Второй день «Весеннего документооборота-2014» компании ЭОС: про госуслуги, облака и мобильность, и также - снова об EOS for SharePoint

Второй день партнёрской конференции «Весенний документооборот-2014», прошедшей в этом году под знаком 20-летия ЭОС в Калининграде в конце апреля 2014 года, был анонсирован как «тактический день», и был сосредоточен на обсуждении в рамках круглых столов ряда актуальных трендов отечественного рынка СЭД. В обсуждениях приняли участие представители таких компаний, как «СофтЭксперт», «Дилемма», «НетКомтехнолоджи», «Бизнес ИТ», «Корпоративные системы – Консалтинг», «Офис-Док», «Юниксофт», «Инфоинжиниринг» и, конечно же, эксперты ЭОС.

О первом дне «Весеннего документооборота-2014» читайте в в материале раздела ЭОС от 15 мая 2014 г.

Программа второго, «тактического» - как назвали его организаторы, дня, началась с выступления ведущего эксперта компании ЭОС Ивана Скородумова, который обратился к вопросам, связанным с предоставлением государственных муниципальных услуг. Он поинтересовался, кто из присутствующих уже зарегистрирован на едином портале госуслуг и отметил, что понимание важности работы портала происходит, но все же тех, кто реально пользуется порталом, все еще гораздо меньше числа зарегистрированных на нем. Что касается данных в целом по стране, то на портале госуслуг в 2012 и 2013 годах были зарегистрированы 3,7 млн и 7,1 млн человек. Число поданных заявлений составило, соответственно, 7 млн и 13 14 млн. По-прежнему наиболее популярными услугами остаются платежи в ГИБДД, но разнообразие сервисов растет. Если раньше число популярных услуг не превышало 10, то теперь таковых гораздо больше. Это, в основном, госуслуги и в меньшей степени - муниципальные услуги. Хотя законодательство обязывает ведомства предоставлять услуги в электронном виде, часть заявленных услуг реально еще не запущены.

Электронные государственные услуги

Спикер напомнил, что первым продуктом ЭОС, работающим со СМЭВ («Система межведомственного электронного взаимодействия», подробнее о ней - см., например, материал раздела «Электронное правительство» от 6 июля 2010 г.), стал EOS for SharePoint, потом такая возможность появилась у СЭД «Дело» и eDocLib. На сегодняшний день вся линейка продуктов ЭОС обладает соответствующим функционалом.



Решения ЭОС во многих регионах стали базой для реализации государственых услуг в электронном виде



Далее спикер осветил некоторые аспекты процесса перевода услуг. По его наблюдениям, три процесса, о которых обычно говорит заказчик, это перевод услуг в электронный вид, возможность принять в системе заявку с портала госуслуг и проинформировать гражданина о ее исполнении, а также обеспечение межведомственного взаимодействия в рамках запросов сведений. Работы интегратора по переводу услуг включают разработку частных техзаданий на портальные формы, разработку и выкладку портальных форм (это обычно не входит в круг работ ЭОСа), выкладку материалов, разработку систем информирования. Далее Иван Скородумов перечислил основные источники - законы, сайты, методические рекомендации, которые заказчику и интегратору рекомендуется изучить перед тем, как начинать проект, связанный с переводом услуг.

Конкурентные преимущества ЭОС в этом направлении – это решения «все в одном», понятный и простой для восприятия интерфейс, абсолютное соответствие рекомендациям Минкомсвязи и широкие возможности интеграции. Например, в этом году реализована интеграция продуктов ЭОС с ГИС ГМП - государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах, поскольку очевиден большой интерес к возможностям отслеживания фактов оплаты.

К тому же заказчик может сильно сэкономить в том случае, если у него уже развернуты решения ЭОС. Так было, например, в Калининграде, где ранее использовалась СЭД «Дело». «Основная задача диспетчера СМЭВ – взаимодействие с порталом госуслуг, вторая задача – это взаимодействие с СЭД «Дело» вне зависимости от того, сколько экземпляров СЭД подключено. «Технически, когда мы приходим в регион, нам, по сути, нужен только сервер данного диспетчера», - сообщил спикер. ЭОС предлагает различные варианты оплаты, в настоящее время рассматривается вариант арендных платежей, по такой системе уже ведется сотрудничество с «Ростелеком». В качестве иллюстраций спикер упомянул также проекты в Нарьян-Маре и аэропорте Домодедово.

Отвечая на вопросы зала, Иван Скородумов пояснил, что ЕСИА – это единая система идентификации авторизации, которая может авторизовывать как физических, так и юридических лиц. Фактически она востребована крайне слабо, но интеграция с ЕСИА реализована в «O7.Док» (об участии компании ЭОС в облачном проекте «Ростелекома» «07.Док» - см. материал раздела ЭОС 07.Док от 27 июля 2012 г.) еще 3 года назад и ждет своих клиентов. ЕПД - единое пространство доверия – представляет собой сообщество удостоверяющих центров, а ЕНСИ - единая нормативно-справочная информация, реализовать которую возможно, хотя на данный момент сложно представить варианты ее использования.



Один из примеров внедрения госуслуг на базе решений ЭОС в регионах



Далее партнеры ЭОС поделились опытом внедрения госуслуг в регионах. Говоря о сложностях, партнеры отмечали прежде всего традиционные: недостаточное финансирование и инертность специалистов, не желающих осваивать новые технологии. В ряде регионов, где уже вложены средства в СЭД «Дело», органы власти не готовы дополнительно инвестировать в развитие порталов госуслуг. Ситуация в Тамбове характерна тем, что местные ИТ-специалисты нацелены на новые проекты, но не находят поддержки у чиновников. В Туле функционирует самописное решение, но более эффективные альтернативы ему рассматриваются. В Рязани третий год нет ответственных за ИТ по региону. В Ставрополе большие деньги вкладываются в местную разработку. Из позитивного - в Калининграде обучение пользователей прошло буквально за несколько часов в силу наличия у пользователей опыта работы в СЭД «Дело».

«Облака» для электронного документооборота

Обсуждение актуальных для отрасли тем продолжилось в рамках круглых столов. Одно из обсуждений было посвящено облачным решениям ЭОС. Из федеральных облачных проектов участники круглого стола упомянули внедрение в Министерстве здравоохранения: «сказать, что проект в Минздраве толкает отрасль - это не сказать ничего, благодаря Минздраву у нас получил развитие проект со СМЭВ». На данный момент самый крупный проект по «07.Док» проходит в учреждениях здравоохранения Владимирской области. Всем заинтересованным специалисты ЭОС демонстрировали все функции «07.Док» на стенде компании.

С внедрением облачного сервиса сопряжены несколько ключевых проблем, отметили его участники. Одна из них заключается в том, что«07.Док» как «живой» продукт требует постоянных доработок. К тому же заказчики переживают, что могут оказаться в ситуации, когда не смогут внести очередную плату и данные, размещенные в облаке, будут ликвидированы.

Мобилизация электронного документооборота

Еще одно обсуждение касалось перспектив СЭД на мобильных платформах. «Мобильная СЭД – это современно и востребовано!», - вот ключевой лозунг разработчиков СЭД здесь. О популярности мобильных устройств говорит уже тот факт, что на платформе iOS работают, например, министр культуры РФ Владимир Мединский и министр юстиции РФ Александр Коновалов, а также ряд их подчиненных. Партнеры ЭОС сообщили, что интерес в этой области очевиден в Алтайском крае, Республике Хакасия, Забайкальском крае. В последнем случае этот интерес «осторожный» - в Забайкалье долго думали, какие закупить планшеты, как с ними работать в СЭД. Остановились на планшетах Windows, есть планы уже к осени включить в работу мобильной СЭД членов правительства края. В Хакасии, несмотря на то, что по многим параметрам этот регион передовой в сфере ИТ, к «планшеризации» подходят тоже без фанатизма, особенно учитывая, что интеграция планшетов с соблюдением всех правил безопасности потребует привлечения большого числа ИТ-специалистов. Для госструктур Уфы местным партнером ЭОС уже разработано решение под iPad и iPhone, его тоже можно было посмотреть на выставке в рамках «Весеннего документооборота-2014». В Ростовской области через мобильные решения отрабатываются 100 % документов, мобильные решения активно тестирует, в том числе, в кабинете министров. К концу года ожидается подключение до 150 пользователей в органах власти. В Дагестане закуплено около 600 лицензий, но запущено пока что около сотни.




Решения ЭОС давно интегрированы с платформой iOS



В Татарстане мобильные решения ЭОСа появились еще в 2004 году. Когда в 2007 году в электронном правительстве Татарстана появилась возможность мобильной работы с документами, чиновники восприняли это как норму, но решения работали недостаточно хорошо. С появлением iPad в Татарстан пришла своего рода мода на мобильные решения, потом началась волна интереса к мобильной работе с документами. Большой интерес к мобильным решениям проявляют госслужбы и министерства Белоруссии. Но прежде, чем внедрение мобильных решений ЭОС в этой стране станет возможным, необходимо завершить адаптацию белорусской криптографии к продуктам ЭОС, а это не быстрый процесс. Один из наиболее амбициозных мобильных проектов проводит Белорусский госуниверситет: его «фишка» - карточка с ЭЦП, на основе которой планируется сделать льготный проездной для студентов, обеспечить проведение банковских операций, обслуживание студентов в библиотеке. Что касается преподавательского состава, то все педагоги вплоть до уровня завкафедры будут снабжены планшетами. Это первый шаг в республике такого масштаба.




Пример использования электронного документооборота на мобильном устройстве

 

Отдельное внимание было уделено решениям на Android — эта платформа сейчас очень популярна на рынке. Специалисты ЭОС отмечают, что, конечно, устройства под Android более массовые, на рынке их больше, они продаются по более низким ценам, но при этом, возможно, поддержка мобильного решения на Android обойдется дороже: для каждого устройства, каждой платформы систему надо серьезно адаптировать, поддерживать ее тоже будет недешево. Разработать решение не проблема, но разработка имеет смысл в случае четкого понимания, что труды не «уйдут в стол».

Представители ЭОС подтвердили, что разработчик уже создал прототип приложения Android, его даже можно было посмотреть на планшете одного из присутствующих экспертов ЭОСа, но анонсировать это решение преждевременно. Суть в том, что ЭОС, с одной стороны, «затачивает» под Android свой продукт «АРМ руководителя», и в то же время для исполнителей среднего звена считает более логичным развивать одну из модификаций «Дела Web». «Сейчас мобильностью охвачены в основном первые лица, но наступит время, когда подчиненным позволят работать удаленно и потребуется другая функциональность. Обязательное условие – возможность работы на сайте оффлайн, поскольку даже в Подмосковье стабильный доступ в Интернет есть не везде», - говорят в ЭОС. В ЭОС рассматривают возможность заключения соглашения с операторами мобильной связи и производителями оборудования для получения скидок.

И снова об EOS for SharePoint

В это же день прошла дискуссия, посвященная одному из передовых продуктов ЭОС - EOS for SharePoint (напомним, что этому продукту был посвящен обширный доклад и в рамках первого дня «Весеннего документооборота-2014»). Присутствующие отмечали, что исполнение проектов по EOS for SharePoint - при всех преимуществах системы - несет определенные риски разного плана. Так, интегратору необходимо заранее правильно оценить объем предстоящих работ, а это не так легко, тем более что не у всех партнеров есть необходимый уровень компетенции. Проект по EOS for SharePoint никогда не заканчивается документооборотом, это плюсы для заказчика, но сложности для внедренцев.




Решение EOS for SharePoint заняло ведущие позиции на рынке



Здесь также были приведены примеры из практики. Отмечалось, что в Новосибирске в EOS for SharePoint внедряется уже 3 года, в системе почти 2 тыс. пользователей, заказчиком выступает администрация Новосибирска. Объем документооборота в системе - свыше 100 тыс. документов в год. Автоматизирована вся верхушка власти и вплоть до конечных исполнителей. Сложность возникла в связи с желанием заказчика собрать на первой странице своего портала данные из разных систем. После нескольких интеграций упала производительность системы. Интегратор из Тулы подчеркнул, что также необходимо заранее спрогнозировать временной и финансовый результат обновлений, которые происходят не по стандартному сценарию, как, например, в «Деле». Обновления требуют несколько дней, иногда - предварительной работы и тестирования.

Конечно, «Дело» продавать и внедрять легче, но EOS for SharePoint гораздо интереснее, это продукт для тех, кому интересно думать. Однако, когда продается EOS for SharePoint и интегратор получает список пожеланий заказчика, важно «не провалиться в бездну кастомизации». Делая доработку, надо понимать, что она повлияет на производительность, юзабилити, и надо заранее просчитать, как она будет вести себя в системе. К тому же практически каждая доработка удорожает проект дважды – при продаже и при поддержке. ЭОС и Microsoft постоянно выпускают обновления, а значит, надо постоянно тестировать доработку на совместимость с ними. Поэтому важно не пойти на поводу у заказчика в попытках реализовать все, что ему хотелось бы, и объяснить, почему некоторые доработки нецелесообразно делать и почему некоторые функции лучше решить другими средствами.

Участники круглого стола резюмировали: доработку и кастомизацию в EOS for SharePoint делать можно и нужно, но «не перегибая палку» и поручая это профессионалам. Прежде чем заниматься продажами этого решения, партнеры ЭОС должны хорошо разобраться в особенностях продукта, который, безусловно, обладает очень интересными и широкими возможностями, но не является типовым решением, пригодным для всех.




Основные причины для выбора EOS for SharePoint



Миграция с «Дела» на EOS for SharePoint сейчас востребована, но внедренцам следует тщательно разбирать каждый случай, здраво оценивать причины, по которым заказчик желает получить больше, чем документооборот. ЭОС не считает СЭД «Дело» устаревшим продуктом и не намерен поощрять миграции с «Дела» на EOS for SharePoint. Задача партнеров ЭОС – самим определить, какое из решений больше подойдет конкретному заказчику исходя не из категории компании-заказчика, а из потребностей.

«Давайте думать за заказчика и при этом переходить от позиционирования по вертикальным рынкам к решениям индивидуальных проблем», - резюмировали специалисты ЭОС.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: СЭД, электронный документооборот, ЭОС