В рамках проекта предусмотрена интеграция с 10 государственными, туристскими, банковскими и другими информационными системами, при этом вычислительные мощности ИС «Электронная путевка» будут обеспечивать обработку информации от 30 млн пользователей услуг туроператоров, выполнять прием не менее четырех запросов в секунду, а объем информации по каждому туристу, обратившемуся за услугой в ИС «Электронная путевка», будет содержать не менее 2 тыс. символов. Согласно условиям контракта, система должна соответствовать всем требованиям по информационной безопасности и, в частности, по защите персональных данных граждан. О деталях создания государственной информационной системы изданию ICT-Online рассказал директор проекта со стороны группы «Астерос» Алексей Денисов.
- Алексей, расскажите, пожалуйста, с чего началось сотрудничество с Ростуризмом? И почему для создания «Электронной путевки» был выбран именно «Астерос»?
- Сотрудничество с Ростуризмом началось с победы «Астерос» в конкурсе на разработку первой очереди информационной системы «Электронная путевка» (ИС ЭП): наше предложение оказалось лучшим среди 11 поданных заявок. В свою очередь, работы по созданию системы стартовали по поручению Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева (резолюция от 3 сентября 2014 г. № ДМ-П44-65пр) в декабре 2014 года, когда Ростуризмом была разработана и утверждена «Концепция создания информационной системы “Электронная путевка”».
Директор проекта со стороны группы «Астерос» Алексей Денисов
- Какие предварительные работы потребовалось провести для старта проекта? Какие уникальные компетенции «Астероса» потребовались?
- Поскольку проект является уникальным не только для России, но и в мире подобных решений практически нет, потребовалось привлечение ведущих специалистов «Астерос» в области разработки информационных систем. Нам пришлось изучить не только возможные платформенные решения, на базе которых разрабатывалась будущая система, но и все нюансы законодательной базы, которая позволит легитимизировать использование «Электронной путевки» в отрасли. На базе мощностей компании был развернут программно-аппаратный комплекс, на котором и проходила разработка и последующее тестирование системы. Для реализации проекта нами были мобилизованы не только технические ресурсы, но и штат специалистов в области законотворческой деятельности.
- Когда проект стартовал? Что было сделано на первом этапе, какие результаты получены?
- В июне 2015 года Ростуризм и «Астерос» подписали первый контракт. Начальный этап работ, в рамках которого реализовано технорабочее проектирование системы и подсистем, а также разработка требований к их функционалу, завершен разработкой опытного образца ИС ЭП.
Кроме того, для согласования регламента информационного обмена и отработки механизмов интеграции между «Электронной путевкой» и системами туроператоров было организовано тестирование прототипа ведущими поставщиками услуг в сегментах выездного и внутреннего туроперирования на базе Центра компетенций «Астерос». Первыми приняли участие в тестировании компании «НТК Интурист» и ITM Group. Также к апробации был привлечен крупнейший разработчик программного обеспечения для автоматизации туристской деятельности – «Мегатек», отраслевое решение которого используют более 800 операторов по всей России. Согласно плану тестирования в прототипе ИС «Электронная путевка» обработана информация о более 40 тыс. туров и более 50 тыс. путевок с обезличенными персональными данными.
Анализ результатов тестирования позволил учесть разнообразие и специфику оказания туруслуг разными поставщиками. Важным преимуществом компании-тестировщики назвали возможность для каждого туриста в любой момент в режиме онлайн проверить статус своей путевки. Получены положительные отзывы об удобстве интерфейса будущей системы и информативности рабочего кабинета туроператора, в котором отображаются данные, переданные в ИС, и соответствующая статистика.
- В какие временные сроки проходил второй этап, что было сделано в ходе него?
- По итогам второй очереди работ обеспечены контроль достаточности финансовых гарантий туроператоров и защита персональных данных. Кроме того, сегодня все электронные путевки, передаваемые в систему по зашифрованным каналам туроператорами и турагентами, заверяются электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Банкам и страховым компаниям предоставлена возможность оперативного контроля размера банковских гарантий и страховых депозитов туроператоров.
Также специалистами «Астерос» даны предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона №49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристическую деятельность», связанные с практическими аспектами применения системы «Электронная путевка».
- По вашей собственной оценке, чем проект уникален? С какими другими работами «Астероса» его можно сравнить?
- Создание информационной системы «Электронная путевка» является для нас поистине беспрецедентным: это федеральный масштаб, уникальные для нашей страны отраслевые решения и социальная значимость проекта. Нам удалось проделать большую работу совместно с коллегами из Ростуризма. На данный момент готовность системы доведена до 80 %. Мы добились максимального уровня защиты информации, в частности, персональных данных граждан, и готовы идти дальше. Впереди нас ждет главное – вывод «Электронной путевки» в жизнь, оценка рынка и граждан. Это наиболее важная и критичная для нас часть работы, и мы приложим все усилия, чтобы и финальный этап был успешным.
- Что планируется сделать на завершающем этапе? Когда он пройдет, какие задачи должны быть решены?
- Согласно Федеральному закону от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», единая информационная система будет введена в промышленную эксплуатацию с 1 января 2018 года. Одновременно планируется проведение комплекса мероприятий по внедрению системы в операционные процессы деятельности участников туристского рынка на условиях ее обязательного использования. В технической части проект предусматривает формирование процедур обеспечения эксплуатации и поддержки пользователей системы. По завершении работ также будет создана нормативно-правовая база для полноценного функционирования системы и придания юридического статуса всем процессам, осуществляемым через ИС «Электронная путевка».
ИС «Электронная путевка» должна обеспечить прозрачность и контроль деятельности туроператоров и турагентов рынка в соответствии с законодательством РФ, предоставить возможность оперативного мониторинга и информирования о ситуации в отрасли, а также формировать отчетность, содержащую достоверные статистические и аналитические данные. Семь подсистем «Электронной путевки» позволят оперативно обрабатывать и хранить данные, поступающие от туроператоров, ведомств, объединений, страховых компаний, органов сертификации.
- Как в дальнейшем «Астерос» планирует использовать опыт, наработки, партнерские связи, полученные в ходе данного проекта?
- Полученный опыт в разработке информационной системы федерального масштаба, а также сформированная организационная структура проекта, в которую вошли представители туристической отрасли, банков, страховых компаний, разработчиков специализированного ПО, позволили «Астерос» совершить технологический прорыв в области построения информационных систем для крупных государственных заказчиков, нуждающихся в партнерах, способных предложить нестандартные решения под возникающие потребности. Социальная составляющая проекта позволила утвердить наши позиции в секторе компаний, работающих не только для бизнеса, но и для всего населения России.
- Спасибо за беседу!