AC&M Consulting: 219,3 млн сотовых абонентов в России

Согласно новому отчету AC&M Consulting, общее количество сотовых абонентов по числу проданных SIM-карт на 31 декабря 2010 года в России составило 219,3 млн человек или 151 %, увеличившись за год на 11,4 млн абонентов. Что касается трендов, то благодаря активному росту абонентской базы операторов в Москве и Санкт-Петербурге проникновение здесь впервые превысило отметку 200 %. «МегаФон» продолжает стремительно набирать абонентскую базу, обогнав по ее размеру «Билайн» на 4,6 млн, сделавшего ставку на развитие международных активов. Tele2 стал вторым по росту абонентской базы за год, при этом общая абонентская база остальных малых региональных операторов сократилась на 2,95 млн человек.

Между тем общее количество абонентов МТС на конец июля 2010 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Белоруссия) составило 108 млн человек. Общее количество абонентов второй по величине компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») составило 92 млн человек (с полностью консолидированной абонентской базой украинских Kyivstar и URS, а также абонентами России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Армении и Грузии). На 31 декабря 2010 года консолидированные данные по абонентской базе «МегаФона» по России, Таджикистану и Абхазии составили 57 млн человек.

При этом общее количество абонентов МТС в России составило 71,4 млн человек (+2,06 млн абонентов за год), абонентов «МегаФона» – 56,6 млн человек (+6,38 млн), абонентов «Билайна» в России на конец прошлого года насчитывалось 52 млн человек (+1,12 млн). Более подробно об итогах развития сотового рынка России в 2009 году можно прочитать в материале рубрики «AC&M» от 25 января 2010 г. Таким образом, «МегаФон» увеличил свой отрыв от «Билайн», который продолжает оставаться вторым крупнейшим игроком на постсоветском пространстве после МТС и готовится превратиться в крупнейшего телекоммуникационного игрока планеты через покупку активов Orascom (см. новость раздела «AC&M» от 5 октября 2010 г). Четвертым крупным игроком в России продолжает оставаться Tele2 с 18,44 млн абонентов (диверсификация бизнеса в СНГ через собственную «дочку» в Казахстане принесла 400 тыс. человек), что на 3,99 млн больше, чем в конце 2009 года.

На всех остальных региональных операторов сотовой связи России приходится около 20,7 млн человек, что на 2,95 млн абонентов меньше, чем в конце 2009 г. Из этого числа 4,6 млн абонентов были у «Уралсвязьинформа» (-1 млн за год), 3,7 млн абонентов «Сибирьтелекома» (-1,52 млн), 3,6 млн абонентов НСС (+100 тыс. ), 2,5 млн СМАРТС (абонентская база стабильна), 2 млн у «Сотовая Связь «МОТИВ» (-300 тыс.) и 1,5 у «Новой телефонной компании» (+170 тыс.).

 

 Рыночные доли операторов сотовой связи по России на 31 декабря 2010 года (данные AC&M Consulting

Рыночные доли операторов сотовой связи по России
на 31 декабря 2010 г. (данные AC&M Consulting)

 

Сотовый рынок Москвы на конец 2010 г., по версии AC&M Consulting, выглядел следующим образом: общее количество мобильных пользователей в Москве составило 34,16 млн человек при проникновении 201,1 % (+1,76 млн за год). Здесь сосредоточено 13,2 млн абонентов МТС, абонентов «Билайна» в столичном регионе 12,13 млн (+150 тыс. по сравнению с июлем), а количество абонентов «МегаФон» по итогам года перешагнуло порог в 8 млн человек (+250 тыс.). При этом около 66,7 % новых подключений в декабре 2010 г. в столице пришлось на МТС, что является сменой тренда – практически весь прошлый год абонентская база оператора незначительно сокращалась, но по итогам декабря выросла на 200 тыс. человек, а по сравнению с летом 2010 г. – на 320 тыс. абонентов. Далее 20,3 % новых подключений декабря пришлось на «Билайн», а оставшиеся 13 % – на «Скай Линк».

 

 Структура рынка сотовой связи Москвы на 31 декабря 2010 г. (данные AC&M Consulting)

Структура рынка сотовой связи Москвы
на 31 декабря 2010 г. (данные AC&M Consulting)

 

Что касается сотового рынка Санкт-Петербурга, то общее количество мобильных пользователей на конец июля 2010 года здесь составило 12,89 млн абонентов при проникновении 203,3 % (+1,04 млн за год). В отчете AC&M Consulting указывается, что по итогам декабря прошлого года 58,7 % всех новых подключений пришлось на «Билайн», 18,7 % на МТС, 15 % на «МегаФон» и оставшиеся 7,6 % – на Tele2.

 

 Структура рынка сотовой связи Санкт-Петербурга  на 31 декабря 2010 г. (данные AC&M Consulting)

Структура рынка сотовой связи Санкт-Петербурга 
на 31 декабря 2010 г. (данные AC&M Consulting)

 

Что касается итогов развития рынка сотовых телефонов в России в 2010 году, то, по данным MForum Analytics, на конец декабря общее количество 3G-телефонов в нашей стране составило 23,6 млн (проникновение 23,7 %) при средней цене в $262 (-11 % за год). В то же время в денежном выражении за прошлый год рынок вырос на 41 %, а в штучном – на 59 %.

Этот тренд подтверждают и в МТС. По данным пресс-службы оператора, весь прошлый год в розничной сети МТС наблюдался активный рост продаж смартфонов. И в IV квартале 2010 года продажи смартфонов в штучном выражении относительно III квартала 2010 года показали рекордный рост – 111 %. Столь стремительный рост продаж данного сегмента связан в первую очередь с периодом новогодних покупок – наиболее часто в качестве подарков приобретались именно функциональные современные смартфоны. Стабильный рост популярности смартфонов в течение года объясняется появлением на рынке новых моделей (iPhone4, HTC Desire, МТС 916) и активным развитием мобильного Интернета в большинстве регионов России.

 Динамика продаж смартфонов в розничной сети МТС в 2010 году,  штуки (данные розничной сети МТС)

 Динамика продаж смартфонов в розничной сети МТС в 2010 году (данные розничной сети МТС)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Маркетинг