Обзор международного роуминга от J’son & Partners Consulting

Консалтинговая компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования «Международный роуминг: состояние, тенденции и перспективы развития в России и в мире».

Выезжающие за рубеж абоненты мобильной связи нередко выражают озабоченность по поводу высоких и непрозрачных тарифов на международный роуминг, «шоковых счетов» и задержки предоставления информации о расходах и остатке на счете. Под давлением регуляторов многих стран, включая Россию, а также благодаря росту популярности альтернативных каналов связи (voip), ситуация постепенно меняется в лучшую сторону – цены снижаются, а информирование абонентов улучшается. 

В мире
Регулирующие органы, отраслевые организации и сами операторы достаточно активны в области регулирования и саморегулирования сегмента «международный роуминг».

В целом, тарифы на международный роуминг могут значительно различаться от страны к стране. В Европе и многих других странах услуги роуминга регулирует государство. Например, Еврокомиссия взялась за ограничение роуминговых тарифов европейских операторов еще в 2007 г., в результате чего стоимость этих услуг в Евросоюзе существенно снизилась и продолжает снижаться. Так, к 2014 г. предельные розничные тарифы на исходящие и входящие звонки, исходящие SMS (входящие SMS бесплатны) в роуминге должны снизиться по сравнению с 2009 г. в Евросоюзе на 56%, 74% и 55%, соответственно. Предельная стоимость мобильного трафика передачи данных в роуминге на территории Евросоюза в 2014 г. должна снизиться на 29% по сравнению с 2012 г.

Не исключено, что в рамках создания единого европейского рынка связи роуминг внутри Евросоюза будет вообще отменен. Очевидно, что это вызывает серьезную озабоченность у операторов.

В России
В настоящее время крупнейшие российские операторы заключили с большинством зарубежных роуминг-партнеров соглашения об онлайн-роуминге (CAMEL-роуминге). Благодаря CAMEL-роумингу абоненты с предоплатной системой расчетов (prepaid-абоненты), которые в России составляют абсолютное большинство, могут контролировать баланс своего лицевого счета в реальном времени.

По данным J’son & Partners Consulting, несмотря на снижение тарифов и внедрение специальных опций, в 2012 г. сокращения рынка услуг международного роуминга в России не произошло, благодаря возросшей активности пользователей. В прошедшем году этот сегмент вырос примерно на 10% и превысил отметку 26 млрд. руб. Для этого сегмента характерна ярко выраженная сезонная динамика – пик доходов операторов от международного роуминга традиционно приходится на 3 квартал – период отпусков, а в первом и последнем квартале снижается до минимальных значений. По оценке J’son & Partners Consulting, в 1 квартале 2013 г. услуги международного роуминга принесли «большой тройке» около 3% всех доходов в России от мобильной связи (без учета продаж абонентского оборудования).

К основным факторам, влияющим на спрос на услугу международного роуминга со стороны конечных пользователей, относятся:
- низкие тарифы и их прозрачность/простота для конечных пользователей
- наличие специальных опций, позволяющих снизить расходы в роуминге
- доходы потребителей
- доля населения, выезжающего за рубеж
- сетевое покрытие и проникновение мобильной связи

В последние годы как на российском, так и на мировом рынке международного роуминга наметился ряд позитивных трендов главный из которых – это существенное снижение розничных тарифов на услуги всех типов – голос, SMS, данные. Это происходит во многом благодаря усилению активности регуляторов и стремлению самих операторов сделать свои предложения в роуминге более привлекательными в условиях роста конкуренции с OTT-сервисами.

Анализ тарифов
Анализ тарифов в международном роуминге на голосовые услуги, SMS и мобильный интернет, проведенный J’son & Partners Consulting в июне 2013 г. по наиболее популярным туристическим направлениям, показал следующее. Из операторов «большой тройки» без подключения дополнительных опций услуги международного роуминга в рассматриваемых странах дешевле всего у «МегаФона», за исключением таких стран как Таиланд и Китай, где выгоднее использовать МТС. Самые выгодные тарифы на SMS предоставляет «ВымпелКом» (опция «Соблазнительный роуминг»). Входящие звонки с опцией «Ноль без границ» бесплатны у МТС по всему миру. Опция «Вокруг света» от «Мегафона» предоставляет самый недорогой интернет-трафик по всему миру. Наиболее выгодные тарифы на «голос» по большинству направлений (без учета опций и скидок) предлагает Tele2. 

Для того чтобы оценить выгоды от той или иной опции в международном роуминге, абонентам требуется приложить определенные усилия по изучению предложений от операторов, что зачастую затруднительно накануне предполагаемой поездки в условиях ограниченного времени. Кроме того, ряд роуминговых услуг и опций могут быть несовместимы между собой. И наконец, нужно не забывать вовремя отключить ту или иную опцию по возвращении из поездки, иначе деньги со счета будут продолжать расходоваться.

Сложная структура тарификации в международном роуминге, все еще недостаточно удобное информирование о затратах и относительно высокие лимиты расходов на услуги передачи данных у российских операторов создают условия для появления нишевых предложений от виртуальных операторов (MVNO) и ресселеров, а также приводит к росту популярности использования абонентами сторонних voip -сервисов.

Роуминг в сетях LTE
В 2013 г. активное развертывание сетей LTE в мире продолжилось. По данным GSA (Global mobile Suppliers Association), за 7 месяцев текущего года 54 оператора запустило коммерческие сети LTE, общее количество которых в 76 странах достигло 200 и прогнозируется в размере 260 к концу 2013 г. При этом подавляющее число сетей – 182 - поддерживает режим FDD, 9 сетей работает в режиме TDD, и еще столько же поддерживает оба режима - FDD/TDD 6
Для обеспечения глобального роуминга новые абонентские устройства, совместимые с LTE, должны поддерживать, в идеале, все 40 частотных диапазонов, выделенных под LTE в различных странах. Поставщики чипсетов и абонентских устройств стараются увеличивать набор режимов и частотных диапазонов, реализованных на одной платформе/устройстве. Тем самым они расширяют рынки сбыта своей продукции и попутно сглаживают проблемы совместимости и роуминга.

По прогнозам GSA, диапазон 1800 МГц (band 3) останется основным диапазоном для LTE-сетей и ключевым катализатором роуминга в обозримом будущем. По данным на 18 июля 2013 г., частоты в диапазоне 1800 МГц использовались более чем в 43% коммерческих LTE-сетей мира. Второе место по распространенности занял диапазон 2600 МГц (band 7).

Пользователи устройств с поддержкой диапазонов 1800 и 2600 МГц могут потенциально использовать их, по меньшей мере, в 126 LTE-сетях в 61 стране мира (то есть в 81% стран с коммерчески доступными сетями LTE). Поэтому эти частоты наиболее привлекательны с точки зрения услуг международного роуминга в сетях LTE.

В России только пользователи 4G компании «МегаФон» имеют возможность использовать сети LTE как в домашнем регионе, так и в поездках по РФ.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: маркетинговые исследования, роуминг, J’son & Partners Consulting