Операторы связи доверяют свои сети партнерам

В Москве состоялась международная конференция «Сети связи: обслуживание, управление, аутсорсинг – Manager Services 2010». В конференции приняли участие ведущие игроки телеком-рынка, которые обсудили современные тенденции в области профессиональных услуг, в том числе и аутсорсинг эксплуатации сети. Своим опытом в этой сфере поделился оператор МТС, который перевел на аутсорсинг обслуживание сетей первым в России. Представитель «МегаФон» также объявил о переводе на аутсорсинг одного из своих филиалов.
Ведущей темой конференции «Сети связи: обслуживание, управление, аутсорсинг – Manager Services 2010» являлось развитие рынка Manager Services (аутсорсинга) в России. За одним столом собрались представители операторов связи «МТС» и «МегаФон», а также компаний Nokia Siemens Networks и Huawei Technologies. Напомним, что на рынке Manager Services в России МТС является первым и на данный момент единственным оператором, который перевел на аутсорсинг обслуживание сетей связи – в апреле текущего года был подписан соответствующий контракт с Nokia Siemens Networks. Вполне вероятно, что в скором времени остальные представители «большой тройки» последуют примеру МТС и тоже отдадут свои сети аутсорсерам. Уже на конференции представитель «МегаФон» заявил о переводе на аутсорсинг одного из своих филиалов, однако пока не ясно, с кем из телекоммуникационных провайдеров он будет работать. Всего на рынке Manager Services сейчас четыре крупных игрока – Nokia Siemens Networks, Huawei, Alcatel-Lucent и Ericsson. 

Заместитель директора бизнес-единицы «МТС-Россия» по техническим вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Олег Свирский рассказал о первом российском проекте по аутсорсингу обслуживания сетей оператора связи. К новой бизнес-модели привела МТС необходимость оптимизировать затраты, связанные со строительством и модернизацией сетей. Опираясь на успешный мировой опыт такого рода партнерства, компания около двух лет назад начала разрабатывать этот проект, в результате чего 1 апреля 2010 года был подписан соответствующий контракт с Nokia Siemens Networks, а с 18 августа NSN уже полностью обслуживает сети МТС. В аутсорсинг передана эксплуатация и техническое обслуживание макрорегиона «Центр» с 13 млн абонентов. «Практика и опыт общения с другими операторами международного уровня показывает, что они инструмент аутсорсинга у себя применяют и достигают дополнительной эффективности. Поэтому компания МТС тоже сделала этот шаг. Два года назад мы начали готовиться проекту – проводили детальные аудиты, многочисленные расчеты кейсов. В первый раз это всегда сложный шаг, наш контракт с Nokia Siemens Networks вышел приблизительно на 600 страниц. Мы предусмотрели в самой методологии контракта режим очень плавного, мягкого перехода», – рассказал Олег Свирский. 

Заместитель директора Бизнес-единицы «МТС-Россия» по техническим вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Олег Свирский
Заместитель директора бизнес-единицы «МТС-Россия»
по техническим вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Олег Свирский 

По условиям контракта в зону ответственности Nokia Siemens Networks входит эксплуатация и техническое обслуживание элементов сети (RSS, SSS, транспорт), полевое техническое обслуживание и ремонт, анализ качества сети, мониторинг и устранение аварий. МТС продолжает заниматься эксплуатацией и техническим обслуживанием IP/MPLS, поставкой запасных частей, метеорологическим обслуживанием, взаимодействием с государственными регулирующими органами и т. д. Подписанный контракт регулирует плавный переход от прошлой бизнес-модели к настоящей. В переходный период совершается перевод обслуживающего персонала из МТС в NSN (нужно отметить, что персонал не меняется), аудит передаваемой в аутсорсинг сети, согласование и внедрение процессов взаимодействия между МТС и NSN и т. д. 
По словам Олега Свирского, чтобы такого рода проект был эффективным, процесс взаимодействия между оператором и аутсорсером должен разрабатываться на основе внутренних процессов оператора с минимальными корректировками. 
«Есть две причины, по которым аутсорсинг имеет право на жизнь. Первое – это сосредоточение конкретной экспертизы в одном месте. Компании-оператору не нужно тратить время на непрофильную функцию.  И вторая – это эффект синергии, эффект больших чисел. Если, например, мы оперируем сетью порядка трех тысяч базовых станций и примерно такие же сети у «МегаФона» и «Билайна», то компания Nokia Siemens Networks, если она станет обслуживать не только нас, будет нести на эти три тысячи одни затраты, а на девять тысяч – очевидно не в три раза больше. Благодаря этому синергетическому эффекту от больших чисел она сможет предоставить скидку оператору. По сути – это природа настоящего аутсорсинга», – рассказал  г-н Свирский. 

Генеральный директор ЗАО «Нокиа Сименс Нэтворкс» Максим Семенихин также осветил первый проект по аутсорсингу, но уже со стороны сервис-провайдера. Спикер рассказал о некоторых практических вопросах, которые нужно понимать на этапе подписания договора, перехода и эксплуатации сети. Среди прочего условием для успешного осуществления проекта были названы высокий уровень доверия компаний друг к другу, четкая схема управления проектом и дисциплина встреч, строгая отчетность.

Генеральный директор ЗАО «Нокиа Сименс Нэтворкс» Максим Семенихин
Генеральный директор ЗАО «Нокиа Сименс Нэтворкс» Максим Семенихин

Начальник департамента по управлению качеством функционирования сети и эксплуатационными затратами ОАО «МегаФон» Юрий Рубцов осветил точку зрения своей компании на аутсорсинг обслуживания сети. По словам г-на Рубцова, экономия оператора в данном случае может составить 15-20 %, к тому же подобная бизнес-модель может позволить добиться прогнозируемого уровня операционных расходов. Также спикер обозначил риски подобного проекта. Во-первых, опасения любого оператора во многом связаны с отсутствием рынка аутсорсинга в России. Во-вторых, по словам г-на Рубцова, ему грозит возможная потеря компетенции и снижение степени клиентоориентированности. И все же, несмотря на риски, компания «МегаФон» планирует в следующем году перейти на аутсорсинг в одном своем филиале. В случае успеха проекта он будет тиражирован и на другие подразделения «МегаФон». Сейчас оператор ведет переговоры со всеми ведущими вендорами. Пока что партнер, который будет контролировать сети «МегаФон», не называется. Вполне возможно, что это будет не один телекоммуникационный провайдер, а несколько. 

ачальник департамента по управлению качеством функционирования сети и эксплуатационными затратами ОАО «МегаФон» Юрий Рубцов
Начальник департамента по управлению качеством функционирования сети
и эксплуатационными затратами ОАО «МегаФон» Юрий Рубцов

«Во многих странах операторы минимизируют риски и работают сразу с несколькими вендорами. По всей видимости, такая модель для России будет наиболее оптимальной, и мультивендорное обслуживание, станет, возможно, основной тенденцией этого рынка», – отметил модератор конференции, директор по развитию ЗАО «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин. 


Директор департамента Manager Services Huawei Technologies Валентин Рыжиков выступил с докладом «Аутсорсинг. Функции эксплуатации сети: тенденция развития рынка в России. Основные драйверы развития рынка в России». По словам спикера, рынок Manager Services – это новое направление для наших операторов связи. 2010 год стал переломным для российского телекома – заключены первые крупные контракты с большим объемом работ и ключевыми задачами эксплуатации, переданными в аутсорсинг внешним партнерам. От применения такой схемы выигрывают прежде всего операторы, так как сокращение затрат на эксплуатацию сети позволит им увеличить инвестиции в развитие и получить преимущество в конкурентной борьбе. Передав сеть на аутсорсинг, оператор имеет возможность сфокусироваться на ключевых аспектах своего бизнеса, снизить операционные расходы, добиться их предсказуемости и гарантии качества обслуживания сети на длительный период времени, уменьшить количество необходимых точек контроля и т. д. Компания Huawei в такой модели выступает как бизнес-партнер. 

Директор департамента Manager Services Huawei Technologies Валентин Рыжиков
Директор департамента Manager Services Huawei Technologies Валентин Рыжиков

«Ключевая задача для всех операторов при выборе аутсорсинговой модели развития – это повысить качество услуг для всех абонентов, при этом сократив затраты и в конечном итоге повысив доход от бизнеса. С каким вендором-партнером сотрудничать, как его выбирать и тому подобное – это огромный курс вопросов, который сегодня активно обсуждается. Это рынок в России почти нулевой, сейчас он составляет 1-2 % от возможного, но он, конечно, будет развиваться. Крупные операторы на нем будут пионерами. В будущем на этом рынке будут играть многие вендоры. Сейчас реальный контракт заключен только у одного из них – Nokia Siemens Networks. Я думаю, что через год мы увидим контракты у всех четырех со всеми крупными операторами», – прокомментировал ситуацию на рынке Евгений Соломатин. 

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: маркетинг, фиксированная связь, сотовая связь