ТВ-жизнь после Интернета. Какое телевидение нас ждет?

На днях в Российском агентстве международной информации «РИА Новости» в Москве состоялся круглый стол на тему: «Современные видеоформаты и медианосители в России. Проблемы и перспективы развития». В ходе его обсуждения были затронуты вопросы, касающиеся перспективы развития видеовещания в России, изменения в спросе на потребление медиаконтента российской аудиторией. Получила оценку активность развития мобильного видеовещания.
Участниками круглого стола были: Олег Колесников (НТВ+), Андрей Черников и Анатолий Сморгонский (Вымпелком), Михаил Ильичев (RuTube), Ирина Савченко (РИА Новости) и Олеся Носова (Общественная палата). Модератором круглого стола выступила Наталия Лосева (РИА Новости).

Первый вопрос, на который обратили свое внимание участники, был посвящен изменениям, которые произошли в телевидении с приходом Интернета и новых форматов распространения видеоконтента. Наталия Лосева сравнила нынешнее время с моментом перехода от гужевого транспорта к паровозам. До этого мысли изобретателей были направлены на то, как сократить время поездок на лошадях и повозках. С появлением паровоза о прошлых проблемах забыли, и мир перешел в новую реальность. 

Случился ли аналогичный перелом, когда параллельно эфирному телевидению все громче стало заявлять о себе интерактивное видео, видео через Интернет, другие новые форматы распространения мультимедиаконтента? Для тех, кто работает в новостной журналистике, этот переход ощутим непосредственно: если раньше усилия были направлены на точность передачи текста, то сегодня «наша задача адаптировать текст к тому видео, которое нас окружает со всех сторон», – такое мнение высказала Наталия Лосева.

Технический директор НТВ+ Олег Колесников, считает несколько иначе. Согласно его мнению, фактического слома прежних форм доставки видеоконтента до потребителя не произошло – просто добавились новые способы. Прежнее, линейное телевидение, к которому привыкли большинство зрителей, получило нового «компаньона» – интерактивное ТВ, где пользователь имеет возможность самостоятельно выбирать, что он хочет смотреть. Все опасения, что одна форма уничтожит другую, напрасны. 


Ситуация в сильной мере напоминает то время, когда появилось само телевидение. Тогда тоже находились люди, которые утверждали, что дни театра и кино сочтены. «Победа интерактивного ТВ над линейным не более чем утопия, – считает Олег Колесников. – Во-первых, потому что человек ленив. Каждый раз, усаживаясь в удобном кресле, он вряд ли будет что-то искать. Он просто перебирает кнопки на пульте и выбирает ту программу, которая приглянулась ему более других. Во-вторых, линейное ТВ уже стало своеобразным фоном нашей жизни. Многие, приходя домой, включают телевизор просто для того, чтобы он работал, а не для целенаправленного просмотра. Для них это привычный фон, на котором протекает жизнь дома. В-третьих, линейное ТВ активно продвигается рекламодателями. Существует хорошо отлаженная модель рекламного телевидения, она работает, и от нее никто не собирается отказываться». 

Как отмечали другие участники круглого стола, даже когда рекламные агентства целенаправленно стараются заинтересовать рекламодателей возможностями интерактивного ТВ, это часто вызывает у вендоров растерянность. Их желание – пока ничего не менять. Видимо, требуется дождаться смены поколений, для которых интерактивное ТВ станет более понятным и естественным. Вывод, который сделал из этого Олег Колесников: победит «удобное» телевидение. Другими словами, выбор будет за субъективным, но хорошо понятным пользователям признаком – usability, который выражается в следующем: если тот или иной формат телевидения станет удобным для пользования, то этот способ доставки контента будет продолжать жить и далее.


Далее генеральный директор ООО «Доминанта» (дочерняя компания «Билайна», занимающаяся мобильным DVB-H) Андрей Черников затронул проблему распространения услуг линейного телевидения в регионах России: «Мы живем здесь в Москве, и не всегда можем реально оценить возможности регионов. Если же посмотреть правде в глаза, прикинуть платежеспособный спрос населения по стране, то несложно сделать вывод: доходы 90 % регионального населения не позволят им в настоящее время приобрести новые устройства, типа внезапно ставшего популярным iPad, т. е. те устройства, которые позволяют доставлять интерактивные возможности ТВ и применять новые форматы для просмотра видеоконтента. Сегодня в регионах реально доступно только линейное ТВ».

Намеченный в ближайшем будущем переход на цифровой формат эфирного вещания, видимо, внесет свои коррективы. Реализуемый сейчас компанией «Вымпелком» проект по распространению мобильного ТВ в Москве уже успел собрать за первые полгода порядка 8000 абонентов. Мобильное ТВ – это ступенька, позволяющая людям лучше познакомиться с новым форматом вещания DVB-H, который близок к новому цифровому формату, переход на который ожидает россиян в 2014 г. Сейчас в компании «Доминанта» рассматривается возможность предоставления в 2011-2012 гг. аналогичной услуги мобильного ТВ в 11 городах с населением от одного миллиона человек и выше.


«Однако станет ли iPad или любая другая «таблетка» привычным гаджетом для просмотра интерактивного телевидения, – продолжает Андрей Черников, – уже не является вопросом. Ответить на него просто: они и без этого позволяют смотреть потоковое телевидение. Вопрос состоит в том, как донести медийный контент до зрителя? Как создать такую «трубу» между вещателем контента и владельцами «таблеток», чтобы это было удобно и функционально, чтобы это «работало». Все упирается в возможности сети. Инфраструктура сети должна быть настолько мощной, чтобы суметь превратить iPad-подобные устройства в телевизионный «приемник». Возможности существующих сетей еще не позволяют говорить, что надежность доставки видеоконтента в этом случае будет гарантированной».

«Но ведь уже имеются регионы в России, где успешно развернуты сети 3G? Разве нельзя сегодня запустить там интерактивное телевидение?» – спрашивает Наталия Лосева. По мнению Михаила Ильичева, генерального директора RuTube, IP-TV не способно выдержать массовый наплыв абонентов, если это произойдет в отдельной точке области проникновения сети: «Технология IP-видео не обеспечивает надежной доставки видеоконтента до всех абонентов, если они решат воспользоваться им в одно и то же время. Реализация массовых одновременных трансляций – это дело линейного телевидения».

Впрочем, добавляет Андрей Черников, проблема не только в мощности сети. «Реально мы видим на практике, что тема «3G+телевидение» довольно старая. Но ее полномасштабная реализация упирается в бизнес-модель, которая должна заставить оператора связи построить достаточные по емкости сети, чтобы через них можно было бы смотреть IP-TV. Пока таких предпосылок не создано. Во всяком случае в ближайшие 2-3 года рассчитывать на это не приходится».

Тем не менее поток тиражируемого видеоконтента стремительно растет. Как обратила внимание Наталия Лосева, «сегодня видеосъемка ведется повсюду. Снимают не только те, кто занимается этим профессионально, но и любители через мобильные телефоны. Видеоконтент стал настолько массовым, что его значительную часть просто не успевают перерабатывать. Что-то должно произойти? Не потребуется ли «перезагрузка», чтобы навести порядок в потоке поступающей информации?»


Мнение участников круглого стола выразилось в том, что, вероятнее всего, телевидение ждет то же самое, что в свое время произошло с Интернетом. Когда сайтов стало слишком много, пользователи перестали самое интересное складывать в «Закладки». Пришло время господства поисковых систем. Нечто похожее произойдет и с телевидением. Его будущее будет переплетено с «мобильным Яндексом».

Однако в поисковых технологиях непременно появятся новые элементы, которые отсутствовали там ранее, когда поиск был ориентирован только на текстовой или графический поиск по web-сайтам. «Новые технологии поиска контента в формате видео уже появились, – обратил внимание генеральный директор RuTube Михаил Ильичев. – Уже сегодня мы, например, предлагаем пользователям не просто видеоконтент, а особую среду для передачи информации и потребления контента. Применяются элементы оценки поведенческой модели пользователя, через которую система автоматически распознает его интересы и в соответствии с имеющимися рекомендациями предлагает новый материал, который, как показывает практика, чаще всего, действительно, востребован. Поиском на RuTube пользуются всего 20 % посетителей, основная же часть пользуются тем, что им предлагают новые технологии».

Новые гаджеты, новые форматы, новые методы – это то, что определяет настоящее и будущее телевидения. Круглый стол, проведенный в «РИА Новости», показал, что современное телевидение – это «живая материя», которая продолжает развиваться. Может, это происходит не так стремительно, как в области технологий, но происходящие изменения налицо. Это интересно всем – и зрителям, и тем, кто создает видеоконтент. 

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: цифровое телевидение, цифровое ТВ, мобильное ТВ