Участники рынка электронных денег подвели итоги 2009 года

Вчера, 16 марта 2010 года, в Москве Ассоциация участников рынка электронных денег провела мероприятие, где были проанализированы основные события и тенденции развития бизнеса и законодательства в 2009 году, а также их влияние на текущее состояние отрасли. Также были представлены основные операционные показатели участников рынка, даны оценки аудитории, скорости роста и других ключевых критериев рынка электронных денег.
По оценке Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), рынок электронных денег в России в 2009 году продемонстрировал высокие темпы роста: число россиян, воспользовавшихся «электронными кошельками», составило порядка 20 млн человек, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд рублей.

Лидерами российского рынка электронных денег в категории «интернет-платежи» по-прежнему остаются «Яндекс.Деньги» и WebMoney, совокупная доля которых составляет порядка 90 %. В 2009 году обороты этих компаний выросли на 40 % по отношению к 2008 году: российские пользователи пополнили свои интернет-кошельки в этих платежных системах на сумму более 17 млрд рублей, а общее число активных аккаунтов превысило 2,3 млн.

Число пользователей рынка электронных денег в категории «мобильные платежи» (за товары и услуги, не связанные с мобильным контентом) в 2009 году составило более 15 млн человек, объем платежей – порядка 8 млрд рублей. Прирост оборотов компаний в этой категории составил порядка 100 %. Крупнейшими игроками рынка являются i-Free, A1, «Инфон», «Инкор-медиа».

У другого крупного участника рынка – платежного сервиса QIWI («КИВИ»), входящего в состав компании ОСМП, – объединяющего в себе такие категории рынка электронных денег, как «мобильные, терминальные и интернет-платежи», в 2009 году число пользователей превысило 6 млн человек, а оборот составил более 11 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем показатели предыдущего года.

В качестве одного из трендов прошлого года АЭД отмечает значительное расширение спектра товаров и услуг, расплачиваться за которые стало возможно электронными деньгами. В частности, двигателем развития рынка электронных денег стало взаимодействие с банковскими продуктами (возврат кредитов, выпуск виртуальных карт и т. д.), также выросли продажи электронных билетов. Исходя из этого в ассоциации делают вывод, что электронные деньги «завоевывают» массового пользователя. Кроме того, косвенным свидетельством зрелости и перспективности российского рынка электронных денег АЭД считает экспансию таких западных платежных систем, как PayPal, MoneyBookers и UCash.

Отдельно отмечена роль регулятора в развитии рынка электронных денег. По словам председателя совета АЭД Виктора Достова, важным событием для рынка стало принятие федеральных законов № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и № 120 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». «Эти законы, изначально ориентированные на прием наличных платежей через платежных агентов, тем не менее оказали большое влияние на рынок в целом. Прежде всего, это первые российские законодательные акты, в которых вводится и специально регулируется понятие розничного платежа, в том числе и электронного. Также принятые законы вносят ряд изменений в другие акты, в частности, сильно упрощают проведение небольших (до 15 тыс. рублей) платежей, что позволяет увеличить доступность финансовых услуг, расширить их спектр и заметно снизить долю наличного оборота в пользу электронных инструментов платежа», – комментирует г-н Достов.

К процессу регулирования отрасли электронных денег также относится создание концепции закона о Национальной платежной системе и начало работы над законом об электронных деньгах. По мнению участников АЭД, законодательство, учитывающее мировой опыт и деловую практику, может стать мощным толчком к развитию высокотехнологических платежных инструментов. Данные процессы перекликаются с принятием Европейской директивы 2009/110, ставшей обобщением почти десятилетнего опыта применения Европейской директивы 2000/46 об электронных деньгах. Участники отрасли рассматривают принципы европейского законодательства (равенство банковских и небанковских игроков, упрощенный режим регулирования для небольших и специализированных систем, упрощенную идентификацию для небольших платежей) как ключевые и критически важные для будущего регулирования рынка в России.

Электронные деньги – одна из немногих отраслей, сохранивших в 2009 году инновационный потенциал, также отмечают в АЭД. Так, ряд участников рынка анонсировали и запустили новые проекты, связанные с терминальными электронными кошельками, мобильными платежами, микрокредитованием и платежами в социальных сетях. В ассоциации ожидают, что этот инновационный импульс получит развитие в 2010 году. В целом собственно создание в 2009 году ассоциации участников рынка электронных денег (см. новость раздела «Электронные деньги» от 8 октября 2009 г.) говорит о готовности основных игроков рынка электронных платежей объединиться для решения общих задач и свидетельствует о зрелости отрасли, подытоживают в АЭД.


Подробности

Ассоциация участников рынка электронных денег была создана летом 2009 года. Она объединяет индустриальные ассоциации и крупнейших операторов, действующих в сегменте электронных денег. Инициаторами создания ассоциации выступили компании i-free, WebMoney, «Яндекс.Деньги», платежный сервис QIWI («КИВИ»), национальные индустриальные ассоциации НАУМИР (Национальное партнерство участников микрофинансового рынка) и НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли). Основные цели деятельности АЭД – развитие рынка электронных денег как общедоступной финансовой услуги в интересах населения, государства и участников отрасли. Основными методами решения этой задачи АЭД видит развитие законодательства, взаимодействия между участниками рынка и участников рынка с иными хозяйствующими субьектами и государственными органами, популяризацию услуг, предоставляемых на основе электронных денег, повышение прозрачности рынка и выработку критериев лучшей деловой практики. Наиболее актуальной на данный момент задачей АЭД является участие в разработке нормативных документов по регулированию рынка ЭД в России, а также количественный и качественный анализ рынка.

Рубрики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: WebMoney, платежные системы, платежи, QIWI, электронные деньги, Яндекс.Деньги