QIWI Venture: итоги первого года работы

QIWI Venture, корпоративное венчурное направление Группы QIWI, представило результаты первого года своей работы и провело тест-драйв нового сервиса «47 ресторанов», одного из стартапов в ее портфеле инновационных разработок.

Направление QIWI Venture было образовано в январе 2013 года. Соорганизаторами этого нового бизнес-направления компании стали Марина Майстренко, директор по развитию и инновациям Группы QIWI (см. интервью раздела QIWI Venture от 8 февраля 2013 г. http://ict-online.ru/interview/i92359/ ), и Алексей Баринский, нынешний иннвестиционный директор Группы QIWI.

«Причины, побудившие материнскую компанию создать венчурное направление, были обусловлены большим количеством предложений, которые получала наша материнская компания, к созданию совместных бизнес-проектов. - рассказал Алексей Баринский. - Группа QIWI стала примером быстрого и успешного роста бизнеса, поэтому многие захотели примкнуть к лидерам рынка».

В 2013 году акции QIWI стали торговаться на Нью-Йоркской (NASDAQ) и Московской фондовых биржах (см. новость раздела QIWI Московская биржа от 10 октября 2013 г. http://ict-online.ru/news/n98408/). Это вдохновило предпринимателей к рождению новых идей ради создания совместных проектов с QIWI. Созданный корпоративный инвестиционный фонд QIWI Venture стал для компании тем инструментом, с помощью которого она смогла выявлять перспективные направления, а также обеспечить доработку существующего или внедрение готовых решений для выхода на новые рынки.

Максимальный порог инвестиций для первой стадии принятых проектов был определен в размере 1 млн долларов. «Чтобы проект был отобран, он должен обладать рядом свойств, - рассказал о механизме работы Фонда Сергей Эбич, руководитель QIWI Venture. – Проект должен отвечать прежде всего требованиям высокой технологичности. Это обусловлено тем, что Группа QIWI изначально ориентирована на ведение технологичного бизнеса, поэтому у нее есть внутренняя экспертиза в этом направлении. Опираясь на эти знания, осуществляется отбор успешных проектов».

 

Через руки руководителя QIWI Venture Сергея Эбича проходят сотни заявок на финансирование в год

 

Вторым условием для успешного отбора стало требование географического масштабирования. Тем самым QIWI Venture делает упор на те проекты, которые позволяют рассчитывать на успешное развитие бизнес-идеи или технологии не только в рамках внутреннего рынка, но и по всему миру.

При отборе проектов QIWI Venture также учитывает возможность синергии развиваемого проекта с материнским бизнесом Группы QIWI, улучшения уже существующих бизнес-процессов. Будучи стратегическим инвестором, QIWI Venture рассматривает возможность последующего инвестирования в развиваемый проект и его интеграции в материнский бизнес QIWI. Однако пока это – вопрос будущего.

Сервис «47 ресторанов»

За прошедший год QIWI Venture отобрало три наиболее примечательных с точки зрения ее венчурного комитета проекта, два из которых уже вошли в инвестиционный портфель компании, а третий развивается сейчас в сотрудничестве с инкубатором Высшей школы экономики.

Первым проектом, получившим финансирование от QIWI, стал авто-агрегатор Карбэй (см. новость раздела QIWI Venture от 13 августа 2013 г. http://ict-online.ru/news/n96659/) - он был запущен в работу в мае 2013 года и уже доступен для пользователей.

Вторым успешным проектом с точки зрения получения инвестиций от QIWI Venture стал сервис «47 ресторанов» (47cafes.com). Он представляет собой мобильное приложение, позволяющее посетителю ресторана или кафе получить разнообразные услуги через мобильный телефон или планшет. Для этого достаточно загрузить приложение из официального Интернет-магазина и просканировать QR-код на специальном стикере, расположенном на столике.

 

Стикер для сервиса «47 ресторанов»

 

Теперь, не дожидаясь прихода официанта, можно ознакомиться с меню, сделать заказ, получить скидки, узнать об акциях, проходящих в заведении. Можно также вызвать официанта, попросить счет, расплатиться и даже оставить чаевые, используя различные платежные инструменты, в том числе Visa QIWI Wallet.

Примечательной особенностью нового сервиса является то, что владельцы ресторана не должны отвлекаться на разработку предлагаемых онлайн-услуг. Все задачи по их реализации на стороне мобильного устройства и «бэк-офиса» берет на себя разработчик проекта, предлагая владельцам ресторана выбрать в списке те услуги, которые он готов предоставить своим клиентам. Разработчик выступает в этом проекте как агрегатор сервисов с точки зрения организации информационной поддержки бизнес-процессов, а их фактическую реализацию выполняет ресторан, используя привычные и хорошо знакомые для себя средства.

 

Элементы интерфейса сервиса «47 ресторанов»

 

На сегодняшний день сервис «47 ресторанов» уже оснащен веб--интерфейсом, создано приложение для платформы Android. В ближайшем будущем появится приложение для iOS. Сервис уже запущен в работу на фазе бета-тестирования в ряде заведений Москвы, а в начале 2014 года он станет доступен для ряда крупных сетевых ресторанов.

Подводя итог, можно сказать, что проект получил не только финансирование, но также и ресурсную и партнерскую базу QIWI. Благодаря этому, за полгода был пройден путь от прототипа до реализации функционирующего приложения.

«Проект, который мы профинансировали в июне 2013 года, имеет все шансы перейти на следующую стадию инвестиций, - комментирует результаты Алексей Баринский. – Сервис «47 ресторанов» - отличный проект, который полностью соответствует требованиями QIWI Venture, поскольку позволяет улучшить существующие бизнес-процессы без внедрения дополнительного оборудования и значительных инвестиций».

 

Алексей Баринский, главный инвестиционный директор Группы QIWI (в центре),
Сергей Эбич, руководитель QIWI Venture (слева), Георгий Коннов, автор проекта «47 ресторанов»

 

Как рассказал Георгий Коннов, автор проекта «47 ресторанов», функционал сервиса планируется расширить в дальнейшем за счет добавления в приложение информации о каждом заведении с комментариями и отзывами клиентов. Они будут доступны в режиме реального времени, и позволят клиентам активно рекламировать акции, проводимые заведениями, а также помогать улучшать качество обслуживания.

 

Автор проекта «47 ресторанов»Георгий Коннов нашел финансовую поддержку в лице QIWI Venture

 

В дальнейших планах также развитие функции «персонального ассистента», реализации сервиса рассылки предложений и акций от заведений, масштабирование сервиса на крупные российские ресторанные сети. «Мы видим возможность его интеграции с материнским бизнесом QIWI в будущем, например, уже сейчас можно оставить чаевые, используя Visa QIWI Wallet», - подытожил рассказ о проекте Алексей Баринский.

 

Мы попросили прокомментировать Алексея Баринского, главного инвестиционного директора Группы QIWI, как построена работа QIWI Venture.

У группы компаний QIWI уже имеется собственное подразделение R&D. В чем причина создания отдельного корпоративного инвестиционного фонда QIWI Venture?

Направление R&D – это модель «закрытых инноваций». Компания нанимает разработчиков, открывает собственные исследовательские лаборатории, где ведется разработка технологичных решений для материнского бизнеса.

Однако как показала мировая практика и к чему пришли все крупнейшие технологические лидеры в мире – собственные разработчики часто не успевают за инновациями. Поэтому часть из них появляется за пределами крупных компаний, и они могут изменить рынок быстрей, чем собственное подразделение R&D успеет отреагировать.

Поэтому компании не только разрабатывают новые идеи внутри себя, но и постоянно ищут и покупают новые идеи за пределами компании, доводя потом их до конечного продукта собственными силами. В этом случае результат удается получить быстрее, чем разрабатывать с нуля.

Можно оценить масштабы инвестиций, взяв за пример какой-нибудь известный корпоративный венчурный фонд?

Один из крупнейших корпоративных венчурных фондов в мире – это Intel Capital. Этот фонд существует уже более 25 лет, и в 2010 году они инвестировали около 300 млн долларов в 80 стартапов.

Сколько бизнес-предложений (заявок) было рассмотрено за первый год существования QIWI Venture?

Мы рассмотрели более 1000 бизнес-предложений, причем география их поступления – весь мир. Основное число поступающих заявок приходит, конечно, от российских предпринимателей.

За прошедший год QIWI Venture инвестировали только в три из более чем тысячи, как вы сказали, предложений. В чем причина «низкого попадания» стартапов в заветный список?

Я бы не назвал этот показатель низким. Речь идет скорей о начале процесса и выстраивании платформы QIWI Venture, задания высокого уровня проектов, которые будут получать инвестиции от Фонда.

Еще до формирование QIWI Venture мы разработали стандарты и процедуры, которые позволили нам быстро и эффективно наладить работу инвестиционного департамента и коммуникацию с другими отделами. Сейчас мы способны достаточно быстро и в полном объеме провести экспертизу проектов, обеспечить им юридическое сопровождение, организовать работу венчурного комитета.

Мы также проработали четкую методологию по выбору проектов, в основу которой положены три основных критерия: технологичность, т.е. рассматриваемые стартапы должны иметь смежную с основным бизнесом QIWI направленность; географическое масштабирование; соответствие ценностям и стратегии QIWI.

Мы не рассматриваем проекты, которые по своей сути противоречат бизнес-моделям, реализуемых в рамках нашего основного бизнеса.

Если разработчики заявок будут точно следовать заявленным нами принципам, то процент «попадания» станет значительно выше.

Для успешного развития бизнес-идеи важны не только инвестиции в развитии технологической составляющей, но также значительные средства на маркетинговое продвижение, рекламу. Готова ли QIWI Venture инвестировать в эту часть расходов?

Одним из требований, который мы предъявляем при отборе успешных проектов, является виральность бизнес-идеи или проекта. Речь идет о возможности его будущего развития за счет технологий социального обмена информацией, получивших большую популярность в последнее время. Информация, распространяемая пользователями по каналам социальных сетей и другими способами социального обмена, обладает значительным потенциалом в продвижении продуктов, не менее весомым, чем традиционные формы рекламы.

Отбирая проект, мы оцениваем его потенциал также с точки зрения виральности. Это позволяет нам пустить основной поток инвестиций в непосредственную разработку идеи.

Какие проектные направления обладают наибольшей перспективой с точки зрения QIWI Venture?

QIWI Venture готов инвестировать в любые новые перспективные проекты. Но с особым интересом рассматриваются решения из финансового и интернет-сектора, проекты, связанные с управлением клиентской базой данных, рынком рекламы, мобильной и электронной торговлей.

Представляют интерес также агрегаторы сервисов и товаров, сервисы управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации обслуживания потребителя, аппаратные и программные решения по совершенствованию текущих бизнес-процессов, проекты, связанные с виртуальной и дополненной реальностью.

Спасибо за беседу!

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: QIWI