«Скай Линк» выполнил задачи. И перевалил за миллион абонентов

Сотовая компания «Скай Линк» подвела итоги за 2008 год. Основные из них – оператору удалось сохранить темпы по 30-процентному приросту объема выручки, которая составила 8,3 млрд рублей, и по 40-процентному росту абонентской базы, которая на конец прошлого года составляла более 900 тыс. подписчиков, а недавно превысила отметку в 1 млн. Руководство компании отмечает, что ей удалось выполнить поставленные на прошлый год задачи, включая реализацию стратегии «Баланс» и объединение региональных «дочек» – сейчас под управлением ЗАО «Скай Линк» находится всего три компании вместо, как это было ранее, нескольких десятков.
Сейчас «Скай Линк», работающий в стандарте CDMA-450 (его отличие – возможность высокоскоростной мобильной передачи данных), присутствует в 32 субъектах РФ, где, по данным на март 2009 года, он обслуживает 897 тыс. подписчиков. Однако всего под брендом «Скай Линк» обслуживается 1005 тыс. абонентов – сюда включены операторы под управлением акционера ЗАО «Скай Линк» RTDC (они обслуживают 108 тыс. абонентов), а также независимые компании, которые работают под брендом «Скай Линк», в частности, это сотовые подразделения «ЦентрТелекома» и др.

Можно вспомнить, что два года назад, на первый квартал 2007 года, у «Скай Линка» было 442 тыс. абонентов, в первом квартале 2008 года – 626 тыс. подписчиков. Как отметила генеральный директор ЗАО «Скай Линк» Гульнара Хасьянова, преодоление отметки в 1 млн абонентов – важное достижение, которое, в частности, позволит вести более эффективные переговоры с поставщиками оборудования. Если говорить о структуре абонентской базы, то 75 % – это частные лица, а 25 % – корпоративные заказчики. При этом, что касается последних, то, по словам представителей «Скай Линка», несмотря на экономический спад, оттока здесь у компании не наблюдалось.

Если говорить о других цифрах, то, например, показатель ARPU, по данным на март 2009 года, в среднем по операционным компаниям «Скай Линк» составил 1 тыс. рублей. При этом самый высокий ARPU – в Москве – 1,2 тыс.  рублей, далее идет Санкт-Петербург – 700 рублей (здесь есть снижение этого показателя из-за сложной конкурентной ситуации), а в региональных компаниях он в среднем составляет 650 рублей. Трафик передачи данных абонентов «Скай Линк» в 2009 году вырос с 163 Тбайт до 170 Тбайт в месяц (в марте 2009 года). Это восьмикратный рост с декабря 2006 года, когда было начато предоставление услуг на базе технологии EV-DO, позволившей увеличить скорость передачи данных до максимальных 2,4 Мбит/с, что позволяет «Скай Линку» сейчас продвигать себя как полноценного 3G-оператора. За первый квартал 2009 года объем трафика передачи данных составил  500 Тбайт – рост составил 6,4 % по сравнению с 4-м кварталом 2008 года (470 Тбайт) и 76 % по сравнению с 1-м кварталом 2008 года (284 Тбайт). Еще годом ранее этот показатель составлял 63 Тбайт.

Общий объем выручки «Скай Линка» составил 8,3 млрд рублей. При сохранении темпов роста 30 % в год (в рублевом эквиваленте) по итогам 2009 года компания может преодолеть отметку в 10 млрд рублей. «Нам удалось добиться сохранения темпов выручки при нынешней непростой экономической ситуации, что позволяет говорить о том, что кризис мало затронул нашу компанию и сегмент 3G. Более того, в марте мы подключили абонентов больше, чем в декабре 2008 года, несмотря на значительный спад на рынке сотового ретейла», – отметила Гульнара Хасьянова. Что касается инвестиций, то «Скай Линк» в прошлом году вложил $50 млн в развитие своих сетей (в частности, компания появилась в Хабаровске и Кемерово), в этом году их объем составит около $40 млн. Эти средства пойдут на расширение существующих сетей – в новые регионы компания в этом году не будет выходить (но она готова рассматривать различные партнерские схемы). Другие финансовые итоги не раскрываются, однако, как отметила г-жа Хасьянова, такие важные показатели, как уровень EBITDA, вырос в несколько раз, а рентабельность – в два раза.

Запуска новых сетей можно ожидать в следующем году – по условиям лицензий на CDMA-450, которые есть у «Скай Линка» на те регионы, где он пока не присутствует (а таковых – около трех десятков), услуги должны быть запущены до конца 2010 года. Напомним, что у оператора есть и лицензии на GSM на несколько десятков регионов, и по их условиям сети должны заработать до конца этого года. Однако «Скай Линк» отправил заявку на пересмотр этого условия, где пересмотр, в том числе мотивируется тем, что вокруг этих лицензий больше года шли суды, где оператор выступал третьей стороной.

Главным же достижением за прошлый год руководство «Скай Линка» называет создание объединенной структуры «Скай Линк Регионы», которая организована на базе 100-процентной «дочки» – краснодарского ЗАО «Астарта», и в которую вошли 27 региональных компаний. В настоящее время сформированы филиалы «Скай Линк» в городах: Владимир, Воронеж, Калуга, Киров, Нижний Новгород, Новосибирск, Рязань, Тверь, Ульяновск, Волгоград, Омск, Ростов, Барнаул, Краснодар, Хабаровск, Владикавказ, Ижевск. Генеральным директором «Скай Линк Регионы» назначен Сергей Ханенков, генеральный директор «Скай Линк – Москва», который будет возглавлять обе компании.

Формирование бизнес-единицы «Скай Линк Регионы» происходило по решению совета директоров ЗАО «Скай Линк» от 20 октября 2008 года. Соответствующее разрешение ФАС получено 12 ноября 2008 года. Объединение осуществлялось двумя способами: путем «присоединения» по 16 компаниям и путем реорганизации по схеме «выделения с присоединением» по 11 компаниям. Как отмечают представители «Скай Линка», в телекоммуникационной отрасли это первый прецедент реорганизации в форме «выделения с присоединением». «Самый известный и практически единственный пример такого же масштабного применения аналогичной схемы с большим количеством одновременно реорганизуемых юридических лиц – это реорганизация ОАО РАО «ЕЭС России», которая также проводилась в форме выделения, осуществляемого с одновременным присоединением части компаний», – прокомментировал первый заместитель генерального директора ЗАО «Скай Линк» Георгий Гусев.

В рамках объединения операционных компаний в 2008 году в регионах присутствия «Скай Линк» были реализованы единая система финансового планирования и отчетности, единая техническая политика, общая тарифная и продуктовая политика. В августе 2008 года организован единый контакт-центр для обслуживания абонентов во Владимире (см. новость раздела «Скай Линк» от 2 марта 2009 г.), в декабре сформирована единая линейка тарифных планов, которая в настоящее время поэтапно вводится во всех регионах (в Петербурге – см., например, новость раздела «Скай Линк» от 5 февраля 2009 г.).

Таким образом, под началом управляющей компании – ЗАО «Скай Линк» – сейчас находится три «дочки»: «Скай Линк Регионы» (ЗАО «Астарта»), «Скай Линк – Москва» (ОАО «Московская Сотовая Связь») и «Скай Линк – Северо-Запад» (ЗАО «Дельта Телеком»). Кроме того, у «Астарты» есть еще дочерние предприятия – владельцы GSM-лицензий. Процесс интеграции на этом не остановится – планируется, что формирование единого оператора «Скай Линк» завершится в 2009 году объединением указанных четырех компаний.

Гульнара Хасьянова также отметила, что компании удалось выполнить задачи в рамках стратегии «Баланс», анонсированной в прошлом году. Она направлена на усиление рыночных позиций при сохранении баланса голоса и данных в трех основных составляющих деятельности 3G-оператора: транзит трафика, развитие услуг и устройств доступа. В одно время «Скай Линк» делал ставку на голосовые услуги (при входе на рынок, когда были выдвинуты выгодные безлимитные предложения), потом компания активизировалась в области мобильного доступа в Интернет (после запуска EV-DO), и сейчас происходит некоторое возвращение к «голосу».

В частности, в новой унифицированной линейке тарифов, разработанной и запущенной в конце прошлого года, одни из центральных позиций – это голосовые предложения «Баланс», «Золотая середина» и комбинированный «Коммуникатор». Кроме того, была запущена опция «Льготная международная и междугородная связь». Также, например, в Москве недавно компания выдвинула предложения, которые могут конкурировать с тарифами городских телефонных операторов, это, в частности «коробочный» «Безлимитный город» (см. новость раздела «Скай Линк» от 1 апреля 2009 г.), и «Город 495» (см. новость раздела СкайЛинк от 11 февраля 2009 г.). В городах Тверь и Кемерово у компании запущен тариф «Городской телефон». Сейчас в новых подключениях, по данным на март 2009 года, на тарифы, которые включают голос и ПД, подключаются 32 % абонентов, на тарифы с передачей данных – 53 %, а оставшиеся 15 % выбирают чисто голосовые предложения.

В 2008 году компания запустила контент-платформу для тарификации трафика по загружаемому контенту. Это позволило компании первой в РФ запустить безлимитные контент-тарифы сначала в Москве, а затем в других регионах. В 1-м квартале 2009 года контент-тарифы открыты для подключений в Твери и Санкт-Петербурге (см. новость раздела «Скай Линк» от 3 апреля 2009 г.), а в Москве данное предложение реализовано также в виде тарифных опций, которые могут быть активированы на любом тарифном плане.

Что касается планов на этот год, то здесь можно выделить несколько направлений. В частности, одна из задач – это развитие альтернативной розницы – после фактически краха сотовых дилеров, которые в основном сейчас либо обанкротились, либо контролируются сотовыми GSM-операторами, «Скай Линку» пришлось активизироваться в направлении поиска новых путей сбыта. Хотя, отметим, компания начала работать с сетями, например, БТиЭ еще год назад. Этот же год ознаменовался несколькими анонсами здесь – это начало работы с «Почтой России» и сетями АЗС – правда, эти проекты реализуются сейчас в основном в Петербурге и Ленобласти (см. новость раздела Скай Линк от 11 марта 2009 г.). Сейчас у компании появляется новый канал продаж – разработчики и продавцы ПО – в стадии заключения находится несколько договоров с такими игроками.

По развитию линейки терминалов «Скай Линк», судя по всему, берет небольшой тайм-аут – в конце этого года Qualcomm (основной держатель лицензий на CDMA) планирует выпустить новый интегрированный чип с поддержкой сразу нескольких стандартов (CDMA и GSM) и нескольких частот. Поэтому в 2009 году «Скай Линк» не планирует выводить новые модели телефонов на рынок в массовом порядке, как это было в прошлые годы. Однако компания намерена активизироваться в плане продвижения модемов – она сфокусируется на паре моделей, которые будут предлагаться по сниженным ценам (сейчас оператор ведет переговоры с вендорами). Первые шаги уже сделаны (см., например, новость раздела «Скай Линк» от 5 марта 2009 г.). Кроме того, вскоре будет предложен новый модем AccessTel, который благодаря использованию двунаправленной антенны может обеспечить более качественный прием сигнала.

Напомним также, что вскоре завершается федеральная телевизионная реклама «Скай Линка», которая стартовала в конце февраля этого года (см. новость раздела Скай Линк от 25 февраля 2009 г.). В ее рамках уже прошли ротации двух роликов, которые продвигали услуги 3G и голосовые услуги от «Скай Линка». С 15 апреля стартует третий финальный ролик, который уже будет ориентирован на стимулирование непосредственно спроса и увеличение продаж. Как говорят представители оператора, пока трудно оценить эффект от ТВ-рекламы, однако первые результаты уже есть – посещаемость сайта «Скай Линка» за время ее ротации увеличилась в три раза. Сейчас также компания по примеру GSM-игроков занялась product placement в игровом кино (см. новость раздела «Скай Линк» от 7 апреля 2009 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: мобильный Интернет, 3G, финансы, мобильные операторы, СкайЛинк, инвестиции, выручка, сотовая связь