Компания ЭОС, будучи одним из наиболее активных отечественных разработчиков СЭД, и прежде уделяла внимание созданию решений для реализации ЭЦП. Так, весной 2009 года ЭОС выпустила универсальную систему для криптографической защиты информации «КАРМА» (см. новость раздела «ЭОС» от 1 июня 2009 г.), которая к началу 2010 года начала приобретать популярность как розничный продукт (см. новость раздела «ЭОС» от 12 февраля 2010 года). EdSign – очередной шаг ЭОС в данном направлении.
С помощью EdSign можно подписывать, согласовывать и визировать документ с произвольным количеством физических и юридических лиц, заранее определять необходимые подписи и выделять в тексте документа места, предназначенные для их будущего заполнения при подписании соответствующими лицами.
Работа в EdSign
EdSign позволяет подписывать документ с проставлением факсимиле собственноручных подписей, штампов и печатей, одновременно заполняя заранее предусмотренные поля для ввода дополнительной информации. Например, в момент подписания документа какой-либо подписью может быть введен регистрационный номер, дата подписания документа, примечание согласующего лица. Ввод изображений подписей, штампов и т. п. может осуществляться с устройств планшетного ввода или подобных устройств, а также из графических файлов формата JPEG, GIF, TIFF или PNG. При создании электронного документа можно ограничить любую из ожидаемых ЭЦП определенным сертификатом. В этом случае подписать документ сможет только владелец заданного сертификата и никто другой.
Процесс работы с электронными документами, подписание ЭЦП происходят с помощью EdSign так же, как и с привычными документами Microsoft Office Word. Допустим, требуется подписать с использованием EdSign договор, текст и формат которого уже согласован. Для этого одна из сторон создает проект текста электронного документа, предусмотрев в нем все необходимые подписи и поля, которые будут заполнены подписями сторон и регистрационными данными документа (дата, номер и т. д.). После создания проекта текста договора он подписывается ЭЦП автора. В данном случае – подписью лица, подготовившего проект текста договора для дальнейшего подписания. Его ЭЦП гарантирует неизменность самого текста договора с предусмотренными для будущего заполнения подписями и полями. Далее договор в электронном виде передается руководителю организации, который подписывает договор. Он подписывает договор своей ЭЦП, и в тексте договора в предусмотренном месте появляется графическое отображение собственноручной подписи руководителя, сопровождаемое изображением печати организации и даты подписания. Для электронного документа, так же как и для бумажного, можно разделить процедуры подписания и простановки печати, которые могут выполняться разными лицами.
После перечисленных действий договор может быть отправлен другой стороне договора по электронной почте, скачан с сайта или передан получателю лично на электронном носителе. Получив договор, получатель может убедиться в наличии и правильности подписей первой стороны и в свою очередь подписать его. Затем делопроизводитель организации регистрирует договор. При этом он выполняет процедуру подписания документа ЭЦП, но его подпись в тексте документа отображается как автоматически проставляемая дата, а также факсимиле печати принимающей организации. Таким образом, договор подписан – заполнены все поля, предусмотренные на этапе его оформления. Теперь он отсылается отправителю. Отправитель, получив договор, убеждается, что документ подписан и все подписи действительны. Ему не надо сравнивать полученный текст с отправленным им ранее текстом. Все необходимые подписи в договоре есть, и они верны, а текст не мог быть изменен без нарушения правильности ЭЦП. Теперь можно зарегистрировать договор в организации-отправителе и приступить к его выполнению.
Преимущества для пользователей
По словам разработчика, пользователи EdSign получают ряд преимуществ. Документ, созданный с помощью EdSign, является оригиналом и может использоваться в юридически значимом документообороте, а ЭЦП, поставленные в документе, будут эквивалентны собственноручным подписям. При этом созданный таким образом документ может быть передан для последующего чтения, подписания, согласования или визирования любым способом – на электронном носителе, отправлен по электронной почте, размещен для скачивания на сайте. Передача электронного оригинала в виде файла существенно экономит время и средства по сравнению с пересылкой бумажного документа. «Пользователю не надо ждать, пока придет бумажная копия – он всегда работает с оригиналом документа, который можно мгновенно получить или разослать всем заинтересованным лицам. Оригиналы документа можно хранить в любом требуемом количестве и в любых местах. В любой момент времени можно сохранить электронный документ, созданный с помощью EdSign, как обычный документ Microsoft Office Word, получив в результате электронную копию документа, визуально не отличающуюся от оригинала, но не защищенную механизмом ЭЦП. Такие копии могут использоваться при обмене документами с физическими лицами и организациями, не имеющими в своем распоряжении EdSign», – поясняют в ЭОС.
Рекомендованная розничная цена на EdSign составляет 900 рублей (включая лицензию на систему «КАРМА»). Стоимость ограниченной версии, использующей только криптопровайдер Microsoft Base Cryptographic Provider, входящий в состав операционной системы Windows, – 400 рублей.
Технические требования
Что касается технических характеристик, то EdSign предназначен для функционирования в качестве надстройки Microsoft Word 2007. Также на компьютере пользователя должна быть установлена универсальная система «КАРМА» версии не ниже 2.0. EdSign может работать в операционных системах Microsoft Windows 7/Vista/XP. Для работы могут использоваться стандартные криптопровайдеры, входящие в состав операционной системы Windows, такие как Microsoft Base Cryptographic Provider, Microsoft Enhanced Cryptographic Provider. Также могут использоваться отечественные и зарубежные криптопровайдеры, поддерживающие спецификацию Microsoft CryptoAPI 2.0. Например, «КриптоПро CSP», «Сигнал-КОМ CSP», «Домен-К», Smart Crypto CSP, «Верба-OW», «Авест» и подобные. Для подписания документов с помощью механизма ЭЦП пользователи должны иметь сертификаты открытых ключей, имеющие связанные с ними закрытые ключи.
Контакты: специалист по информационной безопасности компании ЭОС Тимур Кузнецов, тел.: +7 (495)221-24-31 доб. 142, e-mail: kusnetsov@eos.ru, http://www.eos.ru/