«МегаФон» подвел итоги

Вчера, 22 апреля 2009 года, «МегаФон» подвел итоги своего развития в 2008 году и сообщил о некоторых планах на будущее. Несмотря на финансовый кризис, отразившийся и на телекоммуникационном рынке, «МегаФон» успешно завершил 2008 год с точки зрения как финансовых, так и операционных показателей. В 2009 году оператор намерен продолжить развитие сетей третьего поколения, а также планирует активизироваться в сегменте сотовой розницы. Одним из приоритетных направлений для «МегаФона» на ближайшие несколько лет станет развитие ШПД-направления за счет покупки местных провайдеров.
За 12 месяцев 2008 года совокупная выручка ОАО «МегаФон» выросла на $1,55 млрд (28 %), составив порядка $7 млрд, из которых 31 % – выручка в Москве. Северо-Западный регион принес «МегаФону» 18 % от общей суммы. При сравнении показателей выручки операторов «большой тройки», «МегаФон» находится на втором месте. Первое занимает МТС, выручка которого за 2008 год увеличилась на $1,66 млрд. Совокупная выручка «ВымпелКома» к концу 2008 года подросла на $1,26 млрд. Доли операторов в совокупной дополнительной выручке в России в 2008 году распределились следующим образом: 37 % – у МТС, 35% – у «МегаФона» и 28 % – у «ВымпелКома».

Показатель EBITDA «МегаФона» в 2008 году составила порядка $3,5 млрд, что на 26 % больше прошлогоднего показателя. При этом порядка 35 % EBITDA «МегаФона» формируется от операций в Московском регионе, на Северо-Западный регион приходится 21 % EBITDA. В 2008 году чистая прибыль «МегаФона» составила $1,78 млрд, что на 34 % больше по сравнению с 2007 годом. Рентабельность по чистой прибыли в 2008 году достигла рекордного значения в 25,3 %.

Капитальные затраты «МегаФона» в 2008 году составили порядка $2,2 млрд, что на 45 % больше, чем в 2007 году. При этом свободный денежный поток в 2008 году уменьшился с $0,95 млрд (в 2007 году) до $0,76 млрд (в 2008 году). В течение 2008 года «МегаФон» продолжал исповедовать консервативный подход к приобретению активов, что стало преимуществом компании в период кризиса – в то время, как большинство российских компаний оказались в сложной финансовой ситуации, долговая нагрузка «МегаФона» покрывается имеющимися денежными средствами.

К концу 2008 года количество абонентов «МегаФона» увеличилось на 7,8 млн (22 %) и достигло 43,3 млн человек в России и еще 269 тыс. – в Таджикистане. Лидирующим регионом для «МегаФона» по числу абонентов является Северо-Запад с 7,7 млн человек. Абонентами «МегаФон Москва» являются 6,5 млн. Абонентская база подразделения «МегаФон Центр» насчитывает 4,8 млн человек. 

В сравнении с другими игроками рынка сотовой связи России, «МегаФон» занимает третье место по объему абонентской базы. Лидирует здесь МТС, абонентская база которого к концу 2008 года насчитывала 64,5 млн человек. «ВымпелКом» («Билайн») находится на втором месте с 48,8 млн. Tele2, размер абонентской базы которого 10,5 млн человек, расположился на четвертом месте. В результате рынок сотовой связи России в конце 2008 года оказался поделен между операторами в следующей пропорции: МТС – 34,4 %, «ВымпелКом» – 25,4 %, «МегаФон» – 23 %. Доля остальных операторов составила 17,2 %.

При этом «МегаФон» лидирует по показателям прироста абонентской базы – как уже отмечалось в 2008 году оператор получил новых 7,8 млн человек (что и дало прирост  22 %). У МТС прирост составил 7,2 млн (13 %), у «ВымпелКома» в 2008 году произошел отток абонентов на 4 млн (-8 %). В течение 2008 года доля «МегаФона» в чистых подключениях на российском рынке увеличилась на 24 %. По чистым подключениям оператор занял первое место, заработав 52 % от чистого прироста пользователей мобильной связи в России за 2008 год.

В 2008 году «МегаФону» удалось снизить уровень оттока абонентов с 3,5 % до 3,2 %, который наблюдался в предыдущие годы. Этому способствовали как запуск новых предложений, таких как рублевый тариф «Сказка» (см. новость раздела «МегаФон» от 3 марта 2009 г.), так и развитие программ повышения лояльности абонентской базы, таких как опция «МегаФон Бонус». Проникновение этой услуги за три года существования на рынке составило 33 %. По данным «МегаФона», средняя продолжительность пребывания в сети участника программы «МегаФон Бонус» и, соответственно, выручка от него в 1,5 раза выше, чем других абонентов оператора.

В связи с финансовым кризисом объем потребления базовых услуг, предлагаемых «МегаФоном», в 2008 году замедлился. Если в первой половине прошлого года еще наблюдался рост ARPU (доход с одного абонента) по сравнению с 2007 годом – у «МегаФона» этот показатель достиг значения 374 рубля, то начиная с августа 2008 года темпы роста ARPU замедлились и начали снижаться. Тем не менее ARPU в 2008 году вырос на 3,3 % по сравнению с 2007 годом и к концу года достиг 373 рублей. Традиционно показатель MOU (количество минут в пересчете на абонента) «МегаФона» – один из самых высоких в России. В прошедшем году данный показатель вырос на 18,4 % и составил 289 минут на одного абонента. Голосовой трафик «МегаФона» в 2008 году вырос на 42,8 % по сравнению с 2007 годом – до 135,6 млрд минут.

Генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков подчеркнул, что «МегаФон» не стремится поднимать цены на сотовую связь, а также переходить на долларовые расчеты с абонентами. В связи с кризисом в 2008 году операторы прибегали к повышению цен на свои услуги. В 2008 году рост цен на сотовую связь в России составил 25 %. В 2009 году вероятно повышение тарифов еще на 5-7 %. «Для «МегаФона» первоочередной задачей является поддержание лояльности абонентов, поэтому мы не будем повышать тарифы ради увеличения прибыли. Однако в ряде случаев это необходимо для обеспечения финансовой устойчивости бизнеса», – сообщил Сергей Солдатенков.

В течение 2008 года «МегаФон» уделял большое внимание развитию дополнительных услуг в сетях мобильной связи. Среди перспективных сервисов отмечается услуга RBT (число пользователей сервиса «Замени гудок» к концу 2008 года превысило 8 млн человек). Выручка «МегаФона» от VAS-услуг в 2008 году увеличилась на 39 % и составила $1 млрд, а доля доходов от VAS в совокупной выручке оператора увеличилась до 14,5 %. В общей VAS-выручке российских операторов в 2008 году доли распределились следующим образом: МТС – 33 %, «МегаФон» – 28 %, «ВымпелКом» – 25 %, остальные игроки – 14 %. При этом в 2008 году «МегаФон» лидировал по VAS ARPU в России. Этот показатель у «МегаФона» равен $2,3, у «ВымпелКома» – $1,8, у МТС – $1,7.

Одним из ключевых генераторов роста VAS-выручки «МегаФона» в 2008 году стали услуги передачи данных. Трафик передачи данных «МегаФона» вырос за год на рекордные 435 % до 1,8 Петабайт. Доход от передачи данных в общем доходе от VAS оператора за 12 месяцев 2008 года составил 26 %.

Этот сегмент телекоммуникации в России оказался самым устойчивым к влиянию кризиса в 2008 году, а также самым быстрорастущим. Во многом бурный рост связан с развитием 3G-сетей, что привело к практически двукратному увеличению аудитории российских пользователей передачи данных. Ее численность к концу 2008 года достигла 31,2 млн или 17 % от общей численности абонентов сотовой связи России. Лидером по выручке от мобильного Интернета в России в 2008 году стал «МегаФон» с 29 %. На втором месте – МТС с 28 %, а «ВымпелКом» находится на третьем месте с 24 %. Доля «Скай Линка» в общем зачете составляет 5 %, и 14 % находятся у других игроков рынка сотовой связи.

Развитие сетей третьего поколения «МегаФон» называет одной из приоритетных задач на 2009 год. В настоящее время оператор лидирует как по числу субъектов РФ, охваченных связью 3G (23), так и по количеству базовых станций. К декабрю 2008 года сеть третьего поколения «МегаФона» в Северо-Западном регионе насчитывала 1056 БС, в Дагестане – 185 БС, и в Сочи – 45 БС. Инвестиции «МегаФона» в сети 3G в 2008 году составили порядка $250 млн.

Говоря о технологическом развитии «МегаФона» в 2008 году, основные усилия были сфокусированы на развитии систем радиодоступа (65 % от совокупного технологического CAPEX), где большая часть – это расширение емкостных параметров сети. Структура технологического CAPEX в 2008 году такова: 65 % – радиодоступ (сети 2G и 3G), 24 % – транспортные сети, 11 % – корневые системы. В 2009 году «МегаФон» намерен снижать объемы инвестиций в увеличение емкости сети 2G в два раза, а основной акцент будет сделан на строительстве коммерческой сети 3G.

Сергей Солдатенков отметил, что одной из стратегических задач оператора на ближайшее время является предоставление конвергентных услуг. Эта тенденция уже наметилась в 2008 году, когда «ВымпелКом» объединился с «Голден Телекомом», а МТС стал активнее работать с «Комстар-ОТС». «МегаФон» планирует активизироваться на рынке широкополосного доступа в Интернет путем приобретения ряда местных операторов. На первом этапе компания готова инвестировать на эти цели до $500 млн. «К 2012 году мы хотим стать лидерами на рынке ШПД. Для этого мы планируем приобрести несколько небольших операторов. Получится или нет, зависит от переговорного процесса с ними. На первом этапе в этом году мы планируем инвестировать в покупку таких операторов до полумиллиона долларов США», – сказал Сергей Солдатенков.

Еще одно стратегически важное направление для «МегаФона» – развитие собственных каналов розничных продаж. Как сообщила заместитель генерального директора компании по коммерческим вопросам Лариса Ткачук, в отличие от МТС и «Билайна», «МегаФон» не планирует покупать крупных розничных операторов. В ближайшие полтора года оператор намерен создать 500 новых точек продаж во всех регионах России. На территорию Северо-Западного региона придется примерно 180 точек (см. новость раздела «МегаФон» от 17 апреля 2009 г.). Кроме того, «Мегафон» подписал соглашение с крупнейшим российским сотовым ретейлером «Евросеть» на продажу последним 7 млн контрактов абонентам «Мегафона». «Рынок сотового ретейла уже сильно изменился. Фактически независимым из федеральных сетей продаж остался только «Связной», а через 2-3 года в России будут работать только несколько крупных монобрендовых сетей», – отмечает Лариса Ткачук.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: мобильный Интернет, 3G, тарифные планы, МегаФон, широкополосный доступ, финансы, сотовые операторы, инвестиции, выручка