 12 тыс. человек. В компании ожидают, что дальнейший массовый спрос на услуги HDTV в сети «Акадо» будет обусловлен ценой «входного билета» для абонентов. По подсчетам компании, комплект «Акадо», включающий кабельный HD-тюнер, оплату услуг по подключению и месячную оплату услуг HDTV, обойдется в среднем в 10 раз дешевле, чем покупка одного спутникового HD-тюнера - без оплаты подключения и услуг. Если говорить конкретнее, то стоимость подключения услуг HDTV для новых абонентов составит 1 тыс. рублей. Ежемесячный платеж по тарифу «Созвездие HD», включающему 82 канала стандартной четкости и 5 HD-каналов, составит 590 рублей. Таким образом, стоимость «входного билета» составит более 1,5 тыс. рублей. При этом, как отмечают эксперты, в области HDTV «Акадо» будет конкурировать не с упомянутыми спутниковыми операторами (сейчас в формате высокого разрешения вещают два игрока – это «НТВ Плюс» и «Платформа HD»), а с другими широкополосными игроками на рынке Москвы – «Стрим» и «Корбина Телеком» («Билайн»), которые предоставляют данную услугу.

Для существующих клиентов предусмотрена скидка: стоимость дополнительного подключения 5 HD-каналов для существующих абонентов сети «Акадо» – 300 рублей в месяц. Ежемесячный платеж за аренду тюнера составляет 50 рублей в месяц. Что касается оборудования, то производителем абонентских тюнеров является компания KAON, универсальных пультов – Universal Electronics. На данный момент «Акадо-Столица» приобрела 50 тыс. тюнеров, закупочная стоимость каждого из которых для оператора составляет около $200.

В HD-пакет «Акадо-Столицы» войдут следующие каналы: зарубежные National Geographic HD, Voom HD, MelodyZen HD, Luxe TV HD и российский канал HD Media. «Мы рады, что являемся партнерами компании «Акадо-Столица», – заявила генеральный директор телеканала Luxe.TV-Russia Дарья Толстая. – На данный момент по всему миру программы телеканала Luxe.TV смотрят более 385 млн телезрителей. В России формат HD только начинает развиваться, но мы уверены, что искушенный московский зритель по достоинству оценит качество репортажей телеканала Luxe.TV». Однако ключевым козырем в списке каналов является National Geographic HD, с которым «Акадо» удалось подписать эксклюзивное соглашение. Интересно, что подобные соглашения с другими популярными каналами есть у «Мостелекома» - Eurosport, и «НТВ Плюс» - Discovery (при том, что о намерении вещать этот канал в HD в свое время сообщал «Стрим»).

По словам управляющего директора «Акадо-Столица» Сергея Алимбекова, запуск услуги HDTV не потребовал от оператора существенных затрат: его сеть уже была готова к передаче такого сигнала, и основные работы заключались в подборе контента, интеграции тюнеров (set-top box) в существующую технологическую среду «Акадо», проработке коммерческой схемы и модернизации биллинга. Приступив к проработке HDTV в конце прошлого года, «Акадо-Столица» первоначально планировала осуществить запуск в марте следующего года, однако сроки были сдвинуты. Это мотивировалось несколькими причинами, включая и рост интереса потенциальных абонентов к HDTV. В частности, компания провела исследование, согласно которому около 40 % москвичей готовы к таким новым услугам, при том, что средний процент проникновения телевизоров с поддержкой HDTV составляет около 17 %. Сыграл свою роль и тот фактор, что за последний год рост показателей оператора по направлению цифрового ТВ составил 100 %.

Ориентироваться на оказание дополнительных услуг в области ТВ «Акадо» планирует и в дальнейшем. В частности, следующим шагом после HDTV станет запуск «видео по запросу» (video-on-demand, VoD), при этом оператор уже приобрел соответствующую платформу. Напомним, что, как сообщалось ранее, согласно новой концепции бизнеса компании «Акадо-Столица» телевидение станет основной услугой, а Интернет будет предоставляться абонентам как обязательное приложение к телевидению (см. новость раздела «Акадо» от 15 июля 2008 г.). Однако ряд экспертов такую схему считает неэффективной. Это косвенно подтверждается и показателями «Акадо-Столица», у которого услуги доступа в Интернет и трансляции ТВ приносят долю дохода, близкую к 100 %.

Более того, есть мнение, что с помощью дополнительных услуг «Акадо» (за последний год оператор сделал ряд анонсов в этой сфере - это, в частности, запуск услуг по продаже музыки, см., например, новость раздела «Акадо» от 11 сентября 2008 г., и такой «экзотический» шаг, как старт сервиса Акадо.Travel – продажи туристических SIM-карт и виртуальных номеров для путешественников) пытается решить свои финансовые вопросы. Они обусловлены, в частности, общей рыночной ситуацией – высокой стоимостью привлечения новых абонентов (по некоторым оценкам, от 2 до 4 тыс. рублей) и падением среднего дохода с одного абонента (ARPU) – средние цены за последний год на столичном рынке ШПД снизились в 3-4 раза. В принципе, эта же проблема касается и других ведущих игроков на рынке Москвы. Однако, по внутренней информации, хотя телекоммуникационное направление (широкополосная «Акадо-Столица» и корпоративная «Акадо Телеком») не относится к числу профильных в группе «Ренова», в последнее время акционеры усилили давление на него в плане получения прибыли. В частности, в последнее время «Акадо-Столица», по данным ict-online.ru, приостановила несколько масштабных маркетинговых акций. Кроме того, именно этими причинами объясняется недавнее повышение задним числом старых тарифов на услуги сети «Акадо-Столица», которое вызвало активное возмущение абонентов (см. новость раздела «Акадо» от 11 августа 2008 г.).

Что касается других провайдеров, предоставляющих услуги HDTV, то на днях «Комстар-ОТС» заявил о начале коммерческой эксплуатации данной услуги (см. новость раздела «Стрим» от 29 сентября 2008 г.). Напомним, что компания «Комстар-Директ» (торговая марка «Стрим»), входящая в группу «Комстар-ОТС», начала предоставление услуги телевидения высокой четкости в тестовом режиме в феврале текущего года (см. новость раздела «Стрим» от 28 февраля 2008 г.). Сейчас стоимость пакета из трех каналов MelodyZen, Voom TV и Luxe TV составляет 200 рублей в месяц. Также доступна услуга VoD «Видео на заказ». Стоимость одного фильма в формате HD составляет 100 рублей. В дальнейшем планируется увеличить число каналов и сформировать различные пакетные предложения.

Запуск HDTV, а также повышение максимальной скорости доступа в Интернет в два раза – до 20 Мбит/с - стали возможными благодаря проводимой модернизации сети группы «Комстар-ОТС». В рамках проекта, рассчитанного на 2008-2009 годы, «последняя миля» МГТС, также входящей в ОАО «Комстар-ОТС», будет модернизирована с использованием технологии FTTC (Fiber-to-the-Curb, «оптоволокно до активного шкафа»). Проект был запущен в феврале 2008 года, и на сегодняшний день соответствующее оборудование установлено в более чем 200 распределительных шкафах. На данный момент услуга HDTV предоставляется на модернизированных участках сети. Планируется, что в следующем году до 80 % московских абонентов группы «Комстар-ОТС» получат доступ к этим новым услугам.

Телевидение высокой четкости доступно и абонентам компании «Корбина Телеком». В пакет «Базовый» стоимостью 140 рублей в месяц наряду с 71 каналом входят HD Media и Luxe TV HD. Кроме того, в услугу «Видео на заказ» входят фильмы в формате HDTV. Стоимость просмотра фильма в течение суток составляет от 20 до 60 рублей.

Услуги HDTV не оставляют в стороне и менее крупные игроки. Так, в тестовом режиме трансляцию каналов HDTV осуществляет провайдер «Искрателеком» (см. новость раздела «Интернет» от 17 января 2008 г.).

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: Интернет, Интернет ТВ, Стрим, Акадо, Комстар, Комстар Директ, IP TV