Главным объектом критики Банка России, Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу стала система Bitcoin. Используемую ею криптовалюту («биткойны») отчасти можно считать аналогом «фантиков» «МММ» или игры на рынке Forex. В первом случае, покупая такие банкноты, граждане верили в физиономии Сергея Мавроди, во втором – в портреты ушедших в иной мир президентов Соединенных Штатов.
В обоих случаях операции носят спекулятивный характер и несут высокий риск потери стоимости, считают чиновники. «Отличительной особенностью «биткойна» как виртуального средства для взаиморасчетов и накопления является отсутствие обеспеченности реальной стоимостью, – отмечают в Генеральной прокуратуре РФ. – Собственники криптовалют на сегодняшний день лишены на территории России и других государств возможности защиты своих интересов в судебном и административном порядке».
Азартные игры
Опрошенные эксперты согласны с мнением чиновников. «Bitcoin, а также ее менее успешные аналоги представляют собой распределенную, полностью децентрализованную систему, которая не зависит и не может зависеть от какого-либо регулирующего органа. Bitcoin фактически является альтернативой традиционных денег в глобальном смысле, поэтому и реакция Центробанков разных стран на нее единодушна», – говорит управляющая Северо-Западным филиалом банка «Интеза» Наталья Байнина.
Бывший вице-президент крупного банка Олег Анисимов высказывается более жестко: «Биткойны» – это махинация типа финансовой пирамиды. Выигрывают в ней те, кто их «майнил», а проиграют – те, кто купит «биткойны» за реальные деньги по максимальным курсам. Они ничем не обеспечены, даже обещаниями государства. В один прекрасный момент скинуть «биткойны» по существенной цене будет невозможно», – убежден Олег Анисимов.
В ближайшее время чиновники обещают «принять ряд конкретных решений, направленных на предотвращение нарушения имущественных прав граждан и организаций, связанных с использованием криптовалют». Хотя надзорные ведомства в первую очередь беспокоит не надежность накоплений, вложенных доверчивыми россиянами в анонимные платежные системы.
«Одной из ключевых особенностей использования криптовалют является анонимность пользователей, – поясняют в Росфинмониторинге. – Также криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации. Вышеуказанные обстоятельства... обусловили активное использование криптовалют в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и в иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», – убеждены в ведомстве.
Поэтому Банк России уже сейчас намерен применять санкции к российским компаниям, готовым участвовать в расчетах с помощью «биткойнов». Предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) надзорный орган обещает квалифицировать как нарушение «антиотмывочного» законодательства. Такие деяния, согласно действующему законодательству, караются штрафами в сумме до полумиллиона рублей.
Виртуальная реальность
В борьбе с криптовалютами чиновники отмечают, что «официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается».
Таким образом, под сомнение ставится законность не только Bitcoin, но и иных платежных систем. Например, расчеты в популярной WebMoney также проводятся с помощью «титульных знаков».
Эксперты неоднозначно оценивают законность такой деятельности. «WebMoney не является официально зарегистрированной платежной системой в России, и все пользователи, совершающие в ней расчеты в «титульных единицах», делают это на свой риск – без возможной защиты со стороны государства. WebMoney запрещена в Германии, недавно аналогичную систему запретил Китай», – отмечает Кирилл Рогальский, заместитель председателя правления «Балтинвестбанка».
А вот, по мнению Натальи Байниной, в случае с WebMoney речь идет о конкретных валютах, которые централизованно регулируются Центробанками различных стран. «На мой взгляд, расчеты в условных единицах могут интересовать небольшую группу потребителей. Как правило, они подкованы технологически и решают свои узкие задачи. Жесткое противодействие Центробанков здесь маловероятно». С ней согласен и Олег Анисимов: «Я не видел вменяемых людей, которые держали бы крупные суммы в системах типа Webmoney».
Сама платежная система отрицает возможные претензии и сравнения с Bitcoin. «WebMoney никаких «суррогатов» не выпускает и не оперирует ими – каждый тип имущественных прав, которые учитываются на WebMoney-кошельках, имеет четкую юридическую природу», – поясняет Вячеслав Андрющенко, заместитель директора по развитию WebMoney Transfer.
По его словам, для расчетов на территории России используются электронные чеки на предъявителя, плательщиком по которым выступает имеющая лицензию Банка России кредитная организация «Сетевая расчетная палата». Также WebMoney исключает анонимные платежи и строго следит за соблюдением требований «антиотмывочного» законодательства. «В системе WebMoney вообще запрещен обмен электронных валют и финансовых инструментов, не обеспечивающих должного уровня подтверждения личности пользователя. «Биткоин» – в нашем «черном списке» обменных инструментов. WebMoney строго закрыта для регистрации из стран «черного списка» FATF (Ирак, Афганистан и т. д.)», – говорит Вячеслав Андрющенко.
Борьба за честность
По мнению Олега Анисимова, курс «биткойна» рос в том числе из-за потребности отдельных людей в анонимном платежном средстве. «Если у них есть такая потребность, то, может быть, они делают что-то нежелательное для общества, например торгуют наркотиками?» – полагает эксперт.
Возможно, многие добросовестные россияне не согласятся с такими претензиями – избежать тотального контроля хотят не только преступники, покупатели зелья и иные «враги народа». В последние годы надзор за порой даже копеечными операциями только ужесточается и нередко доходит до абсурда (журналиста «Фонтанки», например, один из банков заставил доказать целевое назначение перевода в сумме меньше 2 тысяч рублей).
Анонимный платежный сервис позволяет избежать таких трудностей. Сейчас в «электронных кошельках», данные о владельцах которых не подтверждены, можно хранить не более 15 тысяч рублей и совершать транзакции не более чем на 40 тысяч в месяц. Однако уже внесенный в Госдуму законопроект предлагает ограничивать размер одной «анонимной сделки» до тысячи рублей, а общий оборот – до 15 тысяч в месяц.
Поэтому не исключено, что благодаря предпринимаемым государством мерам и широко освещаемой в СМИ кампании против криптовалют число их пользователей может только увеличиться. Вряд ли совершающие короткие операции окажутся жертвами резкого изменения курса «биткойна», а для расчета система предоставляет достаточно выгодные условия. К тому же операции на Bitcoin доступны только достаточно опытным пользователям компьютеров, а потому вряд ли жертвами обвала курса криптовалюты могут стать бедные пенсионеры, отдавшие анонимам «всё, что нажито непосильным трудом».
Павел Нетупский