Компания СМАРТС подвела итоги 2009 года

Абонентская база ОАО «СМАРТС» на 1 января 2010 года составила 1 537 770 абонентов. В целом за 2009 год количество коммерческих абонентов увеличилось на 2,2%, или на 32 853 абонента, что лучше результатов 2008 года, когда было отмечено снижение числа клиентов компании в результате проводимой в компании политики ужесточения контроля за учетом абонентов и оптимизацией расходов. В том числе за 4 квартал 2009 года рост абонентской базы ОАО «СМАРТС» составил 1,2%, или 18 205 абонентов, что превышает показатели 4 квартала 2008 года на 43,8% и свидетельствует о продолжающейся положительной динамике роста абонентской базы в 2009 года.

В 2009 году компания СМАРТС проводила активную маркетинговую политику, направленную на привлечение новых абонентов. Как результат, в отчетном периоде приток новых абонентов оказался на 29,1% выше фактического результата 2008 года; во 2 полугодии 2009 года данный показатель вырос на 6,4% относительно 2 полугодия 2008 года.
По-прежнему большая часть (87%) новых подключений в ОАО «СМАРТС» по итогам 2009 года приходится на препейдные тарифные планы. По сравнению с результатами 2008г. данная величина изменилась незначительно.
Консолидируемая Абонентская база Группы компаний СМАРТС за прошедший 2009 год увеличилась на 2,3%,  или на 66 058 абонентов, достигнув 2 904 492 абонента к концу декабря 2009 года. В рамках консолидированных данных по ГК СМАРТС результаты абсолютного прироста 2009 года также продемонстрировали положительную динамику относительно 2008 года. В том числе прирост числа пользователей услуг ГК СМАРТС за 4 квартал 2009 года на 49,6% превысил прирост аналогичного периода 2008 года.
За 2009 год число новых подключений по ГК СМАРТС превысило 1 080 тыс. аб., что на 24,5% выше результатов прошлого года. Данный показатель 2 полугодия 2009 года на 12,0% выше значения показателя по итогам 2 полугодия 2008 года.
По ГК СМАРТС доля подключений на препейдные тарифные планы за 2009 год составляет 61,7% от общего числа вновь подключенных абонентов. Рост по сравнению с прошлым годом составил 1,3 п.п.


Основные аналитические показатели ОАО «СМАРТС» и ГК СМАРТС (консолидировано) за 2009 год
1. Средняя ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) ОАО «СМАРТС» за 2009 год составила 117,7 руб., что соответствует значению показателя по итогам 9 месяцев 2009 года. Увеличение данного показателя за 2 полугодие 2009 года относительно 1 полугодия 2009 года составило 2,7 %.
По ГК СМАРТС за 2009 год значение ARPU составило 130,1 руб., что на 0,6% превышает итоговые показатели 9 месяцев 2009 года. При этом во 2 полугодии 2009 года величина ARPU по ГК СМАРТС на 3,7% превысила итоговые показатели 1 полугодия 2009 года.
2. По итогам 2009 года в ОАО «СМАРТС» средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) сложился на уровне 122 мин./аб. и относительно результатов прошлого года отмечается прирост объемов потребляемого трафика в расчете на одного абонента (на 8,8%), что свидетельствует о повышении средней разговорной активности абонентов компании СМАРТС даже в период экономического кризиса. Значение показателя MOU за 2 полугодие 2009 года продемонстрировало увеличение на 0,8% относительно 2 полугодия 2008 года.
По ГК СМАРТС за 2009 год величина показателя MOU составила 147 мин. на абонента, что на 2,7% выше итоговых показателей факта 2008 года. Значение MOU за 2 полугодие 2009 года соответствует приросту в 2,0% относительно 1 полугодия 2009 года.
3. В 2009 году значение показателя SAC продемонстрировало тенденцию снижения относительно фактических результатов 2008 года. Затраты на привлечение одного абонента (SAC) по ОАО «СМАРТС» за 2009 год составили 150 руб., что существенно (на 49,0%) ниже факта 2008 года. Причиной столь резкого снижения является рост числа подключений, осуществляемых через собственные абонентские отделы и посредством выездных продаж, а также промо-стоек  размещаемых в наиболее проходимых местах городов для продвижения новых тарифных планов обслуживания. Значение данного показателя за 2 полугодие 2009г. снизилось на 39,4% относительно аналогичного периода прошлого года.
Затраты на привлечение одного абонента (SAC) в целом по ГК СМАРТС по итогам 2009 года, согласно оперативным данным, составили 206,5 руб. и в сравнении с фактом 2008 года сократились на 41,6% также по причине активного привлечения абонентов через собственные каналы продвижения. Значение данного показателя во 2 полугодии 2009 года снизилось на 39,2% относительно аналогичного периода прошлого года.


Основные финансовые показатели ОАО «СМАРТС» и ГК СМАРТС
Анализ выручки и себестоимости
По итогам работы за 2009 г., выручка ОАО «СМАРТС» составила 2 797 159 тыс. руб. В 4 кв. 2009 года относительно  1кв.  и 2 кв. 2009г. наблюдается прирост выручки на 12%  и 4,8% соответственно. Относительно 3 квартала 2009 г. выручка в 4 квартале 2009 г. снизилась на 5,5% или на 41 840 тыс. руб., что связанно с сезонностью и  падением роуминговой активности.  В условиях кризиса по итогам 2009г. выручка ОАО «СМАРТС» сократилась всего на 9,7%  по сравнению с  2008 г., , при этом наблюдается сокращение темпов падения выручки ( по итогам 9 мес. 2009г. данный показатель составлял 10,6% к сопоставимому периоду 2008, по итогам 1 полугодия 2009г. - 14%)
Себестоимость ОАО «СМАРТС» за 2009г. относительно  2008 г. снизилась на 11,2% или 319 676 тыс. руб.
Выручка ГК СМАРТС за 2009г.  составила 5 263 864 тыс. руб. Выручка за 4 кв.2009г. составила 1 354 078 тыс. руб., что соответствует уровню 3кв.2009г.
Себестоимость ГК «СМАРТС» за 2009г. относительно  аналогичного периода 2008 г. снизилась на 6,4% или 309 370 тыс. руб.


Анализ финансовых результатов
Прибыль от реализации по ГК СМАРТС в 2009 г. получена в размере 702 088 тыс.руб.
В связи с применением на предприятии политики активного сокращения затрат и опережающей динамикой снижения расходов над доходами, по ОАО СМАРТС данный показатель составил 215 692 тыс.руб., что на 10% выше уровня 2008 года.
Показатель OIBDA Margin по ГК СМАРТС в 2009 г. увеличился на 1% по сравнению с аналогичным показателем за 2008 г. и составил  32%  или 1 663 434 тыс. руб.
По ОАО СМАРТС данный показатель увеличился на 2% по сравнению с аналогичным показателем за 2008 г. и составил  30%  или 829 331 тыс. руб.


В отношении итоговых финансовых результатов необходимо отметить, что по ГК СМАРТС в 2009 г. получен чистый убыток в сумме 51 688 тыс. руб. Чистый убыток ОАО СМАРТС в 2009 г. составил 325 442  тыс. руб.
Основными факторами, повлиявшими на получение убытка являются:
- снижение средневзвешенного курса рубля в течение года – 121 663 тыс.руб.;
- рост в 2009 г. процентных ставок по кредитам – 88 900 тыс. руб.;
- единовременные затраты, связанные с проведением  инвентаризации и  списанием устаревшего оборудования, оптимизацией подсистемы базовых станций, демонтажем нерентабельных объектов – 119 376 тыс.руб.;
- на юридические расходы в инвестиционных целях  – 37 500 тыс.руб.;
Влияние вышеуказанных факторов носило разовый характер. Реструктуризация кредитного портфеля привела к сокращению валютных обязательств с 66% на начало 2009 г. до 40% на конец 2009 г., что существенно снизит влияние возможных отрицательных курсовых разниц на деятельность в 2010г.
Анализ долговых обязательств ОАО «СМАРТС» и ГК СМАРТС
Чистый долг ОАО «СМАРТС» (задолженность по кратко- и долгосрочным кредитам и займам за минусом денежных средств и краткосрочных финансовых вложений) по состоянию на 01.01.2010г. снизился на 8,6%, или на 271,0 млн. руб. по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года и составил 2 887,4 млн. руб.
Чистый долг ГК СМАРТС по состоянию на 01.01.2010г. снизился на 10,6%, или на 374,6 млн. руб. по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года и составил 3 172,5 млн. руб.


Генеральный директор ОАО «СМАРТС» Гирев А.В.
- Среди наиболее важных событий 2009г. я бы отметил успешное исполнение обязательств по своевременному погашению неконвертируемых облигаций 3-го выпуска , размещенного на 1 млрд. руб. Компания  одна из немногих в России в полном объеме  выполнила принятые   на себя обязательства, несмотря на сложное время и связанные с этим трудности.
ОАО «СМАРТС» удалось  реализовать программу рефинансирования текущего долга,  получив в общей сложности на 2,5 млрд руб. лимиты на долгосрочное  кредитование с Поволжским Банком Сбербанка России,  ГЛОБЭКСБАНК и  Юникредит Банка.

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: смартс, выручка