Руководитель службы QIWI по работе с инвесторами (Head of IR) Яков Баринский: «Опыт нашей компании задаст темп развития для рынка»

Не так давно, 8 октября 2013 года, компания QIWI plc объявила о начале торгов на Московской Бирже своих депозитарных акций ADS. Уникальность события состоит в том, что впервые в истории российского рынка ценных бумаг объектом размещения выступили американские ценные бумаги, обращающиеся на NASDAQ. Компания QIWI стала фактически первопроходцем российского рынка, на которого в дальнейшем смогут равняться другие инновационные компании. В связи с этим событием корреспондент нашего издания задал несколько вопросов Якову Баринскому, руководителю службы QIWI по работе с инвесторами (Head of IR), чтобы прояснить позицию компании QIWI в отношении последних трендов на российском финансовом рынке.

 На Московской бирже в секторе «Рынок Инноваций и Инвестиций» пока не так много компаний-участников, QIWI выглядит во многом лидером в этом списке. Какой для QIWI интерес? Как вы считаете, появление QIWI на Московской бирже поможет приходу других крупных инновационных игроков российского рынка в сферу торговли ценными бумагами или их интерес, как и ранее, будет ограничен только присутствием на более известной NASDAQ?

 - Начало торгов на Московской бирже позволит нашим партнерам, в том числе агентам QIWI, получить прямой доступ к ADS Компании. Мы уверены, что это будет способствовать расширению инвесторской базы, в первую очередь, за счет российского ритейла и положительно скажется на укреплении позиций QIWI на российском рынке.

Мы также видим большой потенциал в секторе РИИ: на российском рынке наблюдается активный рост количества инновационных и технологичных компаний, в том числе благодаря поддержке этого направления Правительством РФ. Безусловно, подобные компании, будут привлекать интерес инвесторов, и мы надеемся, что опыт компании QIWI plc на американской бирже NASDAQ задаст хороший темп для развития этого сектора.

 Можно ли ожидать, что российские инновационные компании будут сначала стремиться выйти на Московскую биржу, а только потом, нарастив известность, будут выходить на NASDAQ?

 - Решение о выходе на ту или иную биржу и о проведении публичного размещения в целом принимается каждой компанией, исходя из ее стратегических целей. Немаловажный факт в данном вопросе – операционная деятельность в тех странах (или запланированный выход на этот рынок в ближайшем будущем), где присутствуют потенциальные инвесторы.

Например, в ходе роуд-шоу QIWI мы старались максимально детально рассказать об особенностях нашего платежного сервиса, чтобы инвесторы имели полное представление о нашем бизнесе, действующей бизнес-модели. Гораздо проще презентовать компанию тогда, когда твой бизнес уже представлен в этой стране или имеет прямой аналог.

 QIWI представлена на Московской бирже американскими ценными бумагами. В чем выгода торговли ценными бумагами именно этого типа?

 - Учитывая, что мы сделали первичное размещение американских депозитарных акций на NASDAQ, это был самый удобный и дешевый для компании, а также наиболее прозрачный способ для участников рынка. Он позволил держателям акций переводить их между NASDAQ и Московской Биржей без дополнительной конвертации.

 Растет ли в России популярность электронных форм оплаты?

 - В России популярность электронных форм оплаты увеличивается за счет роста рынка онлайн-покупок, поскольку именно для этого рынка электронные платежи наиболее удобная и безопасная форма взаиморасчетов.

По данным аналитического агентства DATA Insight, в 2012 году 22 млн. россиян совершили покупки в онлайне. При этом самый активный прирост новых покупателей (а он составил +30% за прошедший год) произошел за счет жителей регионов. 70% новых покупателей, которые совершили свои первые покупки в Сети в 2012 году, живут за пределами Москвы.

 Насколько популярны платежи через QIWI.Кошелек с помощью мобильных устройств (планшеты, смартфоны) по сравнению с платежами, выполняемыми через QIWI Терминалы?

 - Платежные приложения Visa QIWI Wallet для мобильных платформ в целом очень популярны в России и возглавляют рейтинги бесплатных приложений финансового сектора. Однако, было бы некорректно сравнивать трафик транзакций Visa QIWI Wallet через мобильные приложения с общим объемом платежей через QIWI Терминалы.

По данным МТС на долю смартфонов по итогам первого полугодия 2013 года в натуральном выражении пришлось 42 % продаж телефонов в России (на 15 п.п. больше, чем в 1-м полугодии 2012 года), что говорит о глобальной популяризации этого вида гаджетов. Безусловно, обладатели этих аппаратов в большинстве своем вовлечены в использование всех доступных функций, а владельцам QIWI Visa Wallet удобно пользоваться своим кошельком через приложение для смартфона либо планшета, которые всегда под рукой.

 Какова динамика роста популярности инструмента Visa QIWI Wallet?

 - В сегментах бизнеса Группы QIWI сохраняется тренд последних трех лет: на фоне относительной стабилизации роста количественных показателей терминального направления, хорошие темпы демонстрирует Visa QIWI Wallet. За три месяца второго квартала текущего года результаты этих двух направлений стали сопоставимы: чистая выручка QIWI Distribution (платежные терминалы) - $23,9 млн., чистая выручка Visa QIWI Wallet - $23,1 млн.

При этом стоит отметить, что использование Visa QIWI Wallet не предполагает накопления средств. Владелец Кошелька может в любой момент пополнить его на необходимую сумму (разовое пополнение до 15 000 рублей для неидентифицированных пользователей) с помощью нескольких каналов на выбор: наличными через QIWI Терминалы, с банковского счета или со счета мобильного телефона, валютой социальных сетей. Помимо этого есть возможность при оплате через Visa QIWI Wallet напрямую выбрать в качестве источника средств свою банковскую карту или счет мобильного телефона.

 Планирует ли QIWI реализовать возможность работы со своими депозитарными акциями через финансовый инструмент Visa QIWI Wallet и через терминалы оплаты?

 - Мы рассматриваем возможность реализации такого сервиса через платежные инструменты QIWI для российских инвесторов. Пока этот проект находится в стадии оценки.

 Не так давно QIWI заключила партнерские отношения с компанией VISA, начав предлагать клиентам пластиковую карту Visa QIWI Wallet. Расскажите, что дает это сотрудничество QIWI? Насколько эта система дополняет «традиционный» для QIWI формат Visa QIWI Wallet?

 - Сотрудничество QIWI и Visa началось в 2009 году, когда мы впервые на российском рынке предложили пользователям на базе QIWI Кошелька выпуск виртуальных предоплаченных карт QIWI Visa Virtual. В течение следующих нескольких лет мы совместно реализовали сервис платежей и переводов на карты Visa через платежные инструменты QIWI и расширили пул карт, дополнив его QIWI Visa Card и QIWI Visa Plastic. Данные сервисы востребованы среди пользователей QIWI. За первые три года сотрудничества мы выпустили более 1.5 млн. предоплаченных карт.

Заключение стратегического соглашения между QIWI и Visa стало логичным продолжением развития отношений компаний. Выпуск ко-брендингового продукта Visa QIWI Wallet, на базе QIWI Кошелька, позволит нам осуществить переход от монобанковкой к мультибанковской системе и предложить всем банкам-партнерам Visa технологичный и удобный продукт. Сочетание технологий QIWI и международной платежной системы Visa открывает широкий спектр платежных продуктов и финансовых сервисов для банков, мобильных операторов, поставщиков товаров и услуг, интернет-магазинов и предприятий розничной торговли. В наших долгосрочных планах развитие сервисов и платежных технологий, которые позволят предложить пользователям Visa QIWI Wallet максимально удобные и актуальные инструменты платежа.

 Нынешний год можно охарактеризовать приходом на российский рынок крупнейших в мире онлайн-игроков - eBay, Amazon. Почему это происходит именно сейчас, с вашей точки зрения, а не год раньше или позже? Какие планы QIWI по сотрудничеству с этими компаниями?

 - Выходу на российский рынок западных онлайн игроков способствуют несколько факторов. Во-первых, это рост электронной коммерции в России. За 2012 год, по данным аналитического агентства Data Insight, этот сегмент экономики показал рост на 27 % и составил более 405 млрд рублей. Доля покупок в западных онлайн-магазинах за аналогичный период выросла на 50 %, показав оборот в размере 45 млрд рублей. Во-вторых, полностью сформировался рынок электронных платежей, появилась четкая законодательная база, регулирующая взаимоотношение пользователей и платежных систем. Пользователи проявляют активный интерес к новым платежным технологиям, что косвенно также способствует увеличению количества онлайн покупок, совершаемых россиянами. Эти изменения, безусловно, привлекают зарубежных игроков, т.к. они видят большой потенциал российского рынка.

Появление новых игроков, на наш взгляд, будет способствовать развитию рынка в целом. Сейчас – все игроки работаю на одну задачу: привлечение новых пользователей, повышение интереса к рынку, а в будущем, это приведет к усилению рыночной конкуренции. Все участники будут стараться привлечь клиентов именно к своему сервису выгодными тарифами и удобными сервисами. От этой борьбы должны выиграть, в первую очередь, конечные пользователи.

 Недавно на российский рынок официально пришел новый сильный игрок на финансовом рынке - компания PayPal. Станет ли она серьезным конкурентом для QIWI в России?

 - Прежде чем ответить на этот вопрос, следует отметить следующее. До сих пор Россия была и остается страной, где преобладают наличные платежи. Более того, если судить по динамике развития, то наличные платежи в России будут оставаться основной формой расчетов в ближайшие годы.

В этих условиях необходимо располагать повсеместно доступными каналами пополнения и у PayPal есть два пути: создавать собственные каналы, либо подключиться к уже существующим. Не так давно прошла встреча менеджмента eBay и PayPal с руководством QIWI, в ходе которой обсуждались различные варианты возможного сотрудничества.

 Есть ли в России потенциал, на котором новый игрок смог бы нарастить сильную клиентскую базу?

 - Возможно, Paypal рассчитывает на первых порах наладить работу с количественно небольшой клиентской аудиторией, которая должна будет привязывать свои банковские карты к счету PayPal для расчетов с иностранными мерчантами, в первую очередь, eBay. Но, вполне возможно, что эти российские клиенты и ранее работали, до прихода на местный рынок. Поэтому рост Paypal во многом будет зависеть от объема рынка трансграничных покупок.

 Как воспринимает QIWI ввод в оборот новой цифровой онлайн-валюты Bitcoin и соответствующей платежной системы?

 - Мы считаем, что ввод в оборот такой валюты как Bitcoin связан с определенными рисками, т.к. она не имеет единого эмиссионного центра, и курс этой валюты напрямую зависит от настроения ее покупателей и продавцов и от доступности обменных площадок, что делает поведение курса криптовалюты совершенно непредсказуемым. Однако сама бизнес-модель является интересной, часть компаний уже принимают Bitcoin к оплате. Но общий объем эмиссии, по приблизительным расчетам экспертов, составляет несколько миллиардов долларов, что в масштабах денежной единицы с мировым обращением относительно невелико.


Подробности

Компания QIWI plc является на сегодняшний день крупнейшей в России платежной системой нового поколения для проведения моментальных платежей в России и странах СНГ. В ее системе зарегистрировано более 14 млн виртуальных кошельков, а для их управления установлено более 170 000 киосков и терминалов.

Благодаря QIWI, в стране работает более 54 000 провайдеров и поставщиков услуг, которые могут принимать платежи в денежной или электронной форме. Суммарный ежемесячный объем проводимых транзакций превышает 44 млрд рублей, а число клиентов – более 60 млн человек.

Для заказа и оплаты товаров и услуг клиенты QIWI могут использовать наличные, карты предоплаты, пластиковые карты QIWI Visa и другие способы. Платежи можно проводить как в розничных магазинах, так и через Интернет.

Рубрики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: финансирование, QIWI, электронные деньги