Отметим, что в качестве объекта исследования был взят наиболее актуальный в данное время показатель: стоимость мобильного инетернета. По словам автора исследования, руководителя Content Review Скргея Половникова, «подводным камнем роуминговой истории являются именно тарифы на передачу данных, размер которых может перечеркнуть все, казалось бы., выгоды от «бесплатных» разговоров в роуминге». С другой стороны, агентство приводит данные Juniper Research, согласно которым в 2013 году 36% всех доходов операторов от роуминговых услуг приходится науслуги передачу данных, а в 2014 году прогнозируется увеличение ее доли до 47%.
Действительно, широкое проникновение смартфонов и гиперсоциализация пользователей обуславливает сильный рост потребления мобильного трафика. В домашней сети действуют недорогие безлимитные тарифы на услуги передачи данных. Однако для абонентов, часто выезжающих за границу, наличие интерета является критическим фактором. Забыв выключить передачу данных на устройстве, абонент благодаря автоматическим обновлениям и закачкам приложений может буквально за несколько часов после включения роуминга остаться без копейки на счету, а то и уйти в огромный минус.
Исследованию подверглась стоимость услуг передачи данных в 15 наиболее популярных (по данным операторов, онлайн-сервисов по продаже билетов и по бронированию отелей) стран Европы и Азии, а также в 5 странах СНГ. Агентство проанализировало базовые («как есть», не требующие дополнительных действий абонента) и опциональные (предполагающие подключение тарифного модификатора, пакета услуг и т. п.) тарифные бизнес-модели, применив каждый из них на двух профилях абонента: «начинающий турист» (потребляет 7 Мб данных в день) и «активный турист» (27 Мб в день). Оказалось, что опциональные тарифы дешевле базовых более чем вы 100 раз. Проблема заключается в том, что абоненты зачастую не знают о них или путаются в многообразии предлагаемых услуг.
Исследователи выделили из 240 позиций (20 стран * 2 профиля * 3 оператора * 2 бизнес-модели) по 80 позиций с наилучшими и наихудшими ценовыми предложениями.
При этом у «Билайна» нет опциональных тарифов, но этот оператор установил базовые тарифы по передаче данных на уровне цен опциональных. В результате эти тарифы и оказались наибоее выгодными по 65 позициям из 80.
У МТС, наоборот, самая сложная система: клиенту для применения опции «БИТ за рубежом» нужно выбрать одну из трех разновидностей опции, а потом определить, к какой из четырех групп стран относится та, в которую он направляется. И, несмотря на все эти манипуляции, по 68 из 80 позиций тарифы этого оператора оказались самыми невыгодными для абонента. Причем базовые тарифы в роуминге выше других на порядок и достигают 750 рублей за мегабайт.
«МегаФон» в данном исследовании чаще всего занимал среднюю строчку по стоимости услуг. Однако, что немаловажно, у этого оператора существуют более выгодные и удобные опции в роуминге: услуга «Отпуск онлайн» или пакетный трафик.
Агентство знакомит с другими интересными выводами. В частности, в европейских странах расходы на роуминг значительно ниже, чем в Азии. Единственной страной, в которой опциональные тарифы на передачу данных у всез трех операторов сопоставимы, стала Украина.
Авторы исследования рекомендуют абонентам, собирающимся в поездку за рубеж, внимательно изучить все доступные для подключения опции на интернет-сайте своего оператора; уточнить, в какую зону тарификации попадает страна, в которую планируется поездка; по возможности пользоватьсяальтернативным подключением к интернету, например, Wi-Fi, а также рассмотреть возможность использования мобильного Wi-Fi-роутера для группы из нескольких человек.