Минкомсвязи и «Почта России» провели анализ итогов подписной кампании за II полугодие текущего года. Это первая подписная компания, которая проходит без господдержки. Раньше из госбюджета «Почте России» выделялось 3 млрд руб на поддержку подписки, еще столько же выделяла издателям сама «Почта «России».
Минкомсвязи хотело, чтобы эти субсидии стали адресными, а деньги из бюджета выделялись бы Роспечати для дальнейшего распространения между издателями. Сами издатели были против, настаивая на сохранение существовавшей системы распределения, когда субсидии делятся «Почтой России» между всеми изданиями.
Но пока шли дебаты, денег на субсидирование подписки во II полугодии так и не были выделены. Это привело к росту стоимости подписки – пр оценкам экспертов, он составил на 15-200%.
Рост стоимости услуги, в свою очередь, привел к падению спроса на нее. В среднем по стране падение составило 20%. Спрос на подписку падал и ранее, но меньшими темпами. Например, за II полугодие он составил 6,5%. Но в Минкомсвязи отмечают, что ранее эксперты прогнозировали больший уровень падения – 40%.
Больше всего спрос на подписку снизился во Владимирской области – на 41%. Еще в 12 регионах падение спроса превысило 30%: в их числе Нижегородская, Новосибирская и Челябинская области, а также республика Татарстан и Красноярский край.
Единственный регион, где подписные услуги продемонстрировали сколько-нибудь роста, это Чечня. Там подписка выросла на 4%. В Москве подписка сократилась на 14%, но это меньше, чем было год назад: 19%.
Параллельно происходит рост спроса на альтернативные источники доставки периодических изданий. На конец прошлого года доля «Почты России» на московском рынке подписке сократилась до 17%, в целом по России – до 50%. Теперь же, после роста тарифов «Почты России», альтернативные подписные службы стали оказывать услуги не только для федеральных, но и для региональных изданий.
В Минкомсвязи отмечают, что в ряде регионов, где наблюдается общее снижение спроса на подписку, показатели по отдельным изданиям, наоборот, выросли. Например, в Ярославской и Омской областях падение спроса составило 10% и 19% соответственно. Но подписка на «Комсомольскую правду» в этих регионах, наоборот, выросла на 6% и 10% соответственно.
А подписка на издание «Моя прекрасная дача» в Ярославской области вообще выросла в полтора раза. Аналогичным образом в Кировской области при общем падении спроса на подписку на 15% подписка на «Российскую газету. Неделя» выросла на 7%.
В Минкомсвязи рады, что в регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера не наблюдается сильного снижения спроса. В министерстве считают это следствием обязательств ведомства и «Почты России» по созданию специальных условий для подписки в этих регионах.
В Минкомсвязи также пообещали обеспечить поддержку региональным СМИ. Половина субсидий Роспечати на социально значимые проекты будет направлена на СМИ из регионов.