Участники конференции вживую пообщались с ведущими российскими и мировыми с представленными в России ведущими мировыми ECM-вендорами, приняли участие в дискуссиях, посвященных современным технологическим тенденциям в области ЕСМ, их применимости в условиях российской реальности и перспективам применения ЕСМ-решений, а также практике реализации ЕСМ-проектов с участием вендоров, партнеров и заказчиков.
В целом, можно отметить, что понятие ECM уже переросло из модной и малопонятной аббревиатуры в эффективный инструмент управления корпоративным контентом, которым заказчики интересуются уже исходя из стоящих перед ними реальных практических задач.
Конференцию открыло выступление главного аналитика Forrester Research Шерил МакКиннон, которая рассказала о современных тенденциях мирового рынка ECM-решений. Прежде всего, как подчеркнула Шерил, меняется само понятие «управление информацией». Работа с информацией отнюдь не ограничивается только одной ее «записью». Информацией необходимо управлять, категоризировать и классифицировать ее в течение всего жизненного цикла, а не только в конце его, как это было раньше. При этом важнейшую роль играют цифровые и мобильные процессы работы с информацией. Мы живем в облачную эпоху, поэтому усилия разработчиков ECM-приложений, как подчеркнула Шерил МакКиннон, направлены на реализацию SaaS- и мобильного функционала, а также поддержку новых форм корпоративного контента. В то же время, сами делопроизводители пока очень неохотно и с большой осторожностью относятся к облачным ECM-сервисам. Также аналитик упомянула вопросы сохранения цифрового контента. И здесь неоценимую помощь могут оказать все те же облака. По ее словам, устаревшие корпоративные бизнес-приложения будут постепенно выводиться из эксплуатации, а на замену им придут облачные сервисы. Для работы с корпоративным контентом необходмо использовать открытые стандарты, как подчеркнула Шерил МакКиннон. Это даст возможность снизить риски и устранит зависимость от какого-либо одного поставщика программного обеспечения. Здесь, по мнению главного аналитика, «законодателем мод» должен стать государственный сектор, на который сможет ориентироваться и частный бизнес. Современным заказчикам необходимы механизмы сложного контентного анализа и «умного» поиска, и это, по мнению Шерил, еще одно направление для приложения усилий разработчиков.
Участники пленарной дискуссии конференции «Экосистема ЕСМ: от платформенного вендора до корпоративного заказчика»
В целом, Шерил МакКиннон подчеркнула, что само понятие ECM претерпело за свою пятнадцатилетнюю историю серьезную трансформацию, круг решаемых задач и используемых средств очень широкий и продолжает расти.
Разработчик стратегии развития компании Alfresco, одного из ECM-вендоров, Лоуренс Харт постарался раскрыть тему перехода от классической ECM - концепции к практическим бизнес-решениям. По его словам, первостепенной задачей должна стать интеграция корпоративных цифровых активов, записей, результатов совместной работы и т.д. с бизнес-приложениями заказчика (CRM, ERP, контрактной системой и другими). Такая интеграция может быть реализована посредством внешних интерфейсов (SOAP, REST, CMIS). При этом должны быть задействованы открытые стандарты, открытая архитектура и открытые API, а также реализована возможность добавления расширений и быстрого масштабирования. Представитель Alfresco отметил, что сегодня на рынке ECM отчетливо наметился переход от платформенных решений к вертикальным, ориентированным на решение практических бизнес-задач.
Пленарная дискуссия, в которой приняли участие ведущие разработчики ECM и системные интеграторы, по замыслу организаторов должна была быть посвящена актуальности в России трендов рынка ECM и применимость мирового опыта, довольно быстро отошла от этой темы в сторону обсуждения болевых точек отечественного ECM и СЭД-рынка. В частности, вендоры с удовлетворением отмечали тот факт, что российские заказчики постепенно уходят от “кусочной” автоматизации работы с контентом, когда электронный документооборот обеспечивается одним решением, поддержка электронного архива - другим, а работа с клиентами - третьим. Заказчики понимают, какие риски несет подобный подход, поэтому все чаще выбирают комплексные ECM-решения. Не менее положительно воспринимаются представителями ИТ-рынка и инициативы государства по регламентированию электронного документооборота на законодательном уровне. В ходе обсуждения высказывались мнения в защиту платформенного подхода к ECM, поскольку вертикальные решения для бизнеса создаются именно на базе платформы, а клиентам следует мыслить стратегически с перспективой на несколько лет, а не просто решать возникающие сиюминутные бизнес-задачи.
Участники конференции ознакомились с решениями для работы с корпоративным контентом от компаний Alfresco, «Логика бизнеса», «Электронные офисные системы», TerraLink, 1С и других, а также с практическим опытом внедрения ECM в российских компаниях.
Своим комментарием о конференции с нами поделился и директор по маркетингу компании «Логика бизнеса» Николай Ешич: «Участники конференции должны услышать, что помимо вендоров, которые широко представлены в нашей стране, есть еще и российские партнеры, которые работают на локальном уровне и разрабатывают решения, адаптируемые под бизнес-нужды российских компаний, поскольку ни одна зарубежная платформа не сможет их учесть, - говорит он, - Мы хотели бы донести до аудитории понимание того, что нужно выбирать не только программную ECM-платформу, но и локального российского партнера. Понимание ECM в широком смысле еще формируется. В то же время, рынок электронного документооборота в России уже давно сформирован, и сейчас идет уже на спад, поскольку все заказчики уже решили свои задачи по автоматизации “бюрократии”. Сейчас формируются другие ниши ECM в России. К примеру, для финансовых директоров - это централизация финансового функционала, и здесь ECM может быть ядром технологической поддержки. Такая же ниша формируется вокруг главных инженеров предприятий, которым необходимо управлять технико-сметной и проектной документацией».
Также ICT-Online.ru попросил поделиться мнением о данном мероприятии и о рынке ECM в целом, одного из ключевых участников конференции, председателя совета директоров компании «Электронные Офисные Системы» Владимира Эдуардовича Баласаняна.
Что Вы, как разработчик, ждете от подобных мероприятий? И что, на Ваш, взгляд, должен услышать на нем потенциальный заказчик, помимо простого обзора решений, имеющихся на рынке?
- Все российские ECM-разработчики и все те, кто продвигает свои продукты в России, хорошо знают ситуацию на мировом рынке. Но у профессионально ориентированной широкой публики возникают вопросы, о том, как соотносится то, чем мы занимаемся здесь, с тем, что происходит в мире. Мне кажется, такие мероприятия, на которых рядом сидят представители зарубежных и российских компаний и обсуждают одни и те же вопросы, позволяют заказчикам понять, что все мы живем в одном мире и разрабатываем системы одного класса. Россия не является изолированным «островком», на котором используются какие-то другие особые решения. Это, на мой взгляд, и есть главная идея таких мероприятий.
Можно ли говорить о том, что в России сформировался рынок ECM?
- Если говорить о рынке СУБД, то он, безусловно, сформировался. Все точно знают, что такое СУБД и какие задачи они решают, сколько они стоят, кто лидер на этом рынке и т.д. Что касается ECM, то этот рынок с точки зрения структурированности и прозрачности пока не сформировался. Мы видим достаточно противоречивые аналитические обзоры, в которых фигурируют то одни, то другие компании. Не очень устоялась и терминология.
Какие технологические тренды сегодня разработчики должны охватить в первую очередь?
- Все тренды, свойственные мировому рынку, так или иначе присутствуют и в России. В нашей стране особенно востребованными оказались мобильные решения, причем в очень специализированной форме - в виде мобильного рабочего места руководителя компании или органа власти. Тренд социальных сетей пока еще в самом начале своего развития. В правительстве России есть огромное желание продвигать социальные сети, прежде всего - социальные сети чиновников и работников органов власти. Есть и проблемы. Дело в том, что система управления документами, которая используется в России, предполагает очень жесткое разграничение прав, в то время как социальные сети предполагают размытые права. Эту проблему еще предстоит решить.
К примеру, я являюсь активным пользователем Facebook, и круг моих друзей в этой сети составляют, как правило, люди из ИТ-отрасли. Я обнаружил тот факт, что достучаться то кого-то из них гораздо проще в Facebook, чем даже пытаться дозвониться по мобильному телефону. Клиент Facebook настолько универсален и оперативен, что через него можно общаться и с коллегами из нашей компании, а также с клиентами. Поэтому мы сейчас разрабатываем клиентское приложение, которое будет работать в Facebook, расширяя границы системы документооборота. Можно будет посылать в документооборот дискуссию из социальной сети, а также наоборот - выгружать документы в Facebook. Разумеется, одним Facebook мы не ограничиваемся, будет поддержка всех популярных сетей. Вообще, в России есть одна серьезная проблема. Внутри учреждений и вне их слишком большое место занимают бумажные документы, особенно когда речь идет об управленческой документации. Эту задачу можно решить только путем государственного регулирования.
Приведу пример. Есть обязательные реквизиты организации, такие как почтовый адрес. Но вот адрес электронной почты отнюдь не является обязательным реквизитом. Более того - у нас отсутствуют сертифицированные государством провайдеры электронной почты. Если бы я, как руководитель предприятия, мог бы послать документ с гарантированной доставкой и подтверждением получения! Казалось бы, тривиальное решение, нет ничего проще. Много лет министерства и ведомства заявляют о том, что такая почта вот-вот появится, но ее так и нет. Другой пример - необходимо законодательно закрепить структуру документов, обычных, управленческих. Вопросы очень животрепещущие, и всем понятно, как их решить. Но отсутствие этого решения серьезно тормозит наше соответствие тем трендам и тем темпам, которым следуют наши зарубежные коллеги.