SharePoint Server хочет стать российской СЭД/Обзор первых продуктов

Российский офис корпорации Мicrosoft целенаправленно проводит политику по продвижению платформы Мicrosoft Office SharePoint Server 2007 (MOSS) как основы для электронного документооборота на отечественном рынке. Вендор запустил маркетинговую программу по продвижению MOSS в данном качестве, в частности, оказывая содействие российским разработчикам в создании собственных решений на основе MOSS. К программе уже присоединились несколько известных на российском ИТ-рынке игроков, включая ЭОС, DocsVision, «ЛАНИТ», TerraLink, Tops BI, и первые продукты уже представлены рынку. Правда, на звание полноценного решения может претендовать пока только одна разработка – от первой из перечисленных компаний.

Мicrosoft Office SharePoint Server 2007 - новая версия портального решения, которая, соответственно, входит в состав выпуска Microsoft Office 2007. MOSS 2007 позволяет компаниям упростить совместную работу, предоставить возможности управления корпоративными документами, автоматизировать бизнес-процессы и обеспечить доступ к данным, критически важным для задач организации и ее работы. С точки зрения применения Office SharePoint Server 2007 для решения задач документооборота вендор отмечает несколько ключевых возможностей (существующих или быстро реализуемых с помощью функционала ПО). Прежде всего это возможность работы с системой управления документами непосредственно из приложений Office 2007 и наличие рабочих областей для совместной работы с документами перед их публикацией. Кроме того, в MOSS 2007 реализовано обеспечение корпоративных политик доступа и безопасности, автоматическое перемещение документов из библиотек для работы над документами в библиотеку утвержденных документов. При этом весь жизненный цикл документа – от создания до уничтожения – может быть автоматизирован с помощью одного маршрута. Политики хранения и сроков действия документов встроены в механизм сопровождения их жизненных циклов.

Для ИТ-служб Office SharePoint Server 2007 предоставляет такие сервисы, как мониторинг, инструментарий Information Rights Management для управления правами доступа к документу (даже для документов, покинувших пределы системы документооборота), унифицированный интерфейс для всех задач по администрированию, делегирование выполнения избранных административных задач (без предоставления полномочий полноправного администратора) и т.д. Решение построено на привычной платформе ASP.Net, что минимизирует вложения в обучение разработчиков и сопровождение системы.

В настоящее время Microsoft стимулирует российских разработчиков к созданию собственных решений на основе MOSS. Пока что в данной партнерской программе активно приняли участие пять компаний – московские разработчики «Электронные офисные системы» (ЭОС), которая выпустила Enterprise Office Solution for (EOS) SharePoint, DocsVision (ее разработка называется «DocsVision: Документооборот для SharePoint»), TerraLink (Enterprise TerraDocs for SharePoint), «ЛАНИТ» (DocShare) и TopS BI (DocHouse). Эти решения были представлены на стенде Microsoft в рамках майской выставки Docflow 2008 (см. новость от 21 мая 2008 г. ).

Партнеры Microsoft не сомневаются в успехе инициативы по продвижению MOSS на российском рынке СЭД. «Актуальность и востребованность таких решений определятся набирающей силу тенденцией всеобщего движения отрасли в сторону Enterprise Content Management (ECM) – концепции «управления контентом». Это предполагает создание интегрированных корпоративных информационных систем, обеспечивающих комплексное управление всеми информационными ресурсами, процессами и коммуникациями организации. Основой для построения систем такого класса служат технологии хранения и обработки документов. В настоящее время наблюдается существенный всплеск интереса клиентов к внедрению технологий управления контентом. Ответом на это повышение интереса стало появление в составе решений практически всех лидеров мировой ИТ-индустрии продуктов ECM-класса. При этом SharePoint Server 2007 от корпорации Microsoft является одним из наиболее мощных и популярных платформенных решений», - рассказали в пресс-службе компании ЭОС.

«Корпоративные порталы в современном мире действительно становятся некой объединяющей информационной средой, в которой могут быть отражены практически все аспекты информации любых уровней. Это справедливо и для «классических» портальных функций - организации совместной работы, предоставления удобного доступа к различным сервисам и приложениям, создания веб-страниц подразделений, - так и для отдельных функциональных областей, например документооборота. SharePoint на сегодняшний день заслуженно является одним из лучших решений в области построения корпоративных информационных систем для автоматизации документооборота и бизнес-процессов», - прокомментировал директор департамента управления информацией Digital Design Алексей Семидетнов.

«Основным отличием MOSS от других продуктов, представленных на рынке, является тесная интеграция и согласованное развитие с наиболее популярными продуктами, установленными на рабочем месте каждого бизнес-пользователя, – Windows, MS Office. В перспективе MOSS станет широко распространенным инфраструктурным решением на рынке СЭД, и это значит, что платформа станет практически необходимым элементом любой развитой СЭД. В то время как Microsoft будет добавлять новый функционал в свой продукт, другие игроки рынка СЭД будут уходить в область нишевых и отраслевых решений, активно использующих платформу SharePoint как компонент информационной инфраструктуры. Можно с уверенностью утверждать, что к 2010 году 60–70 % организаций, внедряющих промышленные СЭД, будут в качестве одной из компонент системы использовать SharePoint», - прогнозирует маркетинг-менеджер TerraLink Анна Смулянская.

Другие ИТ-игроки замечают, что подобные инициативы не являются редкостью. «Важнейшей частью маркетинговой стратегии крупных международных вендоров является поддержка независимых разработчиков и партнеров, занимающихся созданием собственных прикладных программ на их базовой платформе. Таким образом, с одной стороны, еще более насыщается рынок, заказчики получают решения с теми функциональными возможностями, которые соответствуют специфике именно их бизнеса. С другой стороны, разработчики существенно развивают базовую функциональность, создавая тем самым новые возможности для продвижения продукта. В качестве примера можно привести партнерскую программу Oracle. Корпорация оказывает большую поддержку как ISV-разработчикам, так и своим партнерам, которые получают целый ряд преимуществ в результате такого сотрудничества. Это и обучение новым технологиям, и предоставление маркетинговой информации, и содействие в продвижении новых разработок и многое другое», - комментирует руководитель пресс-службы компании «ФОРС - Центр разработки» Алиса Акулова.

 

Обзоры продуктов

Enterprise Office Solution for (EOS) SharePoint

Решение Enterprise Office Solution for (EOS) SharePoint включает практически весь функционал, который предусмотрен в основном продукте компании ЭОС – хорошо известной и востребованной в России СЭД «Дело». Основными преимуществами новой системы стало то, что она позволяет организовывать решения для заказчика на базе портальной платформы, а также позволяет осуществлять «бесшовную» интеграцию с другими продуктами Microsoft (подробно о продукте Enterprise Office Solution for (EOS) SharePoint см. новость от 30 мая 2008 г.). Официальный старт продаж EOS for SharePoint произошел еще в начале мая 2008 года.

В данном продукте реализованы все основные недостающие в MOSS 2007 функции, которые, необходимы для организации документооборота в соответствии с российскими нормативными требованиями, такие как регистрация документов (автоматическое присвоение регистрационных номеров в соответствии с настраиваемым шаблоном), свободная маршрутизация (пересылка документа между пользователями), автоматическое фиксирование факта пересылки документа, контроль исполнения поручений (выдача самостоятельных поручений и поручений по документу, рассылка задач по каждому поручению на персональные рабочие места исполнителей и контролера, мониторинг процесса исполнения задач), политики автоматического разграничения прав доступа к документам, проектам, поручениям и задачам.

Также предусмотрена возможность работы со сложными регистрационными формами (включающими файлы, поручения, журналы передачи и согласования документов и пр.) и работы с документами, поручениями и задачами на персональном узле пользователя, а также поддержки работы со справочниками, включая интерфейсы выбора значений из справочника. При разработке решения использовались принципы и методы работы с документами, реализованные в СЭД «Дело», которая на сегодняшний день является отраслевым стандартом в России в области автоматизации документооборота промышленного (корпоративного) уровня. В то же время разработчики в максимальной степени сохранили идеологию SharePoint, следуя принципам универсальности, гибкости и простоты использования решения.

«Традиционные решения в области делопроизводства и архива – это только часть рынка. Многие заказчики хотят иметь, возможно, менее изощренные, но одновременно - интегрированные в мощную портальную платформу решения. Здесь мы и видим область применения для EOS for SharePoint. Ключевым моментом является то, что для многих организаций эта платформа уже стала стандартной, поскольку она включена в корпоративную лицензию от Microsoft, что означает для нас большое число потенциальных заказчиков. Нам видится, что новые платформы позволят увереннее себя чувствовать в сегменте корпоративных заказчиков, в том числе за счет «бесшовной» интеграции с Microsoft Office. Выход новых продуктов важен для нас и с точки зрения освоения зарубежных рынков: новые технологические платформы позволяют легко осуществлять локализацию», - рассказал генеральный директор компании ЭОС Владимир Баласанян.


Enterprise TerraDocs for SharePoint

Второе решение - разработка компании TerraLink, система Enterprise TerraDocs for SharePoint - предназначена для внедрения на предприятиях корпоративного сегмента. Решение не нацелено на конкретные вертикали и может быть, по словам представителей компании, востребовано любым крупным предприятием. «За 18 лет работы TerraLink выполнил значительное количество проектов по внедрению систем электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов, и, соответственно, имеет опыт консалтинга в этих областях. Естественно, что участие в инициативе Microsoft по разработке продукта для управления информацией на платформе Microsoft Office SharePoint Server стало для компании логичным стратегическим шагом, и в марте 2008 года в рамках партнерской инициативы Microsoft специалисты TerraLink приступили к разработке Enterprise TerraDocs for SharePoint», - рассказывает Анна Смулянская. По ее словам, новая система расширяет базовые возможности SharePoint в области управления документами, бизнес-процессами и коллективной работой. В рамках инициативы Microsoft специалисты TerraLink разработали дополнительные сервисы и обеспечили предварительную настройку под требования сложившейся специфики российского документооборота. Система включает в себя модули «Контроль исполнения поручений», «Контроль исполнения документов», «Делопроизводство. ОРД», «Корреспонденция», «Электронный архив»; продукт также позволяет описать и настроить бизнес-процессы клиента.

Однако эксперты рынка считают, что у этого решения есть пока некоторые недостатки: «Решение компании TerraLink в целом основано на стандартных возможностях MOSS 2007 с добавлением ряда специфических функциональных возможностей, включая такие пункты, как автоматическая нумерация документов, использование форума для обсуждения документов и присвоение прав доступа определенному кругу пользователей. Однако данный продукт не поддерживает выработанный практикой порядок работы с документами и ряда соответствующих нормативных требований. При этом некоторые сомнения вызывает эффективность и оправданность отдельных технических решений».


DocHouse

Новый продукт компании TopS BI - корпоративная система управленческого документооборота DocHouse на платформе Microsoft Office SharePoint Server 2007 – позиционируется как недорогое, легко настраиваемое решение, которое позволяет автоматизировать управленческий документооборот с возможностью самостоятельной настройки при помощи созданных для этого визуальных инструментов. Система предназначена для автоматизации работы с поручениями и организационно-распорядительными документами, такими как приказы, акты, заявки, а также процессов делопроизводства – работы с входящей, исходящей и внутренней корреспонденцией.

Однако, по оценке наблюдателей рынка, решение имеет ряд недостатков с точки зрения планирования архитектуры и базовых подходов к созданию системы. Это, например, отсутствие поддержки работы со сложными регистрационными формами, ограничение по масштабируемости (отдельные технические решения рассчитаны на работу только с одной базой данных), дублирование функциональных возможностей MOSS 2007 (наличие собственного workflow-сервера, дизайнера маршрутов и др.) и ограничения функциональности при интеграции с офисными приложениями Microsoft (например, отсутствие поддержки разграничения прав на уровне полей карточки документа при подключении списка к MS Outlook и др.). Все это в перспективе может существенно затруднить развитие данного программного продукта (т.е. реализацию отдельных критически важных функций документооборота) и сделать его непригодным для внедрения в промышленных масштабах.


DocShare

Разработанная «ЛАНИТ» на платформе MOSS система DocShare позиционируется как продукт «для тех, кто серьезно настроен на то, чтобы наиболее эффективно и с наилучшим соотношением «цена/качество» организовать систему для работы с документами предприятия». DocShare позволяет организовать и структурировать по заданным правилам хранение документов, задавать маршрутизацию документов, регламент работы с ними и доступ к ним для разных категорий пользователей, выдавать поручения по работе с документами другим пользователям и контролировать их исполнение, формировать почтовые уведомления о поручениях, вести отчетность по работе с документами и организовывать поиск нужных документов. DocShare готов к использованию уже через несколько дней после развертывания.

«Из информационных материалов и презентаций можно сделать вывод о том, что решение в основном построено на основе использования базового функционала MOSS 2007. Реализованы лишь отдельные дополнительные возможности работы с поручениями и ведения отчетности по документам», - комментируют эксперты рынка.


«DocsVision: Документооборот для SharePoint»

«DocsVision: Документооборот для SharePoint» - это специальная версия достаточно известной СЭД DocsVision, предназначенная в первую очередь для предприятий, уже использующих или планирующих внедрение Office SharePoint Server 2007.

Фактически это решение представляет собой шлюз между системами DocsVision и SharePoint. Так, MOSS 2007 используется здесь в целях публикации документов для широкого доступа к ним, а также для размещения и совместной работы над документами в менее регламентированной сфере. При этом документы, сначала размещаемые на портале, могут передаваться для обработки в DocsVision, и наоборот, из DocsVision публиковаться на портале. Также SharePoint используется как единое и доступное место для размещения документов, совместно используемых сотрудниками в бизнес-процессах. DocsVision добавляет к SharePoint активную составляющую процессного подхода: содержит электронный регламент выполнения процесса, реагирует на изменение данных, формирует задания исполнителям, изменяет данные на портале, накапливает информацию о ходе выполнения процесса и т.д. За счет использования DocsVision может быть осуществлена интеграция SharePoint и с другими ИТ-системами предприятия (ERP, CRM) в рамках сквозных бизнес-процессов.

Автор: Игорь Плотников.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: интеграция, интеграция приложений, автоматизация, электронный документооборот, ЭОС