- Это логичный шаг в рамках стратегии «Техносерв», направленной на развитие консалтингового бизнеса. Объединяются и выделяются в отдельную компанию практики, близкие по способу управления, предлагаемому продукту, профилю заказчика и технологии продаж, вовлеченности специалистов в исполнение проекта. Для создания нового игрока на рынке ИT-консалтинга сейчас самый подходящий период – конкурентное давление минимально.
Выделение консалтингового направления именно в отдельную компанию связано и с необходимостью четкого понимания финансового результата этой деятельности.
Кроме того, это вопрос позиционирования компании, так как исторически сложилось, что «Техносерв» воспринимается как системный интегратор, а мы сосредоточимся исключительно на предоставлении услуг по бизнес- и ИT-консалтингу и внедрении бизнес-приложений.
Еще одна из предпосылок для объединения – это синергия клиентской базы, практик с накоплением знаний и передачей опыта между проектами.
Какие именно ресурсы объединены внутри «Техносерв Консалтинг», сколько специалистов, обладающих теми или иными компетенциями?
В «Техносерв Консалтинг» войдут все подразделения консалтингового направления «Техносерва», Sputnik Labs и «Рексофт»: ERP, CRM, BI, электронный документооборот и гостиничные системы. Объединенная компания будет составлять порядка 500 человек. Операционным ядром станет Sputnik Labs, имеющая наиболее зрелые и отстроенные процессы именно консалтингового характера, такие как проектное управление, продажи и клиентский маркетинг.
Каким образом будут происходить процессы объединения?
- Безусловно, процесс объединения компаний будет происходить постепенно. В первую очередь, мы объединим финансы, HR и маркетинг, поскольку структуры этих отделов схожи во всех компаниях. Вообще, построение единой маркетинговой стратегии станет одной из важных задач, стоящих перед нами в ближайшее время.
Отдел продаж и производственные практики на первом этапе мы объединять не будем, специалисты должны отработать финансовый год в рамках тех систем мотиваций и тех систем операционного управления, которые у них были.
Далее «Техносерв Консалтинг» будет развиваться исходя из принципов ориентированности на заказчика.
Где располагается новая компания – у нее будет отдельный офис?
- Да, в конечном итоге все сотрудники соберутся в один офис, это произойдет ко времени образования новой компании, то есть к февралю 2010 года, сейчас идет организационный этап.
Какие направления для «Техносерв Консалтинг» будут приоритетны с момента начала деятельности, а какие начнут активно развиваться позднее?
- Консалтинг предполагает знание отраслевой специфики. Мы сейчас развиваем бизнес в таких отраслях, как финансы, телекоммуникации, крупные розничные компании (для которых, к примеру, мы предлагаем программы лояльности), транспорт, госсектор, для которого у нас тоже сформировано предложение. В других индустриях, таких как энергетика или ЖКХ, понятие консалтинга во внедрении бизнес-приложений только созревает, они придут к осознанию его необходимости чуть позднее. Тут важно чувствовать, где есть смысл заниматься общим развитием рынка, чтобы про тебя вспомнили в нужный момент.
Что же касается технологических направлений, то они у нас определены. Это, как я уже говорил, ERP, CRM, включая on Demand, BI, MDM, электронный документооборот или, если смотреть шире, то и BPM. В будущем, возможно, добавится еще что-то из смежных областей.
Какие прежние заказчики «Техносерва», Sputnik Labs и «Рексофт» перейдут к «Техносерв Консалтинг»? В дальнейшем поиск клиентов в консалтинговом направлении будет осуществляться уже под новый бренд?
- Мы продолжим развивать наши отношения со всеми клиентами объединяемых практик, а также будем тесно сотрудничать с продающим подразделением «Техносерва». Синергия здесь возникает в том, что проекты по внедрению бизнес-приложений тянут за собой инфраструктурные проекты, и это взаимовыгодное сотрудничество. Самая «верхушка айсберга» – это бизнес-консалтинг, далее – внедрение приложений и инфраструктуры. Очевидно, что проекты по автоматизации бизнес-приложений так или иначе генерируют потребность в подтягивании ИТ-инфраструктуры до того уровня информатизации, который определил себе заказчик.
Каковы предварительные планы по финансовым показателям, увеличению штата?
- Выделение отдельной компании, прежде всего, должно улучшить показатели по прибыли «Техносерва», а в перспективе улучшить показатели и по обороту компании. Консалтинговый бизнес в России может быть высокорентабельным, если его правильно построить. Мы рассчитываем в 2010 году показать рентабельность выше большинства конкурентов. Процесс наращивания ресурсов будет продолжаться, и в течение 2010 года компания должна вырасти примерно на четверть.
В завершение беседы хотелось бы услышать вашу оценку состояния рынка ИТ-консалтинга, расстановки сил на нем, видение места на нем «Техносерв Консалтинг».
Конечно, в целом рынок ИТ-консалтинга «просел» достаточно сильно, но именно рынок внедрения бизнес-приложений (и ERP, и CRM) находится в более благоприятных условиях, так как компания, начавшая крупный проект, не может его бросить на полпути, и большинство заказчиков стараются довести дело до конца.
С одной стороны, это чрезвычайно востребованная услуга, с другой – сложно говорить о том, что этот рынок зрелый. Существует пул достаточно сильных игроков и серьезных конкурентов, которые добились успеха в своем сегменте рынка, и сегмент этот связан либо с какой-то горизонтальной областью знаний, либо с отраслевой спецификой.
Согласно планам, «Техносерв Консалтинг» будет позиционироваться, прежде всего, для Enterprise-сегмента. В перспективе мы рассматриваем не только Enterprise-рынок, но сейчас наше преимущество будет видно именно здесь: проекты для таких заказчиков сложные, достаточно продолжительные во времени и требуют серьезного проектного управления, что предоставляют не все консультанты. Мы же, с одной стороны, можем обеспечить определенный уровень услуг в стратегическом консалтинге, показать клиенту, что надо сделать, чтобы развиваться на рынке, какие действия предпринять, какие проекты провести для достижения целей. С другой стороны, мы сразу же можем сами эти проекты запустить и взять на себя ответственность за результат.
Как известно, кризис – это в том числе и время возможностей. Сейчас у ИT-лидеров есть больше шансов получить клиентов, которые предпочитают при выборе подрядчика не рисковать, а привлечь в команду профессионалов. Поэтому это действительно хороший момент для наращивания бизнеса.
Кирилл Булгаков
Родился в 1973 году в Москве. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1997 по 2001 год работал менеджером по продажам в компании Comstar Telecommunications. В 1999 году реализовал один из первых в России CRM-проектов. С 2001 года работал в компании Sputnik Labs (с момента ее создания). Прошел путь от менеджера проекта до генерального директора. Является вице-президентом Ассоциации CRM. Автор ряда статей по тематике управления клиентскими отношениями. О назначении Кирилла Булгакова на должность управляющего директора «Техносерв Консалтинг» было объявлено 29 октября 2009 года.
О компании
«Техносерв Консалтинг» – практика консалтинга российского системного интегратора «Техносерв». В состав «Техносерв Консалтинг» вошли все подразделения консалтинговых практик «Техносерва», Sputnik Labs и «Рексофт»: ERP, CRM, BI, электронный документооборот и гостиничные системы. «Техносерв Консалтинг» предлагает полный комплекс услуг и лучшие отраслевые практики в сфере ИT-консалтинга, начиная c проработки глобальной стратегии компании и заканчивая внедрением систем автоматизации бизнес-процессов. Партнерами «Техносерв Консалтинг» являются мировые производители бизнес-приложений, в том числе Oracle, SAP, EMC, Microsoft, Sage и др. Об объединении подразделений консалтингового направления в отдельную компанию было объявлено 29 октября 2009 года. Работа под брендом «Техносерв Консалтинг» начнется с февраля 2010 года.