МГТС смотрит в сторону IMS. К 2011 году у половины москвичей появятся «продвинутые» домашние шлюзы

Московская городская телекоммуникационная сеть, входящая в группу «Комстар-ОТС», завершила ряд испытаний в рамках опытной зоны по тестированию оборудования IMS. Теперь в планах компании стоит замена практически всех текущих аналоговых станций на IMS -под новую систему уйдет 2 млн из 5 млн номеров. В квартирах тех абонентов, которые окажутся в зоне охвата IMS, будут устанавливаться интернет-шлюзы – специальные модемы, которые позволят из одного устройства получать весь спектр услуг – от базовых телефонии и доступа в Интернет до цифрового ТВ и видео-конференц-связи.
Подсистема IP-мультимедиа IMS (IP Multimedia Subsystem) – термин, который появился несколько лет назад, подразумевающий очередной этап развития сетей связи следующего поколения NGN. Последние ориентированы на конвергенцию и интеллектуализацию услуг в рамках единой сети, и их подписчик может получить весь спектр услуг – от телефонной связи до «видео по запросу» в рамках единой технологической среды, системы управления, биллинга и т.д. IMS предполагается как центр такой сети, реализуется на базе универсального программного коммутатора (softswitch), поддерживающего все виды услуг, абонентские устройства, способный работать как в фиксированных, так и мобильных сетях. Первоначально IMS разрабатывалась для использования в сотовых сетях, и одним из ее преимуществ стала поддержка HLR (единого профиля абонента, или абонентских регистров), универсального биллинга и единой абонентской базы. За рубежом, по данным Gartner, на данный момент заключено около 90 контрактов на поставку IMS, однако 80 % из них – в рамках тестовых работ. Тестирование идет, например, во Франции (France Telecom), Испании (Telefonica), Италии (Telecom Italia), США (Verizon), Венгрии (T-Com) и Чехии (Vodafone).

Рабочая зона IMS была развернута на базе центра внедрения новых технологий МГТС в мае этого года. По данным ict-online.ru, на первом этапе компания намеревалась протестировать оборудование пяти вендоров, но в итоге работа велась только с Huawei и Nokia Siemens (остальные три вендора, как сообщили представители «Комстар-ОТС», просто не смогли предоставить работающее оборудование). У тестовой зоны были также и реальные абоненты, которые были расположены в том же центре внедрения. В рамках тестовых работ IMS-система реализовывала несколько функций, включая управление вызовами, доступом и услугами. Из дополнительных сервисов были протестированы так называемая Presence – когда звонящий видит статус другого абонента (нечто вроде статуса в инстант-мессенджерах типа ICQ), а также обмен мгновенными сообщениями (IM, instant messaging).

Сейчас МГТС завершила часть опытных работ, и уже принято решение о развертывании IMS в сети компании. Как сообщил президент «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев, эти работы начнутся в 2009 году, и они станут частью общего плана по цифровизации сети МГТС. Сейчас у компании из 5 млн номеров аналоговыми телефонными станциями обслуживается 2,3 млн, а остальные – цифровыми системами, из них 2 млн составляют TDM, 700 тыс. приходится на NGN. К концу года на NGN будет переведено еще 300 тыс. аналоговых абонентов. Оставшиеся 2 млн (из числа номеров, обслуживаемых аналоговыми системами) к 2011 году будут обслуживаться на базе IMS – это 42 % от монтированной емкости сети. Как отметил Сергей Приданцев, это позволит сразу перейти к сетям новейшего поколения, минуя этапы TDM и NGN, что означает экономию инвестиций: капитальные вложения в проект по внедрению IMS на треть ниже по сравнению с инвестициями при переходе с аналоговой на NGN-технологию в сочетании с ШПД. Масштаб вложений (средства будут направлены не только на приобретение и монтаж необходимого оборудования, но и на реконструкцию линейно-кабельных сооружений МГТС), а также поставщик оборудования станут известны в конце этого года, когда будет утвержден общий план «Комстар-ОТС» на следующий год и проведен соответствующий тендер.

Что касается абонентов, чьи линии будут обслуживаться IMS, то им будет предложено установить специальный IMS-шлюз (универсальное абонентское устройство), который подключается к телефонной розетке. Это специализированный модем, который будет поддерживать несколько технологий передачи данных и, соответственно, будет оснащен несколькими портами, включая как стандартный RJ-11 (для подключения обычных телефонов), так и Ethernet – для подключения SIP-телефонов, ПК и т.д. Сейчас рассматривается несколько конфигураций шлюзов, начиная с базовой, которая будет оснащена только RJ-11 – для тех абонентов, что решат ограничиться только телефонной услугой. Компания предполагает, что какая-то минимальная часть абонентов не согласиться на переход даже на такой бюджетный вариант. Для таких случаев рассматривается вариант установки телефонной платы в DSLAM (мультиплексор доступа, к которому непосредственно подключаются абонентские линии), которая позволит обслужить обычные аналоговые телефоны. В целом же компания настроена на то, чтобы абоненты получали комплексные шлюзы, которые будут поддерживать сразу несколько услуг: таким образом, компания обеспечит абонентской базе, которая будет обслуживаться IMS, доступ ко всему спектру услуг МГТС. «Далее надо будет решить всего одну задачу – убедить абонента ими воспользовался», - отметил Сергей Приданцев. Это вписывается в концепцию компании присутствовать в каждой квартире, причем не только базовой телефонной услугой. Напомним, что недавно МГТС запустила услугу «Интернет-страховка», которая направлена на реализацию этой цели с точки зрения доступа в сеть (см. новость раздела МГТС от 26 сентября 2008 г.).

Сейчас компания тестирует шлюзы нескольких поставщиков, включая Huawei, Pirelli и Zyxel. Кроме того, для пользователей ПК будет предложена специальная клиентская программа, которая позволит использовать новые возможности – передачу голоса, видео, сообщений, организацию видео-конференц-связи и т.д. (фактически это будет свой аналог Skype).

Преимущества IMS позволят компании не только с легкостью подключать абонента к услугам (последнему, в частности, не надо будет оформлять заявки на них, как это происходит сейчас), причем и в оперативном режиме – к новым, только что запущенным, - но и тарифицировать их по различным схемам, включая пакетные и безлимитные предложения и оплаты по сессиям (например, если абонент пользовался доступом в Интернет всего один день в месяце). Что касается списка услуг, то предполагается два варианта: базовый – телефония, доступ в Интернет, и, возможно цифровое ТВ, - и расширенный, который также будет включать мультимедийные и индивидуальные сервисы. Среди последних можно привести пример British Telecom, который предлагает своим абонентам информирование по расписанию общественного транспорта и т.д. При этом сохранится существующее сейчас разделение – базовый список услуг будет продвигаться под брендом МГТС, «премиальный» – «Комстар» (напомним, что последний придет на смену «Стриму», см. новость раздела «Комстар» от 26 сентября 2008 г.).

Напомним, что «Комстар-ОТС» в ноябре прошлого года была принята стратегия «Пять углов атаки», в которой расписано развитие оператора, включая техническую часть, и уже в ней было прописано использование IMS. Кроме того, еще одним техническим проектом, который реализует компания, стал FTTC (Fiber-to-the-Curb, оптоволокно до активного шкафа). В его рамках DSLAM устанавливаются не на городских телефонных станциях, а в домах, до которых организуется оптоволоконная линия вместо обычной медной. Расстояние между АТС и домами обычно составляет 5-6 км, что при использовании «меди» давало возможность предоставлять скорости до 6 Мбит/с. Благодаря FTTC длина медной «последней мили» до абонента сокращается до нескольких десятков метров, что позволяет получать скорости более 20 Мбит/с (что весьма актуально для IMS-сервисов). Проект был запущен в феврале 2008 года. Сейчас FTTC охватывает около 30 % территории действия МГТС,  планируетя довести этот показатель до 80 % к концу 2009 года. Использование IMS также позволит обеспечить предоставление комплексных услуг «Комстар-ОТС», включая Wi-Fi и WiMAX (см. новость раздела «Комстар» от 19 сентября 2008 г.).


Подробности

ОАО «Московская городская телефонная сеть» – одна из крупнейших в Европе компаний местной проводной связи. МГТС входит в группу компаний «Комстар – Объединенные ТелеСистемы». Основными акционерами являются ОАО «Комстар – Объединенные ТелеСистемы» (доля в уставном капитале – 55,73 %, доля обыкновенных акций – 66,88 %) и ОАО «Связьинвест» (доля в уставном капитале – 23,33 %, доля обыкновенных акций – 28,00 %). Персонал предприятия обслуживает более 4,7 млн абонентов при монтированной емкости 5 млн номеров. На сети действует 490 телефонных станций. Таксофонная сеть компании насчитывает на сегодняшний день около 7 тыс. аппаратов. В настоящее время доля основных телефонных аппаратов МГТС на московском рынке фиксированной связи составляет 77,2 %. Компания начала оказание услуг широкополосного интернет-доступа в сентября 2007 года (см. новость раздела МГТС от 25 сентября 2007 г.).

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: Комстар, NGN, МГТС