Взгляд топ-менеджера «Интерпроком» на импортозамещение: нужен не «отечественный велосипед», а принципиально новое!

Сегодня информационные технологии стали одним из ключевых драйверов развития бизнеса. Заказчики ищут ИТ-партнеров не просто для автоматизации существующих процессов. ИТ-партнеры должны быть генераторами новых идей, предвосхищать потребности рынка, участвовать в создании стратегий и осуществлении амбициозных планов. Конкурентное преимущество «Интерпроком» как ИТ-компании заключается в способности помочь заказчикам в достижении новых цифровых горизонтов и реализации скрытого потенциала повышения эффективности управления всеми видами активов предприятия: интеллектуальными и творческими, финансовыми, физическими и информационными. И все это – в контексте целей и задач заказчика. Как на этом процессе отражается необходимость держаться в русле импортозамещения? Об этом говорит президент «Интерпроком» Леонид Алтухов.

Леонид Алтухов, президент компании «Интерпроком»: «Мне не очень импонирует слово «импортозамещение», я бы говорил о развитии российского ПО опережающими темпами. Фокус на собственных ресурсах, на собственных разработках - это один из основных трендов сегодняшнего отечественного рынка ИТ. Началось активное инвестирование государства в развитие поставщиков ИТ-технологий в России. Отдельным направлением идет ориентация госсектора исключительно на российские разработки, для чего был создан Реестр российского ПО при Минсвязи».

На волне импортозамещения

Свою основную операционную деятельность «Интерпроком» ведет в России. За предыдущие несколько лет мы увеличили объемы продаж в России в 3 раза и видим здесь хорошие перспективы. Одновременно с этим мы работаем и на внешних рынках, предлагая свои решения и сервисы на базе программного обеспечения IBM в области управления физическими активами и бизнес-аналитики, обладая даже по международным меркам достаточно уникальным опытом внедрения подобных проектов.

 

Президент «Интерпроком» Леонид Алтухов

Президент «Интерпроком» Леонид Алтухов

 

Думаю, для многих наших коллег, как и для нас, импортозамещение - это выход на зарубежные рынки, диверсификация бизнеса, новые возможности и дело престижа. При этом импортозамещение не является для нас катализатором выхода на зарубежные рынки, мы не стремимся туда сломя голову.

Для выхода на зарубежные рынки, как, собственно, и на локальном рынке, нужна хорошо продуманная стратегия, понимание объема сегмента рынка, на который выходишь, знание конкурентов, умение четко понимать и формулировать свои конкурентные преимущества. И, конечно, нужны инвестиции, чтобы иметь решения как минимум на английском языке, а лучше на языках стран, в которых планируется вести бизнес, а также инвестиции в маркетинг и развитие канала продаж.

Мы всегда ориентируемся на потребности наших заказчиков, поэтому комбинируем в своем портфеле продукты зарубежных поставщиков с решениями отечественных компаний. Наша стратегия в этом направлении предусматривает как разработку собственного программного обеспечения, так и развитие партнерских отношений по продвижению решений других российских компаний. Например, мы - партнеры компании «Полиматика рус», продаем ее аналитические платформы.

«АКСИОМА» в Едином реестре

Как я уже сказал, «Интерпроком» работает в том числе и как software house, как компания, разрабатывающая собственные решения. И мы добились признания результатов этой работы: программное обеспечение по управлению активами «АКСИОМА» включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Приказом Минкомсвязи России от 09.03.2017 №103 в Приложении 1, пункте №124 «АКСИОМЕ» был присвоен реестровый номер №2997. Собираемся подавать заявку на включение еще одного решения в реестр.

Несколько слов об «АКСИОМЕ»: оно помогает заказчикам повысить эффективность управления физическими активами, автоматизировать управление техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) и процессы эксплуатации имущества, а также поднять на качественно новый уровень управление сервисными службами. В основу решения положен опыт работы и проекты внедрения в крупных российских коммерческих и государственных предприятиях из многих отраслей производственной сферы - от транспортных до торговых и сервисных компаний. «АКСИОМА» позволяет предприятиям перейти к проактивному управлению активами, добиваясь снижения простоев и эксплуатационных затрат, высвобождения ресурсов, повышения производительности, более высокого уровня обслуживания, отложенных расходов на замену и ремонт активов, позволяющих высвободить и перераспределить инвестиции. Еще до включения в Реестр мы запатентовали ПО «АКСИОМА» в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ и получили свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2015610148.

С «Регатаскопом» по Европам

Другим направлением по разработкам, которые напрямую не связаны с корпоративными заказчиками, являются разработки для спорта. В частности, мы активно развиваем программное обеспечение для обслуживания парусных регат. Мы гордимся плотным сотрудничеством с Федерацией парусного спорта России, со сборной командой России по парусному спорту. Но при этом всегда помним и о том, что мир становится все более глобальным, и хотим максимально использовать свой потенциал, чтобы занять свою нишу в этом мире глобальной экономики. Поэтому нам не чужды амбициозные планы по продвижению своих решений за рубежом.

В ноябре 2016 года наша компания объявила о выходе коммерческой версии информационно-аналитической системы для 3D-трекинга и аналитики парусных регат «Регатаскоп» и подписании соглашения на дистрибьюцию ее лицензий за рубежом. Согласно специализированным аналитическим отчетам, объем мирового рынка спортивной аналитики на текущий момент оценивается примерно в $100 млн, он растет и к 2021 году может увеличиться более чем в 10 раз. Основной клиент «Регатаскопа» находится за пределами России, и это открывает хорошие бизнес-перспективы. И, разумеется, мы гордимся, что «Регатаскоп» стал первой российской 3D-трекинг-системой, которая была использована для сопровождения Чемпионата России в олимпийских классах яхт, гонок Национальной парусной лиги и Чемпионата мира ассоциации Megles 20.

Дорожная карта ИАС «Регатаскоп» разработана на несколько лет вперед и включает в себя в том числе и адаптацию к другим видам спорта – например, к авторалли, велогонкам или лыжным гонкам. Затраты составили порядка 12 млн рублей, включая проектирование, разработку, оборудование, тестирование и отладку. По нашим расчетам инвестиции должны окупиться в ближайшей перспективе. Специалисты нашей компании и лично я имеем большой опыт работы в зарубежных компаниях, понимаем принципы работы и уровень требований заказчиков, говорим на одном бизнес-языке, что, несомненно, помогает нам привлекать зарубежных заказчиков.

Герои в своем отечестве

Безусловно, Реестр отечественного ПО ускорил ряд тенденций. Интеграторы будут укрупняться и фокусироваться на разработке собственных решений. Компании станут более специализированными и будут общаться с заказчиками не столько как квалифицированные посредники, которые обладают глубокими знаниями длинного перечня ИТ-систем мировых компаний, сколько как представители разработчика, который полностью отвечает за свой продукт.

Радует, что уже сейчас мы видим много конкурентоспособных российских продуктов на мировом рынке. В частности, это было подтверждено моими коллегами по панельной дискуссии на Российском инвестиционном форуме «Сочи-2017», которые назвали ряд интересных ИТ-проектов, обладающих большим потенциалом для прорывных инноваций не только в России. Думаю, большинство наших бизнес-пользователей без труда вспомнит три-четыре популярных отечественных решения компаний «1С», ABBYY, «Прогноз», «Галактика». Плюс антивирусы и информационно-правовые системы. В этот список хочу добавить отечественные геолокационные разработки, которыми часто пользуюсь сам, например, «Прогород». Или интересное и очень оригинальное решение для точного позиционирования внутри зданий, которое предлагает стартап Navigine. Заслуживает внимания и изучения опыт компании «ИнтерТраст», которая смогла уйти от западного коммерческого ПО и создать свою систему документооборота CompanyMedia на собственной платформе.

Споры вокруг «гражданства»

Специалисты нередко спорят о том, какого производителя можно называть полностью российским: того, кто обладает полным циклом производства в России или даже того, кто только собирает продукцию из импортных комплектующих? По моему убеждению, замыкаться в своем собственном ПО, изобретая велосипед, – просто непозволительная роскошь. Мир становится все более глобальным, и разработчикам стоит взвешенно подходить к использованию импортного, отечественного и свободного ПО с постепенным уменьшением доли зарубежного.

Еще одно опасение игроков заключается в том, что в случае снятия санкций у государства снизится интерес к отечественным производителям. Может ли так случиться и что в этой ситуации делать? Мне представляется, что самым правильным будет не повторять то, что уже сделано другими, а делать что-то новое. Тогда не надо будет бояться ни санкций, ни их снятия. Все мои коллеги по секции «Будущее, рождаемое сегодня: интеграционные и инфраструктурные проекты Евразии» на Петербургском Международном Экономическом Форуме придерживаются такого же мнения.

«Интерпроком» уже продвинулся в этом направлении! И мы видим большие перспективы для дальнейшей работы. Какие же высоты мы готовы взять в ближайшее время? В области «Интернета вещей» (IoT), например – развернуть собственный многопоточный телематический сервер для сбора и обработки информации с множества устройств, в том числе и с датчиков собственной разработки. В области дополненной виртуальной реальности для управления недвижимостью мы вплотную занялись построением динамичных цифровых моделей. Еще одна сфера нашего интереса - платформа для перепродажи облачных сервисов, и в этом ключе мы ведем разработку Cloud brokerage & Marketplace.

С гордостью отмечу, что к поставленным целям мы идем не в одиночку: в развитии проекта «Регатаскоп» нам продолжает оказывать поддержку Всероссийская федерация парусного спорта, в содружестве с Московским государственным технологическим университетом «СТАНКИН» мы осваиваем аддитивные технологии - движемся в направлении расширения возможностей PLM в дискретном производстве и ТОиР. А сотрудничество с Российской академией наук (РАН) открывает нам новые возможности в сфере расширенной контент-аналитики на основе когнитивных технологий и нейронных сетей.

Мы используем инновационные бизнес-решения и ИТ-технологии, чтобы каждый пользователь получил нужные услуги и сервисы на качественно новом цифровом уровне: когда удобно, где удобно, как удобно. В том числе и импортозамещающие.

Автор: президент «Интерпроком» Леонид Алтухов

Рубрики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: Интерпроком