ERP-вектор. Поставщики и консультанты сохраняют сдержанный оптимизм

Рынок ERP-решений практически моментально отреагировал на изменения экономической ситуации. Пока что и представители ИТ-компаний, предлагающих ERP-системы, и независимые аналитики практически единогласно сходятся во мнении, что делать объективные выводы о том, какие именно перемены принес данному сегменту кризис, преждевременно. И все же некоторые тенденции налицо – о них и пойдет речь за виртуальным круглым столом портала «Инфокоммуникации онлайн».

В целом рынок ERP сейчас находится в состоянии выжидания, и о каких-либо сформировавшихся тенденциях на нем говорить рано, считает, например, директор по маркетингу ВСС Александр Герасимов и добавляет, что определенные тенденции можно ожидать к концу 2009 – началу 2010 года. Аналитик ИК «ФИНАМ» Владислав Исаев также отмечает, что принципиально новых тенденций в этом сегменте не наблюдается – разве что сокращение спроса из-за корректировки бюджетов крупных заказчиков, но эта тенденция была вполне ожидаемой.

«Естественно, что в связи со сложной экономической ситуацией предприятия стали менять свои приоритеты и пересматривать ИТ-бюджеты в сторону их сокращения. При этом они все больше озабочены оптимизацией затрат и повышением доходности», – отмечает руководитель направления ERP компании Digital Design Любовь Дузь.

«В текущей ситуации любые инвестиционные проекты должны окупаться с высокой вероятностью и в обозримо короткий срок, а внедрение ERP, как правило, достаточно длительны. Ощутимый финансовый успех ERP-проектов, выраженный в повышении рентабельности, можно ожидать через 1-2 года и более. В условиях кризиса не каждая компания готова инвестировать в такие проекты», – поясняет коммерческий директор компании «НОРБИТ» Владимир Вертоградов.

От общего к частному

Некоторые игроки отмечают смещение акцента в интересах клиентов от комплексной автоматизации к автоматизации отдельных участков. «Комплексные решения по автоматизации бизнеса пострадали более существенно, чем частные решения, требующие меньших затрат», – говорит Владислав Исаев. С ним согласен член совета директоров компании «КОРУС Консалтинг» Дмитрий Слиньков: теперь рассматривают не комплексные внедрения, а точечные решения конкретных задач как с помощью отдельных модулей ERP-систем, так и Best of bread (букв. «лучшее из имеющегося») инструментов, решающих конкретную задачу. Со стороны клиентов усилилось внимание к ИТ в области интеграции различных приложений, бизнес-анализа, бюджетного управления и оперативного управления финансами (казначейство).

«Планомерный отказ от комплексных проектов автоматизации связан даже не столько с отсутствием финансирования, сколько вызван структурной и управленческой реорганизацией многих компаний. Внедрение комплексных информационных решений в структуру меняющегося бизнеса в любом случае не приведет к положительным результатам, и заказчики это понимают», – комментирует Владимир Вертоградов.

«Клиенты стали тщательнее считать деньги, а значит, у многих появился интерес к автоматизации финансовой отчетности», – сообщает директор по продажам AVASystems Александр Попов. Наметилась тенденция к заключению договоров с фиксированной ценой, добавляет руководитель проектного отдела компании «1С:Бухучет и Торговля» (БИТ) Иван Аверьянов.

Отказов от уже заключенных контрактов на рынке практически нет, утверждает Владислав Исаев. «Как правило, проекты «замораживают» в основном только те клиенты, кто сильно зависел от кредитов», – делится наблюдениями Александр Попов. Более часты случаи, когда клиенты отказываются от ранее оговоренных, но не подкрепленных заключением соглашений планов. «К примеру, многие собирались раньше внедрять ERP для повышения капитализации (как вариант, для выхода на IPO), но теперь мы с ними совместно выбираем отдельные области бизнеса, наиболее нуждающиеся в автоматизации», – сообщает Дмитрий Слиньков. По наблюдениям заместителя генерального директора группы компаний Ansoft Кирилла Синицына, многие потенциальные клиенты оттягивают принятие решения о покупке ERP «на завтра».

В цене недорогое

Спрос на ERP, по оценке аналитиков «ФИНАМ», сократился примерно на 40 %. «Новые соглашения заключаются, но пока более 70 % дохода ИТ-компании получают от старых контрактов, многие из которых были подписаны еще до начала активной стадии кризиса в России», – говорит Владислав Исаев.

«Относительно стабильно сейчас развиваются только текущие проекты автоматизации. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые клиенты, хотя их, безусловно, совсем мало, видят в текущей ситуации новые возможности для развития и расширения своего бизнеса и внедрение информационных решений для них по-прежнему является одной из ключевых составляющих успеха», – сообщает Владимир Вертоградов. Новые соглашения на поставку ERP заключаются только в адрес средних и легких систем, например Axapta и 1С, замечает Дмитрий Слиньков.

Оптимистичнее оценивают ситуацию производители отечественных, более дешевых решений. Так, в «БИТ» работа с новыми обращениями идет в обычном режиме. В конце года был традиционно высокий спрос, и после небольшого затишья в январе, связанного с праздниками, спрос возобновился.

«В худшем случае речь идет об отказе от внедрения части функционала. Можно отметить лишь незначительное сокращение спроса, в основном за счет отказа от планов по внедрению ERP-систем со стороны компаний, которые не имели острой необходимости в этом. Те же компании, для которых внедрение было насущной необходимостью, не только не отказались от своих планов, но и часто форсируют этот вопрос. Основные причины: стремление повысить эффективность бизнеса, воспользоваться определенным затишьем для реализации внутренних проектов, повысить прозрачность для инвесторов, у которых существенно возросли требования к предоставляемой отчетности. Но главное – в условиях снижения доходности бизнеса, частичного сокращения персонала и роста издержек руководству компаний необходимо удержать контроль над ситуацией, и они возлагают большие надежды на автоматизированные системы класса ERP», – говорит Иван Аверьянов.

«Те, кто ранее планировал покупку зарубежных ERP-систем, переориентировались на российские. У нас, например, цены рублевые, значит, система стала привлекательнее после девальвации. За последние полгода у нас цены выросли только на 20 % в рублях, тогда как сам рубль по отношению к валюте упал на 60 %. Работы стало гораздо больше, мы даже взяли на работу двух новых сотрудников», – рассказывает Александр Попов.

«С начала 2009 года мы отмечаем возрастающий интерес к отечественным решениям. Ведь многие компании теперь ставят во главу угла не пресловутую капитализацию компании (которая прежде во многом препятствовала широкому распространению отечественных разработок), а рациональность того или иного решения, соотношение «цена-качество». Если в конце 2008 года мы ощущали спад активности среди торговых компаний, которые составляют значительную часть наших клиентов, то с начала 2009 года, напротив, отмечаем значительный рост объема предложений нашей компании об участии в тендерах на поставку ERP. По количеству их даже больше, чем в аналогичный период прошедшего года», – говорит Кирилл Синицын.

«Антикризисные» нюансы

Что касается предложений со стороны консалтинговых и ИТ-компаний, то ответ на кризисную ситуацию последовал незамедлительно. «Пожалуй, только ленивый сейчас не имеет в составе продуктовой линейки какой-нибудь «антикризисной программы». В ряде случаев это реально востребованные предложения, ориентированные на повышение прозрачности финансовой деятельности и сокращение расходов, что в условиях кризиса становится ключевыми задачами управления любым бизнесом. Явным преимуществом любых антикризисных программ в сфере автоматизации управления является относительно невысокие затраты на проект внедрения и автоматизации», – оценивает ситуацию Владимир Вертоградов.

Предложения и новые продуктовые решения «НОРБИТ» направлены на сокращения издержек, контроль затрат и себестоимости, удержание текущих клиентов и повышение оперативности исполнения основных производственных операций. «КОРУС Консалтинг» диверсифицировала свой бизнес таким образом, чтобы каждая компетенция была на полном хозрасчете, отвечала за собственные доходы и затраты, а также сделала ставку на концентрацию в наиболее прибыльных направлениях – например, внедрении продуктов Microsoft и внедрении систем бюджетного управления и управленческого анализа. Digital Design как путь к снижению затрат предприятий позиционирует внедрение Microsoft Dynamics AX, предлагая внедрение не всех стандартных модулей сразу, а вначале только самых необходимых, которые позволят возвратить инвестиции в ближайшее время.

Клиентам «БИТ» предоставляются недорогие или бесплатные инструменты, автоматизирующие оперативное управление денежными средствами, проведение экспресс-анализа финансового состояния компании. У Ansoft появились льготные условия приобретения продуктов линейки, кроме того, выпущено специальное ERP-решение для малого бизнеса на базе системы AVARDA, интерес к которому ожидается, прежде всего, со стороны небольших торговых компаний. Значительно сократить издержки бизнеса Ansoft позволило развитие филиалов в регионах. В итоге интегратору удалось избежать сокращения штата и окладов сотрудников, был урезан лишь маркетинговый бюджет. Главное антикризисное предложение AVASystems – цены в рублях и рассрочка. Владислав Исаев тоже отмечает, что поставщики решения сейчас занимают более гибкую позицию по ценам и условиям оплаты, но при этом полагает, что в плане объема и качественных характеристик предложения существенных изменений нет.

Поживем – увидим

Прогнозы развития ситуации в ближайшем будущем в такой экономической обстановке сделать сложно, сходятся во мнении большинство опрошенных. По мнению Александра Попова, очевидно одно: когда национальная валюта девальвирована, отечественные производители (в том числе и производители ПО) получают преимущество по отношению к западным.

«Все будет зависеть от состояния нашей экономики, о будущем которой даже аналитики рынка говорят с крайней осторожностью. Как только первый страх – перед неизвестностью – пройдет, заказчики будут охотнее высвобождать «припрятанные» средства на оптимизацию бизнес-процессов, в том числе и на ИТ-инструменты. Эта тенденция уже начала проявляться. Ведь тот, кто сможет сейчас воспользоваться ситуацией, найти оптимальный баланс между экономией и инвестициями, имеет все шансы стать лидером на рынке к моменту выхода страны из кризиса», – полагает Кирилл Синицын.

«Мы ожидаем некоторого оживления на рынке во втором полугодии 2009 года, но на уровень прошлого года мы сможем выйти только в следующем», – комментирует Владислав Исаев.

«Наиболее вероятный, на мой взгляд, сценарий, таков. Объемы ERP-рынка (лицензии + консалтинг + техподдержка) в 2009 году в денежном выражении, несомненно, сократятся. О глубине падения говорить сложно, думаю, оно будет в пределах 40-50 % в валюте и 15-30 % в рублях. Если рассматривать основную для ERP-систем «вотчину» – промышленность, то акцент, несомненно, сместится от внедрения финансовых модулей к модулям управления производством, которое все еще остается «черным ящиком» для подавляющего числа предприятий в России. При этом будут внедряться в том числе и модули Advanced Planning, интегрированные через уровень MES с АСУТП. Только такой подход позволяет «поднять наверх» реальные данные о производстве, причем фактически в режиме реального времени, а также осуществлять оперативное изменение производственных планов, что крайне важно в ситуации нестабильного спроса. Также будет востребована функциональность, позволяющая в полной мере реализовать проектное управление, и аналитические системы класса BI», – заявляет Александр Герасимов.

На всех не хватит

По оценке спикеров, в ближайшем будущем рынок покинут ряд игроков. «Хотим мы того или нет, но в результате кризиса на рынке останутся только сильные игроки. Ситуация, когда клиентов хватало на всех, уже осталась в прошлом. Сейчас вряд ли есть основания для каких-либо оптимистичных прогнозов по развитию рынка ERP. С уверенностью можно сказать лишь то, что ситуация будет меняться, и весьма качественно.

Очевидно, что кризис выступит своего рода воронкой, пройти через которую смогут далеко не все компании. С одной стороны, это плюс, профессионально рынок очень поднимется, качество организации проектных работ тоже возрастет, однако, с другой – отсутствие новых проектов плохо отразится на развитии сферы ИТ в том отношении, что уровень инновационных решений в виду отсутствия финансирования, скорее всего, будет падать», – рассуждает Владимир Вертоградов.

«Структура спроса изменится, но в целом рынок останется на прежнем уровне. Со стороны клиентов будет оказываться дополнительное ценовое давление на внедренческие компании с общей мотивировкой – кризис. ИТ-компании будут вынуждены повышать качество своих услуг для сохранения цен на прежнем уровне. Это повлечет за собой увеличение затрат, и для сохранения приемлемого уровня рентабельности потребуется оптимизировать их структуру. Следовательно, возможен уход с рынка ряда небольших компаний, но в целом все участники рынка останутся в выигрыше. Уже сейчас заказчики стали более внимательно относиться к выбору поставщика ПО», – замечает Иван Аверьянов.

«Будут востребованы ИТ-приложения, позволяющие оптимизировать затраты, казначейские процессы, бюджетное планирование, управленческий анализ, документооборот, электронный обмен документами между субъектами права. Причем это в равной, если не в большей степени касается и государственного сектора. А те интеграторы, которые этого не понимают, либо умрут, либо их поглотят более дальновидные коллеги», – резюмирует Дмитрий Слиньков.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: интеграция, автоматизация, система управления