«Большая тройка» повышает ставки. На социальные сети

Вслед за AT&T и Vodafone российские операторы «большой тройки» примерно с середины прошлого года как-то вдруг разом осознали, что для повышения доли «пользовательского контента» в своих сетях (а именно ему аналитики из IDC, Infonetics Research и т. д. настойчиво пророчат основной двигатель увеличения объема трафика) им необходимо воспитывать своих абонентов, постепенно «прививая» им желание работать с социальными сетями с помощью смартфонов. Желательно – в режиме non-stop, пополняя френдленту не только легковесными текстовыми постами, но и фотографиями, а также многочисленными комментариями. Для этого операторами были проведены «в жизнь» проекты «бесплатного доступа» к проектам facebook и vkontakte. С проектом odnoklassniki получилось позже всех организовать только информирование о новых комментариях, оценках, сообщениях и т. д. Правда, работают эти проекты своеобразно, напоминая только витрины возможностей социальных сетей, – видимо, все только начинается.
Бизнес-модель таких взаимоотношений ни операторы мобильной связи, ни социальные сети, разумеется, не раскрывают – хотя, скорее всего, речь идет о стандартном бартере. То есть никто никому не платит – операторы расписывают затраты на «нулевые», облегченные до предела версии социальных сетей в рекламные расходы, а сами социальные сети активно пропагандируют мобильный доступ с тех или иных операторов связи. Из российского «крупняка» с Facebook договорились МТС и «ВымпелКом» (проект 0.facebook.com), а с «ВКонтакте» – вся «большая тройка», включая «МегаФон», правда, только на тарифе «3D-общение» (проект 0.vkontakte.ru). Причем зайти с IP других операторов связи (к примеру, Tele2) на эти адреса не получится – доступ жестко лимитирован, и пользователю предложат воспользоваться стандартной мобильной версией сайта с оплатой за трафик. 

По функциональности такие проекты ничем не отличаются от стандартных «мобильных» версий социальных сетей – m.odnoklassniki.ru, m.vkontakte.ru и m.facebook.com. Дело здесь в деталях. «Облегченные» версии формально вроде бы обеспечивают доступ к основному функционалу сайта социальной сети – страницам профилей, личным сообщениям, фотографиям, ленте новостей, заметкам, группам и встречам. Но... все изображения, музыка и другой «тяжелый» контент не отображаются по умолчанию, а скрываются за ссылками (например, «показать фотографию»). Операторы объясняют, что «благодаря этому скорость доступа к ресурсу существенно увеличивается». Быть может, но при переходе по ссылкам тарификация изменяется – теперь никакого бесплатного режима нет, за загрузки надо платить. Пользователь, конечно, получает подсказки о том, что покидает нетарифицируемое пространство, но кто их «на бегу» реально читает? Кроме того, бесплатный  доступ к сайту 0. facebook .com возможен только в домашнем регионе и во внутрисетевом роуминге. Вдобавок бесплатный  доступ не поддерживается для Opera Mini и подобных браузеров, использующих сжатие трафика. 

Вполне вероятно, что подобный подход – половинчатое решение, своеобразное начало: ведь пользователями этих социальных проектов являются миллионы абонентов, и, даже оплачивая трафик, они не откажутся от своих привычек быть постоянно «на связи». Дабы подстраховать себя от падения голосового трафика и постоянно тарифицируемых SMS, операторы предложат своим клиентам много различных вариантов отправки сообщений в соцсети. Владельцам «обычных» телефонов предлагается отправлять SMS по стоимости своего тарифа, поставив в его начало свой секретный префикс, а для пользователей смартфонов есть многочисленные версии клиентского ПО. Но очень вероятно, что в 2011 году, как минимум, один оператор мобильной связи разработает приложение, с помощью которого можно будет работать с целым «пулом» социальных сетей – Facebook/Twitter/LiveJournal/ВКонтакте: как минимум, оно даст возможность отправлять текстовые записи и читать френдленту, оставляя текстовые комментарии. На «первых порах» и это неплохо. В «залоченных» мобильниках такие приложения будут установлены по умолчанию – особенно это перспективно для ОС Android.

Не «отстает» и Twitter – здесь часть функционала сервиса тоже объявлена бесплатной. Но исключительно для абонентов компании «ВымпелКом». Подключение услуги производится непосредственно на сайте Twitter.com через профиль пользователя. Для этого в разделе Settings («Настройки») надо выбрать закладку Mobile («Мобильный»), указать свою страну (Choose your country) – Россия (Russia), ввести сотовый номер, на который клиент хочет получать уведомления, выбрать сотового оператора «Билайн» (Beeline) и зарегистрировать свой номер телефона, нажав клавишу Start («Старт»). Не сложно – все это находится на одной веб-странице. Правда, свой профит оператор нисколько не упускает, каждый ответ на сообщение в Twitter с помощью SMS обойдется пользователю почти в 2 рубля, не тарифицируются только уведомления, приходящие из Twitter. В целом такой сервис подойдет только клиентам с не очень активным микроблогом – даже если у вас три-четыре сотни друзей, то телефон будет «пиликать» практически беспрерывно: уведомления приходят на личные сообщения и ответы на твиты пользователя. 

Сколь-нибудь бесплатный доступ в 2011 году будет доступен для всех популярных социальных сетей. Трансформируется он в контент-тарифные опции, которые в 2010 году с переменным успехом вводили в «Скай Линк», правда для мобильных модемов. Скорее всего, за 100-200 рублей в месяц пользователю смартфона, мобильного модема или роутера будет предложено без ограничений использовать трафик из той же «Мамбы», «Одноклассников» или «ВКонтакте». Если «отрезать» в этих сетях тяжелый трафик (особенно в видео «ВКонтакте»), то пользователь много не загрузит, но получит полезную, с точки зрения оператора связи, привычку, проверять не только SMS и пропущенные вызовы, но и личные сообщения, френдленту и список основных событий в социальных сетях.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Web

Ключевые слова: сотовые операторы, мобильные операторы, сотовая связь, социальные сети