Мicrosoft Office SharePoint Server 2007 - новая версия портального решения, которая, соответственно, входит в состав выпуска Microsoft Office 2007. MOSS 2007 позволяет компаниям упростить совместную работу, предоставить возможности управления корпоративными документами, автоматизировать бизнес-процессы и обеспечить доступ к данным, критически важным для задач организации и ее работы. С точки зрения применения Office SharePoint Server 2007 для решения задач документооборота вендор отмечает несколько ключевых возможностей (существующих или быстро реализуемых с помощью функционала ПО). Прежде всего это возможность работы с системой управления документами непосредственно из приложений Office 2007 и наличие рабочих областей для совместной работы с документами перед их публикацией. Кроме того, в MOSS 2007 реализовано обеспечение корпоративных политик доступа и безопасности, автоматическое перемещение документов из библиотек для работы над документами в библиотеку утвержденных документов. При этом весь жизненный цикл документа – от создания до уничтожения – может быть автоматизирован с помощью одного маршрута. Политики хранения и сроков действия документов встроены в механизм сопровождения их жизненных циклов.
Для ИТ-служб Office SharePoint Server 2007 предоставляет такие сервисы, как мониторинг, инструментарий Information Rights Management для управления правами доступа к документу (даже для документов, покинувших пределы системы документооборота), унифицированный интерфейс для всех задач по администрированию, делегирование выполнения избранных административных задач (без предоставления полномочий полноправного администратора) и т.д. Решение построено на привычной платформе ASP.Net, что минимизирует вложения в обучение разработчиков и сопровождение системы.
В настоящее время Microsoft стимулирует российских разработчиков к созданию собственных решений на основе MOSS. Пока что в данной партнерской программе активно приняли участие пять компаний – московские разработчики «Электронные офисные системы» (ЭОС), которая выпустила Enterprise Office Solution for (EOS) SharePoint, DocsVision (ее разработка называется «DocsVision: Документооборот для SharePoint»), TerraLink (Enterprise TerraDocs for SharePoint), «ЛАНИТ» (DocShare) и TopS BI (DocHouse). Эти решения были представлены на стенде Microsoft в рамках майской выставки Docflow 2008 (см. новость от 21 мая 2008 г. ).
Партнеры Microsoft не сомневаются в успехе инициативы по продвижению MOSS на российском рынке СЭД. «Актуальность и востребованность таких решений определятся набирающей силу тенденцией всеобщего движения отрасли в сторону Enterprise Content Management (ECM) – концепции «управления контентом». Это предполагает создание интегрированных корпоративных информационных систем, обеспечивающих комплексное управление всеми информационными ресурсами, процессами и коммуникациями организации. Основой для построения систем такого класса служат технологии хранения и обработки документов. В настоящее время наблюдается существенный всплеск интереса клиентов к внедрению технологий управления контентом. Ответом на это повышение интереса стало появление в составе решений практически всех лидеров мировой ИТ-индустрии продуктов ECM-класса. При этом SharePoint Server 2007 от корпорации Microsoft является одним из наиболее мощных и популярных платформенных решений», - рассказали в пресс-службе компании ЭОС.
«Корпоративные порталы в современном мире действительно становятся некой объединяющей информационной средой, в которой могут быть отражены практически все аспекты информации любых уровней. Это справедливо и для «классических» портальных функций - организации совместной работы, предоставления удобного доступа к различным сервисам и приложениям, создания веб-страниц подразделений, - так и для отдельных функциональных областей, например документооборота. SharePoint на сегодняшний день заслуженно является одним из лучших решений в области построения корпоративных информационных систем для автоматизации документооборота и бизнес-процессов», - прокомментировал директор департамента управления информацией Digital Design Алексей Семидетнов.
«Основным отличием MOSS от других продуктов, представленных на рынке, является тесная интеграция и согласованное развитие с наиболее популярными продуктами, установленными на рабочем месте каждого бизнес-пользователя, – Windows, MS Office. В перспективе MOSS станет широко распространенным инфраструктурным решением на рынке СЭД, и это значит, что платформа станет практически необходимым элементом любой развитой СЭД. В то время как Microsoft будет добавлять новый функционал в свой продукт, другие игроки рынка СЭД будут уходить в область нишевых и отраслевых решений, активно использующих платформу SharePoint как компонент информационной инфраструктуры. Можно с уверенностью утверждать, что к 2010 году 60–70 % организаций, внедряющих промышленные СЭД, будут в качестве одной из компонент системы использовать SharePoint», - прогнозирует маркетинг-менеджер TerraLink Анна Смулянская.
Другие ИТ-игроки замечают, что подобные инициативы не являются редкостью. «Важнейшей частью маркетинговой стратегии крупных международных вендоров является поддержка независимых разработчиков и партнеров, занимающихся созданием собственных прикладных программ на их базовой платформе. Таким образом, с одной стороны, еще более насыщается рынок, заказчики получают решения с теми функциональными возможностями, которые соответствуют специфике именно их бизнеса. С другой стороны, разработчики существенно развивают базовую функциональность, создавая тем самым новые возможности для продвижения продукта. В качестве примера можно привести партнерскую программу Oracle. Корпорация оказывает большую поддержку как ISV-разработчикам, так и своим партнерам, которые получают целый ряд преимуществ в результате такого сотрудничества. Это и обучение новым технологиям, и предоставление маркетинговой информации, и содействие в продвижении новых разработок и многое другое», - комментирует руководитель пресс-службы компании «ФОРС - Центр разработки» Алиса Акулова.
Обзоры продуктов
Enterprise Office Solution for (EOS) SharePoint
Решение Enterprise Office Solution for (EOS) SharePoint включает практически весь функционал, который предусмотрен в основном продукте компании ЭОС – хорошо известной и востребованной в России СЭД «Дело». Основными преимуществами новой системы стало то, что она позволяет организовывать решения для заказчика на базе портальной платформы, а также позволяет осуществлять «бесшовную» интеграцию с другими продуктами Microsoft (подробно о продукте Enterprise Office Solution for (EOS) SharePoint см. новость от 30 мая 2008 г.). Официальный старт продаж EOS for SharePoint произошел еще в начале мая 2008 года.
В данном продукте реализованы все основные недостающие в MOSS 2007 функции, которые, необходимы для организации документооборота в соответствии с российскими нормативными требованиями, такие как регистрация документов (автоматическое присвоение регистрационных номеров в соответствии с настраиваемым шаблоном), свободная маршрутизация (пересылка документа между пользователями), автоматическое фиксирование факта пересылки документа, контроль исполнения поручений (выдача самостоятельных поручений и поручений по документу, рассылка задач по каждому поручению на персональные рабочие места исполнителей и контролера, мониторинг процесса исполнения задач), политики автоматического разграничения прав доступа к документам, проектам, поручениям и задачам.
Также предусмотрена возможность работы со сложными регистрационными формами (включающими файлы, поручения, журналы передачи и согласования документов и пр.) и работы с документами, поручениями и задачами на персональном узле пользователя, а также поддержки работы со справочниками, включая интерфейсы выбора значений из справочника. При разработке решения использовались принципы и методы работы с документами, реализованные в СЭД «Дело», которая на сегодняшний день является отраслевым стандартом в России в области автоматизации документооборота промышленного (корпоративного) уровня. В то же время разработчики в максимальной степени сохранили идеологию SharePoint, следуя принципам универсальности, гибкости и простоты использования решения.
«Традиционные решения в области делопроизводства и архива – это только часть рынка. Многие заказчики хотят иметь, возможно, менее изощренные, но одновременно - интегрированные в мощную портальную платформу решения. Здесь мы и видим область применения для EOS for SharePoint. Ключевым моментом является то, что для многих организаций эта платформа уже стала стандартной, поскольку она включена в корпоративную лицензию от Microsoft, что означает для нас большое число потенциальных заказчиков. Нам видится, что новые платформы позволят увереннее себя чувствовать в сегменте корпоративных заказчиков, в том числе за счет «бесшовной» интеграции с Microsoft Office. Выход новых продуктов важен для нас и с точки зрения освоения зарубежных рынков: новые технологические платформы позволяют легко осуществлять локализацию», - рассказал генеральный директор компании ЭОС Владимир Баласанян.
Enterprise TerraDocs for SharePoint
Второе решение - разработка компании TerraLink, система Enterprise TerraDocs for SharePoint - предназначена для внедрения на предприятиях корпоративного сегмента. Решение не нацелено на конкретные вертикали и может быть, по словам представителей компании, востребовано любым крупным предприятием. «За 18 лет работы TerraLink выполнил значительное количество проектов по внедрению систем электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов, и, соответственно, имеет опыт консалтинга в этих областях. Естественно, что участие в инициативе Microsoft по разработке продукта для управления информацией на платформе Microsoft Office SharePoint Server стало для компании логичным стратегическим шагом, и в марте 2008 года в рамках партнерской инициативы Microsoft специалисты TerraLink приступили к разработке Enterprise TerraDocs for SharePoint», - рассказывает Анна Смулянская. По ее словам, новая система расширяет базовые возможности SharePoint в области управления документами, бизнес-процессами и коллективной работой. В рамках инициативы Microsoft специалисты TerraLink разработали дополнительные сервисы и обеспечили предварительную настройку под требования сложившейся специфики российского документооборота. Система включает в себя модули «Контроль исполнения поручений», «Контроль исполнения документов», «Делопроизводство. ОРД», «Корреспонденция», «Электронный архив»; продукт также позволяет описать и настроить бизнес-процессы клиента.
Однако эксперты рынка считают, что у этого решения есть пока некоторые недостатки: «Решение компании TerraLink в целом основано на стандартных возможностях MOSS 2007 с добавлением ряда специфических функциональных возможностей, включая такие пункты, как автоматическая нумерация документов, использование форума для обсуждения документов и присвоение прав доступа определенному кругу пользователей. Однако данный продукт не поддерживает выработанный практикой порядок работы с документами и ряда соответствующих нормативных требований. При этом некоторые сомнения вызывает эффективность и оправданность отдельных технических решений».
DocHouse
Новый продукт компании TopS BI - корпоративная система управленческого документооборота DocHouse на платформе Microsoft Office SharePoint Server 2007 – позиционируется как недорогое, легко настраиваемое решение, которое позволяет автоматизировать управленческий документооборот с возможностью самостоятельной настройки при помощи созданных для этого визуальных инструментов. Система предназначена для автоматизации работы с поручениями и организационно-распорядительными документами, такими как приказы, акты, заявки, а также процессов делопроизводства – работы с входящей, исходящей и внутренней корреспонденцией.
Однако, по оценке наблюдателей рынка, решение имеет ряд недостатков с точки зрения планирования архитектуры и базовых подходов к созданию системы. Это, например, отсутствие поддержки работы со сложными регистрационными формами, ограничение по масштабируемости (отдельные технические решения рассчитаны на работу только с одной базой данных), дублирование функциональных возможностей MOSS 2007 (наличие собственного workflow-сервера, дизайнера маршрутов и др.) и ограничения функциональности при интеграции с офисными приложениями Microsoft (например, отсутствие поддержки разграничения прав на уровне полей карточки документа при подключении списка к MS Outlook и др.). Все это в перспективе может существенно затруднить развитие данного программного продукта (т.е. реализацию отдельных критически важных функций документооборота) и сделать его непригодным для внедрения в промышленных масштабах.
DocShare
Разработанная «ЛАНИТ» на платформе MOSS система DocShare позиционируется как продукт «для тех, кто серьезно настроен на то, чтобы наиболее эффективно и с наилучшим соотношением «цена/качество» организовать систему для работы с документами предприятия». DocShare позволяет организовать и структурировать по заданным правилам хранение документов, задавать маршрутизацию документов, регламент работы с ними и доступ к ним для разных категорий пользователей, выдавать поручения по работе с документами другим пользователям и контролировать их исполнение, формировать почтовые уведомления о поручениях, вести отчетность по работе с документами и организовывать поиск нужных документов. DocShare готов к использованию уже через несколько дней после развертывания.
«Из информационных материалов и презентаций можно сделать вывод о том, что решение в основном построено на основе использования базового функционала MOSS 2007. Реализованы лишь отдельные дополнительные возможности работы с поручениями и ведения отчетности по документам», - комментируют эксперты рынка.
«DocsVision: Документооборот для SharePoint»
«DocsVision: Документооборот для SharePoint» - это специальная версия достаточно известной СЭД DocsVision, предназначенная в первую очередь для предприятий, уже использующих или планирующих внедрение Office SharePoint Server 2007.
Фактически это решение представляет собой шлюз между системами DocsVision и SharePoint. Так, MOSS 2007 используется здесь в целях публикации документов для широкого доступа к ним, а также для размещения и совместной работы над документами в менее регламентированной сфере. При этом документы, сначала размещаемые на портале, могут передаваться для обработки в DocsVision, и наоборот, из DocsVision публиковаться на портале. Также SharePoint используется как единое и доступное место для размещения документов, совместно используемых сотрудниками в бизнес-процессах. DocsVision добавляет к SharePoint активную составляющую процессного подхода: содержит электронный регламент выполнения процесса, реагирует на изменение данных, формирует задания исполнителям, изменяет данные на портале, накапливает информацию о ходе выполнения процесса и т.д. За счет использования DocsVision может быть осуществлена интеграция SharePoint и с другими ИТ-системами предприятия (ERP, CRM) в рамках сквозных бизнес-процессов.