МТС вышла «напрямую»

Вчера, 1 апреля 2009 года, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» выкупило сеть салонов связи «Эльдорадо», которая представлена в 153 городах РФ. С этой сделкой компания МТС сделала очередной шаг по укреплению своих позиций на рынке сотового ретейла. В начале 2009 года оператор уже приобрел крупную сеть – «Телефон.Ру», что увеличило число розничных точек оператора вдвое. В целом формированием фирменной розницы заняты все участники «большой тройки».
Сеть салонов связи «Эльдорадо» ведет розничную торговлю мобильными телефонами и другой цифровой техникой, а также занимается продажами контрактов и услуг операторов связи. Ретейлер оперирует независимо от российской сети бытовой техники и электроники «Эльдорадо». На 1 января 2009 года сеть салонов связи «Эльдорадо» насчитывала 383 салона в 153 городах РФ.

Вчера, 1 апреля 2009 года, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» приобрела 100 % долей в уставных капиталах ООО «Эльдорадо-Центр» и ООО «Салон Связи Эльдорадо» у компаний Kilcherex Holdings Limited (Кипр) и Tenteco Limited (Кипр), которые являлись владельцами сети «Эльдорадо». Сумма сделки составляет $22,85 млн, включая выплату продавцам $5 млн по истечении 12 месяцев при условии соответствия показателей деятельности приобретаемых компаний требованиям договора. По итогам сделки сеть «Эльдорадо» перешла под контроль управляющей компании розничного бизнеса МТС – ЗАО «РТК». Финансовые результаты приобретаемых компаний будут включены в консолидированную финансовую отчетность ОАО «МТС» начиная с 31 марта 2009 года.

В МТС отмечают, что приобретение сети «Эльдорадо» является очередным шагом компании в направлении развития собственной монобрендовой сети – это позволит МТС сохранять высокие темпы роста бизнеса. «Эльдорадо» будет переведена под бренд МТС до конца 2009 года. При этом в пресс-службе МТС подчеркнули, что в ближайшей перспективе компания не будет отказываться от продажи в «Эльдорадо» контрактов других операторов и приема платежей.

В МТС также уверили, что изменений в кадровом составе сети салонов «Эльдорадо» не предвидится. «В «Эльдорадо» работают  грамотные и профессиональные менеджеры, налажены бизнес-процессы управления сетью», – отметили в пресс-службе. Позитивно расценивает сделку и основатель сети «Эльдорадо» и салонов связи «Эльдорадо» Игорь Яковлев: «В 2009 году мы намерены сконцентрировать наши усилия на основном бизнесе – дистрибуции качественных и доступных товаров бытовой техники и электроники для широкого круга потребителей. Сделка c МТС дает нам возможность консолидировать  денежный поток и достичь укрепления наших позиций на российском рынке».

Приобретение «Эльдорадо» не единственный шаг МТС, направленный на развитие собственной розницы. В конце 2008 года сеть салонов МТС должна была увеличиться еще больше – оператор  заключил трехгодичное франчайзинговое соглашение с сетью «Беталинк», согласно которому «Беталинк» также должен был быть переформирован в монобрендовую сеть МТС. Однако сотрудничество оказалось неуспешным – дилер не успел перейти в брендированный формат МТС в связи с финансовыми проблемами и недавно подал заявление о банкротстве. В случае с «Эльдорадо» МТС не опасается повторить этот сценарий. «Сотрудничество с «Беталинком» носило характер франчайзингового, партнерского соглашения. Сделка с «Эльдорадо» – покупка и перевод сети салонов связи «Эльдорадо» под контроль управляющей компании розничного бизнеса МТС – ЗАО «РТК». Во втором случае речь идет о приобретении и полном контроле ретейлера», – отметили в пресс-службе МТС.

В начале 2009 года МТС предприняла еще один шаг на пути формирования сети собственной розницы, выкупив другую крупную сеть – «Телефон.Ру». В МТС сообщили, что за счет салонов «Телефон.Ру» сеть монобрендовых салонов оператора по России будет существенно увеличена – от 1,7 тыс. до 2,8 тыс. Напомним, что МТС также развивает эксклюзивную розницу в регионах присутствия сети – точки открываются на базе локальных дилеров, и из крупных партнеров здесь можно упомянуть «ТС-Ритейл» (известный по проекту «Точка»).

Формированием фирменной розницы заняты все участники «большой тройки». С этой целью «Билайн» осенью 2008 года выкупил 49,9 % «Евросети» у Александра Мамута (предпринимателю принадлежит 50,1 %). Однако по предписанию ФАС (Федеральная антимонопольная служба) ретейлер не сможет убрать с витрин стартовые комплекты других операторов связи. «МегаФон» некоторое время назад вел переговоры о приобретении сети «Диксис». Но сейчас «Диксис» так же, как и «Беталинк», фактически является банкротом, а ее салоны, как и точки «Беталинка», делят между собой другие ретейлеры. По оценке Mobile Research Group (MRG), сейчас ситуация на рынке сотового ретейла России выглядит следующим образом: «Евросеть» имеет 30 %, второе место занимает «Связной» с 19 %. На третьем и четвертом местах расположились сети, частично или полностью выкупленные МТС, – «Эльдорадо» (включая сотовые салоны и магазины электроники) с 10 % и «Телефон.ру», имеющий 3,5 % рынка.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: МТС, фирменный салон, центры мобильной связи, розница, финансы, слияние поглощение, сотовое подключение, инвестиции, Эльдорадо