«Скай Линк» подтвердил свой тренд. И обнародовал стратегию баланса

Сотовая компания «Скай Линк» подвела итоги своей работы за 9 месяцев 2008 года. Основной из итогов – оператор выполнил те планы, которые анонсировал в прошлом году, в частности, увеличил выручку от услуг и долю на рынке мобильного доступа в Интернет на 30 %. Дальнейшее развитие «Скай Линк» будет базироваться на основе сценария на 2009 – 2012 гг. под рабочим названием «Баланс». Он подразумевает равный подход компании к работе с услугой мобильной передачи данных и голосовой связи с точки зрения маркетинга, продаж и т.д. Еще одна новость игрока - грядущая реорганизация, присоединение 28 региональных компаний, в которых доля владения ЗАО «Скай Линк» составляет 100 %.

Как сообщила генеральный директор ЗАО «Скай Линк» Гульнара Хасьянова, основные итоги текущей работы таковы: к октябрю 2008 года доля от передачи данных в общем объеме дохода от услуг у оператора составила 45 % (при 35 % в I квартале этого года). Планируется, что к концу текущего года «Скай Линку» удаться достигнуть 50-процентной отметки. При этом ожидается, что доля компании на рынке мобильной передачи данных составит на конец года 13 % (при общем объеме российского рынка услуг мобильной передачи данных в 2008 году около $900 млн). «Таким образом, мы выполнили те планы по активизации в сегменте мобильной передачи данных, которые мы анонсировали в прошлом году, и тот тренд, согласно которому мы развивались в этом», - отметила г-жа Хасьянова.

Напомним, что год назад «Скай Линк» сделал ряд программных заявлений. Наряду с начавшимся ребрендингом обновленная команда топ-менеджеров компании анонсировала четкий курс на услуги мобильного доступа и передачи данных, чья доля должна была вырасти в общей структуре выручки «Скай Линка». Кроме того, были запланированы улучшение финансовых показателей оператора, закрепление его позиций в сегменте мобильного доступа и более активная работа с регионами (см. новость раздела «Скай Линк» от 11 сентября 2007 г.).

Что касается финансовых показателей, то за прошедшие месяцы 2008 года компании удалось увеличить выручку на 30 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года до $268 млн, и в два раза – показатель OIBDA. По итогам этого года ожидается общая выручка в размере $380 млн. По рыночной доле – оператор увеличил за 9 месяцев 2008 года присутствие на рынке мобильного интернет-доступа в РФ с 8,5 до 11 %, в Москве – с 12 до 16 %, в Санкт-Петербурге – с 11 до 14 %.

При этом, по статистике компании, более 80 % новых абонентов «Скай Линк» подключаются к тарифам, ориентированным на передачу данных. Более 50 % абонентов «Скай Линк» уже являются активными пользователями высокоскоростного мобильного доступа в Интернет, и основной моделью использования мобильного интернет-доступа абонентами «Скай Линк» является модем, подключенный к ноутбуку, что соответствует практике операторов связи третьего поколения в других странах мира. Трафик передачи данных абонентов «Скай Линк» в 2008 году вырос на 50 % - с 94 Тбайт в декабре 2007 года до 141 Тбайт в сентябре 2008 года.

В целом на территории присутствия на конец сентября 2008 года «Скай Линк» обслуживал более 850 тыс. абонентов в 32 субъектах РФ, из них 390 тыс. в Москве (рост на 30 % с начала года), 240 тыс. в Петербурге (рост на 23 % с начала года) и 220 тыс. в других регионах присутствия (рост 168 % с начала года). Рост абонентской базы с начала года составил 47 % (578 тыс. абонентов по итогам декабря 2007 года) при сохранении показателя ARPU (средний доход с абонента в месяц) - $42,3 (в сентябре 2008 года в среднем по операционным компаниям «Скай Линк»). В Москве этот показатель сейчас составляет $51,5, в Петербурге - $34,9, в регионах - $29,93. Что касается регионов, то наиболее быструю динамику роста в этом году продемонстрировали города Краснодар, Тверь, Владимир и Ростов-на-Дону. При этом, как говорят представители оператора, в ближайшее время он будет еще более активно работать в регионах, которые должны стать наравне со столицей основными драйверами роста «Скай Линк».

Дальнейшее развитие оператора будет проходить в рамках стратегии «Баланс», согласно которой «Скай Линк» будет уделять равное внимание как услугам передачи данных, так и голосу. Программа, которая включает основные направления, целевые показатели и сценарии развития компании, рассчитана на 2009-2012 гг. Стратегия направлена на усиление рыночных позиций «Скай Линк» при сохранении баланса голоса и данных в нескольких основных составляющих деятельности: баланса выручки от голоса и передачи данных, баланса тарифов, каналов продаж и абонентских устройств.

Как говорится в официальном сообщении «Скай Линк», приоритеты стратегии «Баланс», скорректированной с поправкой на текущую рыночную ситуацию, базируются на достигнутых операционных показателях и отражают основные аспекты коммерческой деятельности компании. Здесь имеется в виду следующая ситуация: в марте этого года руководство компании приняло решение ориентироваться на услуги мобильной передачи данных (примечательно, что как раз в этот период были обнародованы предварительные итоги компании, см. новость раздела «Скай Линк» от 7 марта 2008 г.). Данный шаг был сделан также неспроста: в начале года стало понятно, что акционеры сократят инвестиционную программу, а услуги мобильного доступа позволяют зарабатывать более эффективно, нежели голосовые. Компании «Скай Линк» удалось выполнить намеченное, однако, когда летом стало ясно, что вскоре доля мобильной передачи данных начнет достигать 50 %, потребовалось сформулировать новую стратегию по своим услугам, которая и получила название «Баланс».

Что касается тарифов, то, как известно, «Скай Линк» сейчас делает акцент на предложения с мобильным доступом. В ближайшее время линейка будет пересмотрена, более того, уже в ноябре появятся предложения с безлимитной голосовой связью, которая будет ориентирована на межгород и звонки в другие страны. Это будут пакетные предложения, и их стоимость будет зависеть от набора городов/стран и списка включенных услуг. Напомним, что в свое время «Скай Линк» начал экспансию на рынок как раз с безлимитыми тарифами, которые и принесли ему существенную часть абонентской базы на первом этапе. После введения новых правил присоединения «Скай Линк» пришлось закрыть безлимитные предложения для подключения, и сейчас они возвращаются в новом качестве. Не оставит в стороне оператор и тарифы, ориентированные на передачу данных. В частности, благодаря внедряемому сейчас конвергентному биллингу, компания сможет предоставлять условную безлимитку и здесь. Такой пример уже есть – абоненты «Скай Линк» могут бесплатно посещать Odnoklassniki.ru.

Из-за специфики предложения «Скай Линк» на рынке компания работала не только с традиционными дилерскими сетями, но и с альтернативными каналами, например с компьютерными магазинами, а после появления «коробочного» решения – и с гипермаркетами (см., например, новость раздела «Скай Линк» от 16 октября 2008 г.). Компании уже удалось довести долю продаж через такие каналы практически до 50 % (включая собственные офисы), по крайней мере, в одном городе – в Северной столице. «На наиболее конкурентном рынке Санкт-Петербурга мы успешно использовали альтернативные каналы продаж. Этот пилотный проект планируется в ближайшее время тиражировать в другие регионы для построения сбалансированной системы продаж на всей территории присутствия», - прокомментировала Гульнара Хасьянова.

Таким же образом, на основе баланса голоса и данных, будет формироваться и линейка абонентских устройств. В частности, компания будет активнее двигаться в сторону коммуникаторов. Один из последних анонсирован на проходящей сейчас выставке «ИнфоКом-2008» - это AnyData ASP-505, коммуникатор на базе Windows Mobile 6.1 класса «все в одном». Его отличия – поддержка EV-DO Rev. A (скорость до 3,1 Мбит/с, см., например, новость раздела «Скай Линк» от 23 марта 2008 г.), а также наличие специальной программной оболочки SkyTouch, созданной на базе Spb Mobile Shell, написанной компанией SPb Software House. По словам представителей компании, впервые на рынке в коммуникатор встроен набор дополнительных сервисов, использующих высокоскоростной Интернет: телевидение, радио, онлайн-игры с реальными пользователями, новости, каталог контента (причем учитывается российская специфика, например среди доступных сервисов, с которыми интегрирован коммуникатор, – «Яндекс», «вКонтакте», «Однокласники»). Сервисы не требуют активации или настройки, все запускаются одним щелчком сразу после включения аппарата.

Коммуникатор AnyData ASP-505
Коммуникатор AnyData ASP-505


Еще одна крупная новость компании «Скай Линк» - начало реорганизации, в рамках которой будет организовано присоединение 28 региональных компаний, в которых доля владения ЗАО «Скай Линк» составляет 100 %. Примечательно, что центром этой консолидации станет краснодарская «дочка» - ЗАО «Астарта». Как сообщила Гульнара Хасьянова, ранее планировалось, что ОАО «Московская Сотовая Связь» и ЗАО «Дельта Телеком» будут присоединены к ЗАО «Скай Линк» вместе с остальными региональными компаниями. Из-за текущей рыночной ситуации решено провести реорганизацию в два этапа: в 2008 году сформировать «Скай Линк Регионы», а в 2009 году – присоединить ОАО «Московская Сотовая Связь», ЗАО «Дельта Телеком» и ЗАО «Астарта» к ЗАО «Скай Линк». Соответствующее ходатайство на получение разрешения уже подано в ФАС. Напомним, что на базе петербургской «Дельты Телеком» консолидируются активы «Скай Линка» на Северо-Западе (см., например, новость раздела «Скай Линк» от 17 октября 2008 г.). Что касается интеграции технической инфраструктуры операторов, то сейчас во всех предприятиях «Скай Линк», за исключением «Дельты» и МСС, идет внедрение единого биллингового решения от компании «Восточный ветер».


Подробности

Холдинг «Скай Линк» был основан летом 2003 года для создания единой федеральной сети сотовой связи стандарта IMT-MC-450 (CDMA2000, работающий в диапазоне 450 МГц, или CDMA-450). Основными отличиями этого стандарта являются возможность высокоскоростной мобильной передачи данных, в базовом варианте (CDMA2000 1x) – со скоростью до максимальных 153 кбит/с, а при использовании технологии EV-DO – до 2,4 Мбит/с. Первыми двумя городами, где появился бренд «Скай Линк», стали Петербург (конец 2002 года, здесь работает «дочка» «Дельта Телеком») и Москва (конец 2003 года, «Московская Сотовая Связь»). Сейчас компания «Скай Линк» предоставляет услуги в 32 регионах при наличии лицензий на более 60 субъектов РФ (а также еще около двух десятков лицензий на GSM).

К ЗАО «Астарта» будут присоединены ЗАО «Брянские Сотовые Сети», ЗАО «ВладТелеком», ЗАО «Вятская Сотовая Связь», ЗАО «Калужская Сотовая Связь», ЗАО «Новосибирская Сотовая Связь-450», ЗАО «Рязанская Сотовая Связь», ЗАО «Смоленские Мобильные Сети», ЗАО «СОТЕЛ- Нижний Новгород», ЗАО «Сотовая Связь Черноземья», ЗАО «Тверская Сотовая Связь», ЗАО «Краснодарская Сотовая Связь», ЗАО «Амурский Сотовый Телефон», ЗАО «Ульяновская Сотовая Связь», ЗАО «Волгоградская Сотовая Связь», ЗАО «Курганский Сотовый Телефон», ЗАО «Омская Сотовая Связь», ЗАО «Ростовский Сотовый Телефон», ЗАО «СОТЕЛ - Читинская Сотовая Связь», ЗАО «Сотовая Связь - Алания», ЗАО «Сотовая Связь Биробиджана», ЗАО «Сотовая Связь Мордовии», ЗАО «Сотовая Связь Приморья», ЗАО «Сотовая телефонная связь», ЗАО «Удмуртские сотовые сети - 450», ЗАО «Хабаровский Сотовый Телефон», ЗАО «Черкесская Сотовая Связь», ЗАО «Южно-Сибирская Сотовая Связь», ЗАО «ПКФ «Сотел-Астрахань».

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: 3G, СкайЛинк тарифы, СкайЛинк, EV-DO