«Большая тройка» лишилась абонентов. AC&M Consulting подсчитал первый квартал 2012 года

Аналитическое агентство Advanced Communications & Media представило отчёт по российскому рынку сотовой связи за I квартал 2012 года. Общее число подписчиков в России составило 225,8 млн. Проникновение по стране составило 156 %. В Москве 35,4 млн человек являются активными пользователями сотовой связи, на 100 жителей города приходится по 209 SIM-карт. Данные показатели оказались ниже, чем в конце 2011 года. Операторы «большой тройки» продемонстрировали отрицательную динамику прироста абонентской базы в столице и по России в целом.

Общее число пользователей активных SIM-карт в России снизилось на 1,8 млн по сравнению с 4-м кварталом 2011 года (аналогичный показатель прошлого года превышен на 5,5 млн). Проникновение по стране в целом также уменьшилось – на 1,2 %. Рост по сравнению с прошлогодним показателем составил 3,8 %. По Москве проникновение сотовой связи составило 208,5 %, снизившись по сравнению с концом 2011 года на 3,6 %. Число абонентов в столице – 35,4 млн (36 млн на конец прошлого года). В Санкт-Петербурге проникновение снизилось с 215,6 % до 210 %. Число подписчиков на конец марта составило 13,3 млн (13,7 млн – в декабре 2011-го). В регионах проникновение также снизилось, составив 145,3 % по сравнению со 146 %. Количество абонентов на конец марта составило 177,1 млн (177,9 млн на конец 2011 года).



Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 31 марта 2012 г. Данные AC&M Consulting
Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 31 марта 2012 г.
Данные AC&M Consulting



МТС остаётся лидером по числу пользователей в России и по странам СНГ в совокупности. Абонентская база оператора в России на исследуемый период составляет 69,4 млн, из них 13 млн в Москве. Общее число подписчиков оператора в России, Украине, Узбекистане, Армении и Белоруссии составляет 105,2 млн.

«ВымпелКом», по данным на конец 1-го квартала, обслуживает в общей сложности 101,2 млн абонентов в России, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Армении, Грузии и Кыргызстане. Число пользователей в России составило 55,6 млн, из них в Москве – 12,4 млн.

Показатели оператора «МегаФон» на конец 1-го квартала следующие: 63 млн в общей сложности (Россия, Таджикистан, Абхазия и Осетия), 61,6 млн в России, 9,3 в Москве.

Четвёртым по величине сотовым оператором в России и странах СНГ остаётся Tele2 , обслуживающий 20,9 млн пользователей. У «Ростелекома» 12,7 млн абонентов мобильной связи, у компании «Мотив» – 2,2 млн, группа СМАРТС и оператор «Скай Линк» обслуживают по 1,9 и 1,3 млн абонентов соответственно.

Доли на российском рынке сотовой связи на конец I квартала 2012 года распределяются следующим образом: 31 % занимает МТС, 27 % – «МегаФон», 25 % – «ВымпелКом», 9 % – Tele2, и 8 % приходится на других операторов.

В Москве также лидирует МТС с долей 37 %, второе же место занимает «ВымпелКом» (35 %), третье – «МегаФон» (26 %). Ещё 2 % приходится на долю оператор «Скай Линк».



Распределение столичного рынка сотовой связи на 31 марта 2012 г. Данные AC&M Consulting
Распределение столичного рынка сотовой связи на 31 марта 2012 г.
Данные AC&M Consulting



В Северной столице традиционно лидирует «МегаФон» (35 %), к нему приближается МТС (27 %). «Билайн» занимает 20 % петербургского рынка, Tele2 – 17 %, «Скай Линк» – 1 %. На региональном рынке России 30 % удерживает МТС, 27 % – «МегаФон», 23 % – «ВымпелКом», 10 % – Tele2. На долю прочих мобильных операторов также приходится 10 %.

Согласно исследованию AC&M Consulting, все операторы «большой тройки» по сравнению с концом прошлого года показали отрицательную динамику роста абонентской базы в совокупности по всем странам присутствия. На российском рынке рост продемонстрировал Tele2, заняв 77 % рынка по приросту активных пользователей. Оставшаяся доля приходится на более мелких операторов. В столице рост показал только «Скай Линк», в Санкт-Петербурге – «МегаФон» и Tele2, занявшие по данным показателям соответственно 85 % и 15 % рынка. В регионах наибольший рост продемонстрировал Tele2 (60 % рынка), «МегаФон» и остальные игроки заняли поровну по 20 %.



Доли российского рынка по приросту абонентов в I квартале 2012 г. Данные AC&M Consulting
Доли российского рынка по приросту абонентов в I квартале 2012 г.
Данные AC&M Consulting



Отток абонентов можно объяснить тем, что в связи с крайней насыщенностью рынка операторы от политики переманивания пользователей от конкурентов переходят к политике увеличения дохода от имеющихся абонентов, то есть к увеличению ARPU. При этом на конец 2011 года игроки демонстрировали положительную динамику по сравнению с прошлым отчётным периодом (см. новость раздела AC&M Consulting от 10 февраля 2012 г.).

Что касается маркетинговой активности сотовых операторов в 1-м квартале 2012 года, то в Москве они сосредоточились преимущественно на расширении возможностей для своих абонентов и улучшении условий тарифных планов.

Оператор МТС Москва обновил опцию «БИТ» в сторону снижения стоимости безлимитного Интернета до 50 рублей на первый месяц пользования (со второго месяца абонентская плата составляет 199 рублей), а также увеличил скорость доступа при превышении часового ограничения до 128 кбит/с, суточного – до 64 кбит/с. В рамках бонусной программы для абонентов МТС были добавлены новые способы накопления баллов за использование интернет-помощника, а также добавлены бонусы для пользователей тарифа «Супер МТС». Новая услуга SMS Pro была расширена дополнительными возможностями: SMS-переадресацией, SMS-автоответом и адресной книгой. С 1 февраля по 8 марта была проведена акция, в рамках которой при покупке любого мобильного телефона в салоне-магазине МТС предоставлялась скидка до 1 тыс. рублей на покупку второго телефона. В марте оператор запустил ряд сервисов, интегрированных с социальными сетями: это услуга отправки и получения SMS в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и Facebook за 1,5 рубля в сутки, а также возможность войти в личный кабинет МТС через данные ресурсы. В феврале для пользователей «Голосовой почты» стал доступен графический интерфейс управления услугой. Кроме того, приложение «МТС Сервис» стало доступно на iPad.

«Билайн Москва» в начале года обновил тариф «Всё включено XXL», включив в абонентскую плату размером 1 тыс. рублей в месяц 900 минут на любые номера Московского региона, а также номера «Билайн» других регионов России, 3 тыс. SMS и столько же MMS, а также безлимитный GPRS-Интернет в домашней сети или во внутрисетевом роуминге. На тарифном плане «Добро пожаловать 2012» произошло снижение стоимости звонков в ряд стран ближнего зарубежья. Для абонентов тарифных планов «Всё включено L» и «Всё включено XXL» появилась возможность воспользоваться услугами «Мобильный платёж» и «Мобильный перевод». На тарифе «Свой город» была добавлена опция, по которой звонки абонентам «Билайн» Московского региона из Московской области тарифицируются по 0,5 рубля за минуту разговора. Для абонентов тарифной линейки «Всё Включено», тарифного плана «Доктрина 77», а также пользователей услуг «Безлимитный Интернет», «Безлимитный Интернет со скидкой», «Безлимитный Интернет+ WiFi» в предоплатной системе расчетов порог трафика без ограничений скорости был увеличен до 2 Гбайт в месяц. Кроме того, для абонентов предоплатной и постоплатной системы расчетов до 1 мая 2012 года была отменена роуминг-тарификация за пользование «Безлимитным мобильным Интернетом» при нахождении во всех городах России, кроме Дальневосточного региона. Был запущен новый тариф «Ноль сомнений», по условиям которого при пополнении счёта на сумму от 390 рублей звонки абонентами «Билайн» по всей России с 1-й по 60-ю минуту не тарифицируются в течение месяца. Кроме того, в феврале оператор снизил цены на линейку телефонных аппаратов BlackBerry в своих офисах обслуживания.

Оператор «МегаФон Москва» запустил новую услугу «Аудиоконференции», а также обеспечил связью 2G/3G 185 станций московского метрополитена. Маркетинговых новостей от «МегаФона» в I квартале 2012 года практически не было, видимо, оператор все силы сосредоточил на подготовке к запуску сети LTE в Москве, который состоялся на днях (см. новость раздела «МегаФон LTE» от 15 мая 2012 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: операторы сотовой связи Москва, сотовые операторы Москвы, мобильные операторы, мобильные операторы Москвы, сотовые абоненты, сотовая связь, AC&M Consulting, операторы мобильной связи России