Образчик интеграции. «Билайн» и «Голден Телеком» объединились в Украине

Компания «ВымпелКом» (бренд «Билайн») завершила интеграцию сотового и фиксированного бизнесов на Украине, принадлежащих ее дочерним компаниям «Украинские радиосистемы» и «Голден Телеком» соответственно. Это первый пример завершенного такого проекта у «ВымпелКома» – в частности, что касается России, то первых полноценных итогов интеграции здесь стоит ожидать не ранее 2011 года.

Особенность украинского бизнеса «ВымпелКома» – здесь компания работала на базе двух приобретенных активов, в то время как, например, в России сотовый бизнес «Билайн» предпочитал развивать самостоятельно.

Компания «Украинские радиосистемы» (УРС, торговая марка WellCOM) была приобретена ОАО «ВымпелКом» в конце 2005 года и стала одной из самых дорогих (в пересчете на одного абонента) и неоднозначных сделок у последнего. Цена – $231 млн – за оператора, который владел около 1 % рынка (на тот момент – 200 тыс. абонентов), аналитиков смущала с самого начала. Кроме того, эта покупка стала причиной конфликта акционеров «ВымпелКома» – «Альфы-груп» (Altimo) и норвежского Telenor, который разрешился только недавно (см. новость раздела «ВымпелКом» от 6 октября 2009 г.).

В 2008 году «ВымпелКом» стал владельцем одного из крупнейших операторов фиксированной связи с присутствием в России и СНГ – «Голден Телеком», и этот процесс начался еще в начале прошлого года (см. новость раздела «ВымпелКом» от 18 февраля 2008 г.). Сумма сделки составила $4,3 млрд. Интересно, что на Украине этот оператор предоставлял услуги не только фиксированной связи и ШПД (под маркой «Свiт Онлайн») для частных лиц, но и мобильной (в стандарте GSM 1800 под марками «Голден Телеком GSM» и UNI) – то есть у «Билайна» в итоге сделки на территории этой страны появилось сразу два сотовых актива.

Сразу после приобретения «Голден Телекома», которому на территории России также принадлежал ШПД-оператор «Корбина Телеком», «ВымпелКом» начал процедуру объединения активов. В частности, уже в сентябре прошлого года было объявлено о том, что компания отказывается от бренда «Голден Телеком», оставляя марку «Билайн» для всех своих услуг (см., например, новость раздела «ВымпелКом» от 3 сентября 2008 г.  и новость раздела «ВымпелКом» от 23 сентября 2009 г.).

Следующим этапом стала техническая и организационная интеграция «Билайна» и «Голден Телекома». Первой территорией присутствия, где этот процесс был успешно завершен, стала Украина. Интересно, что из Москвы для руководства этим процессом был приглашен нынешний руководитель «Билайн Украина» Александр Баринов – его кандидатуру на пост гендиректора УРС утверждал тогдашний президент «ВымпелКома» Александр Изосимов.

 

Официальный запуск центра управления сетями «Билайна» в Украине ознаменовал завершение организационной и технической интеграции компаний УРС и «Голден Телеком». На снимке (слева направо): технический директор компании «ВымпелКом» по СНГ Илья Чулюкин и технический директор «Билайн» в Украине Дмитрий Микитюк
Официальный запуск центра управления сетями «Билайна» в Украине
ознаменовал завершение организационной и технической интеграции
компаний УРС и «Голден Телеком». На снимке (слева направо):
технический директор компании «ВымпелКом» по СНГ Илья Чулюкин
и технический директор «Билайн» в Украине Дмитрий Микитюк


По словам представителей украинского «Билайна», этап интеграции можно условно разделить на два этапа – первый начался летом прошлого года и завершился к сентябрю, второй длился до мая этого года. В рамках первого этапа была создана единая система управления объединенных УРС и «Билайна» и также выделены основные направления деятельности: корпоративный бизнес (услуги для крупных корпоративных клиентов, малого и среднего бизнеса) и массовый сегмент (услуги для частных лиц). Общее руководство перешло к Александру Баринову, который стал отвечать за все бизнес-операции «ВымпелКома» в Украине. На втором этапе была произведена техническая интеграция, и, в частности, был создан единый центр управления сетями (ЦУС). Он отвечает за все элементы используемой сетевой инфраструктуры «Билайна» в Украине, включая транспортную сеть, мультисервисную IP-сеть, сеть мобильной связи, сеть фиксированной связи, сеть широкополосного доступа в Интернет по технологии FTTB, узлы сервисных платформ вторичных сетей связи, элементы систем жизнеобеспечения технологических площадок и др.

 

Илья Чулюкин: украинский «Билайн» — это теперь единый организм
Илья Чулюкин: украинский «Билайн» это теперь единый организм

 

Ранее у компаний работало два ЦУСа, которые и были интегрированы. Поэтому, как отметил технический директор компании «ВымпелКом» по СНГ Илья Чулюкин, создание нового ЦУСа не потребовало каких-либо значительных инвестиций, т. к. использовались уже существующие площадки и оборудование. Интересно, что, несмотря на то, что организационная и техническая интеграция были завершены в мае 2009 года, компания объявила об этом только сейчас. Это связано, по словам ее представителей, с тем, что ряд бизнес-процессов требовали еще некоторой «доводки». Сейчас же, у украинского «Билайна», как отметил Илья Чулюкин, создана единая бизнес-команда, единая система услуг и их маркетинга и продаж, а также единые стандарты сервисов и техническая инфраструктура.

Что касается последней, то фиксированный сегмент «Билайна» в Украине сейчас включает 15 тыс. км магистральных волоконно-оптических линий (интересно, что из них 2 тыс. достались от «Голден Телекома», а от УРС – 13 тыс.), а также 5 тыс. км внутригородских линий связи. Насчет последних – сейчас услуги ШПД предоставляются «Билайном» в девяти городах Украины, включая Киев, Харьков, Днепропетровск, Житомир, Одессу, Львов. Здесь подключено около 50 тыс. абонентов, при том что охват квартир составляет около 1 млн (сам проект стартовал еще в 2007 году). Количество крупных корпоративных клиентов по услугам фиксированной связи у оператора составляет 1,3 тыс., а абонентов из сектора малого и среднего бизнеса – около 13 тыс.

Как отметил Александр Баринов, интеграция транспортных сетей мобильного и фиксированного сегментов позволила использовать оригинальное техническое решение. Сейчас компания при подключении корпоративных клиентов может использовать специальное устройство, которое обеспечивает фиксированный канал передачи данных, «забирая» его из транспорта до базовой станции мобильной связи, – таким образом, фактически каждая БС «Билайна» становится узлом связи.

Что касается сотовых услуг, то сейчас «Билайн», который обеспечивает национальное покрытие страны, обслуживает около 2 млн человек. При этом ряд абонентов до сих пор обслуживаются сетью «Голден Телекома», хотя в свое время была разработана и запущена кампания по миграции ее подписчиков в УРС.

 

Основная задача ЦУС — как можно более ранее обнаружение технических инцидентов в работе сетевой инфраструктуры и координация работ по их устранению
Основная задача ЦУС как можно более раннее обнаружение технических инцидентов
в работе сетевой инфраструктуры и координация работ по их устранению

Технический директор «Билайн» в Украине Дмитрий Микитюк подробно рассказал о работе единого ЦУСа. Его обслуживает выделенное подразделение в структуре компании, которое включает в себя 25 технических специалистов. Сам центр создан на базе платформы программно-аппаратного комплекса мониторинга Cisco InfoCenter, и стоимость оборудования и ПО превышает $500 тыс. Для ЦУСа организована специально оборудованная площадка диспетчерского центра площадью около 30 кв. м, и он подразумевает резервирование всех систем и работает на базе автономной локальной сети.

Основная задача ЦУС – как можно более раннее обнаружение технических инцидентов в работе сетевой инфраструктуры и координация работ по их устранению. Мониторинг всех элементов сетевой инфраструктуры ведется в режиме 24 х 7 х 365. В 2008 году на сети украинского «Билайна» было зафиксировано три инцидента первой категории, а в 2009 году – уже ноль. Усредненное количество зарегистрированных инцидентов за квартал в 2008 году составило 8390, в 2009 году – 6321. Сеть «Билайна» пострадала и при наводнении в Ивано-Франковской области в 2008 году – тогда связь была восстановлена за 2,5 часа. По словам Дмитрия Микитюка, создание единого ЦУС позволило сократить время реакции на аварийные ситуации на 30 мин. и более. При этом компании удалось и сэкономить как в относительных цифрах – 40 % ресурсов за счет упразднения дублируемых функций, так и в абсолютных –  свыше $500 тыс. в затратах на системах мониторинга и порядка $40 тыс. на оборудовании.

Что касается клиентской стороны, то новый запуск нового ЦУСа позволил обеспечить повышение коэффициента доступности сервисов в сети мобильной связи до 99,98 %, снижение количества обрывов соединений в сети мобильной связи до величины 0,98 %, а также повышение KPI по доступности базовых услуг фиксированной сети (телефония, доступ в Интернет, передача данных). «Сеть «Билайн» в Украине – лучшая среди сетей международной группы компаний «ВымпелКом», – резюмировал Дмитрий Микитюк.


Дмитрий Микитюк доволен результатами технической интеграции
Дмитрий Микитюк доволен результатами технической интеграции
«Украинская команда, первой завершив интеграцию в группе компаний «ВымпелКом», задала направление развития бизнеса объединенной компании и технических решений, таких как ЦУС. Этот опыт будет использован в разработке и внедрении конвергентных услуг в России, Казахстане и Узбекистане, где процесс интеграции уже вышел на финишную прямую», – пообещал в ответ Илья Чулюкин.

Однако быстрых результатов в России по интеграции ждать пока не приходится – в силу более масштабного бизнеса и его более сложной структуры. Как прокомментировали в пресс-службе российского «Билайна», на данном этапе завершено организационное объединение структур компаний, в частности, в регионах назначены общие руководители бизнеса (см., например, новость о назначении в Петербурге раздела «ВымпелКом» от 8 июля 2009 г.). Юридическая же интеграция займет еще пару лет.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Оборудование

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, Голден Телеком, слияние поглощение