Даже итоги квартала гендиректор «ВымпелКома» Михаил Слободин подводил с точки зрения абонентов (в том числе себя самого - как известно, одним из шагов после его назначение стало упразднение внутренних тарифов для сотрудников компании и перевод их на обычные тарифы - это коснулось более 20 тыс. человек). Во-первых, стали чаще пользоваться мобильным Интернетом. Теперь таких - 30 миллионов. В апреле-июне они скачивали, в среднем, 30 Тб ежемесячно (при менее 15 Тб во II квартале 2013 года). Одна из причин: распространение смартфонов, в том числе на iOS (рост среднемесячного трафика на устройстве с 694 Мб во втором квартале прошлого года до 1,354 Гб — нынешнего), Android (c 473 до 871 Мб). «За счёт больших размеров экранов у Android хорошая перспектива роста, - говорит Михаил Слободин. - Я сам купил себе Samsung с диагональю 12,2', и всё меньше обращаюсь к компьютеру.».
Несмотря на меньшую распространённость Windows, средний показатель у неё больше, он вырос с 450 до 973 Мб. Выросло и время сёрфинга — в два раза по сравнению с прошлым годом.
Генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Михаил Слободин - обычный абонент «Билайна»
Обратная сторона такого прогресса — снижение доходов оператора, в основном из-за конкуренции на растущем рынке интернета. И из-за снижения цены голоса, который постепенно становится бесплатным бонусом к покупке трафика. Минута разговора подешевела за год на 10% (при том, что MOU во втором квартале выросли с 294 до 310 минут), а мегабайт — на 49%. Цифры характерны именно для «Вымпелкома», который на рубеже 2013-2014 годов закрыл почти сто тарифов (в одном только столичном регионе), принудительно переведя клиентов на более-менее выгодные для них.
«С финансовой точки зрения нас это беспокоит, а с клиентской радует, - говорит Михаил Слободин. - Мобильный интернет в России - к счастью или нет, не знаю - один из самых дешёвых в мире. Выпадающие доходы компенсируются ростом его потребления. Я в «личном кабинете» отслеживаю свой трафик, это 4,5 Гбайта в месяц. Кстати, к новому кабинету недавно 10-миллионный клиент подключился. Мы в digital-сервисах вообще лучше всех себя чувствуем: 14,449 млн. заходов на новую версию сайта и 2,4 млн. скачиваний мобильного приложения, на рекламу которого мы не тратимся»
Выручка от мобильного интернета выросла по сравнению со вторым кварталом прошлого года на 17%, с 7,647 млн. руб до 8,957 млн. руб.
Планы на защиту от навязанного контента. Прогноз по спаму к октябрю 2014 года — 0,5 SMS в месяц - против 12 в октябре 2013 года
Следующая причина финансовых упущений — борьба со спамом и грабительским контент-сервисом. Получая в прошлом году больше всех жалоб на это от клиентов, «ВымпелКом» начал наводить порядок раньше госорганов и раньше конкурентов. Он даже выпустил имиджевую видеорекламу, как в спальню к паре вламываются SMS-гости с предложениями бонусов и даже знакомством. Настроена антиспам-платформа, внедрён номер 007 для пересылки спама и его расследования, введено двойное подтверждение абонентом списания.
Из-за отказа от токсичных доходов за мобильные услуги, выручка в этом сегменте снизилась на 5 % и составила 54,883 млн. руб (II кв. 2013 — 57,959 млн. руб).
Ещё один минус-фактор — это взимание абонентской платы за роуминговые интернет-опции только в дни выхода в него.
«Мы понимаем, почему конкуренты на это не идут — сразу снизят свои доходы, - говорит Михаил Слободин. - Но в долгосрочной перспективе абоненты оценят именно наш подход».
Следующий шаг в борьбе со спамом — сохранение нужных клиенту SMS-подписок (кадр из рекламного ТВ-ролика «Билайна», где ненужные SMS - как незванные гости)
Общая выручка мобильного сегмента упала на 8 %, до 56,133 млн.руб. (с 61,254 во II кв.-2013 года). Не помогла даже продажа устройств, в том числе успешного смартфона «Билайн Смарта» (в целом доля брендированных устройств невелика). «Это было успешно сверх меры, потому его раскупили, а желающие остались, - вспоминает Александр Поповский. - Теперь мы лучше подготовились, выпустили «Билайн Смарт2» партией в 2,5 раза больше».
Как и большинство принятых во втором квартале мер, эта принесёт доход позже — за счёт интернет-трафика. Хотя Билайн — единственный из большой тройки, кто разлочивает клиентам брендированные гаджеты. Впрочем, как рассказал Александр Поповский коррсепонденту ICT-Online.ru, такие просьбы — редкость.
Остальные апгрейды сервисов, сделанные во втором квартале ради увеличения лояльности абонентов: улучшение голоса на сетях 2G (за счёт нового кодека HR AMR), «эффект присутствия» во время разговора по мобильнику (технология HD Voice в московском регионе, Ярославль, Хабаровске и Новосибирске), увеличение средней скорости в 3G до 2,8Мбит/с. (что при использовании технологии SDBRA даёт даже просмотр видео без мозаики и замираний — сделано в Иркутске, Н.Новгороде и Саратове, в планах — вся Россия)
Исполнительный вице-президент «ВымпелКома» по развитию массового рынка Александр Поповский вспоминает последние полгода работы в «Билайне» в период «новой политики» как очень насыщенные
Во втором квартале абонентская база выросла по отношению к первому — на 1,3 млн — топ-менеджеры относят это к результата мер, внедряемых с конца 2013 года. Но продолжает снижаться год к году — на 1 %, до 56,3 млн (с 57,1 во II кв. 2013 года). В компании прогнозируют, что давление ошибок прошлого на финансовые результаты сохранится до конца 2014 года.
Объективные факторы снижения базы — снижение притока трудовых мигрантов (пользователей международных тарифов, их доля снизилась тарифной линейке на 14 %) и повышение качества клиентской базы (снижение доли архивных планов на 29 %; в Москве доля пакетных — более предсказуемых для оператора по доходу - наконец-то превысила долю архивных). Пока что это приводит к падению ARPU во втором квартале на 4 % - до 326 руб. (с 341 во II кв. 2013 года).
Восстанавливать доходы «ВымпелКом» планирует и на корпоративном рынке: как и на массовом, он внедрил - во втором квартале - пакетные тарифы «Всё для бизнеса» и интернет-опцию «Форсаж». А также дотирует гаджеты для покупателей этих новинок.
Промежуточный результат принятых мер — рекордно низкий отток абонентов. За отчетный период ушёл всего 1 % — это самый лучший для компании результат за последние 3 года.