Мы о таком слышали полтора года назад. «Тинькофф кредитные системы» заплатил авторские за песню «Перемен!» Виктора Цоя, и взял в рекламу её цитату «Дальше действовать будем мы!». Впервые это прозвучало на запуске проекта «Тинькофф мобильный кошелёк» (ТМК). Стартап был призван взорвать рынок благодаря простой идентификации получателя: отправитель регистрировал в приложении ТМК свой мобильник, и дальше мог отправлять деньги всем контактам из него: хоть мобильным, хоть в скайп, хоть в соцсети. Получателям денег отправляется ссылка, по которой они могут забрать их. Основной пользовательский сценарий — оплата вскладчину: проехались на такси вдвоём-вчетвером, заказали пирогов в офис. Платит один - со своей банковской карты, а остальные тут же отправляют ему деньги из приложения ТМК. Идея, востребованная по сути — ведь платёж зачисляется моментально - тормознулась из-за формы - работает только через приложение. А Билайн, учитывая 70%-ную долю кнопочных телефонов (собственная оценка оператора — прим.ред.), предлагает «действовать дальше» через USSD.
Перспектива выручки от мобильной коммерция привела Билайн к новой технологии
С USSD-процедурами большинство абонентов давно знакомы. Во-первых, таким образом запрашивается баланс — всем известное *100#Вызов (а, например, у МегаФона и 5 последних списаний (*512#Вызов - прим.ред). Десятки USSD-команд вшиты в SIM-меню операторов и используются ими для дополнительных доходов (погода, курсе валют — всё это доступно абоненту через нажатия в этом меню кнопок 1, 2 и так далее). Вот и система переводов, хоть и не вшита пока в меню Билайн-SIM, выглядит также: *135#Вызов. Таким образом вызывается услуга «Перевод»: на экране всплывает текст-приглашение привязать к SIM-карте банковскую, чтобы в дальнейшем выбирать — откуда нужно перевести деньги через USSD, из своего банка или со счёта мобильника. «На этапе опытно-коммерческой эксплуатации мы держим комиссию в несколько раз ниже рыночной, - говорит Илларион Яловенко, глава департамента по развитию финансовых продуктов Билайна».
Это 0,5% за перевод с карты и 4% - со счёта мобильника. Судя по тому, что глава рассчитывает выйти на проектную мощность через 5-6 месяцев, комиссия будет оставаться такой до конца года. (ТКС держал её нулевой 9 месяцев — прим. ред.).
Новая услуга Билайна оттолкнёт его абонентов от старых, но ещё большим
будет приток — в т.ч. отмирающих межбанковских переводов со сроком в 3 дня
С USSD-процедурами абоненты знакомы и благодаря своим банкам: они позволяют тратить деньги с банковского счёта простыми нажатиями кнопок мобильного телефона, в том числе не имеющего операционной системы. Это не расходует трафик и бесплатно даже в роуминге (в отличие от SMS-управления счётом). Особенно удобно тем, у кого нет смартфонов: не нужно ставить приложение, оплачивать мобильный интернет и следить за его отключением в роуминге. Вкладчики банков давно оплачивают услуги ЖКХ и другие через USSD-банкинг, но ограничены в переводах: у банков есть доступ к номерам только своих клиентов, и перевести деньги с банковского счёта через USSD-запрос можно только клиенту этого же банка. Через Билайн же с этой банковской карты (или SIM-счета Билайн) можно отправить деньги абоненту любого оператора России (и Казахстана, т.е. +7) - на его карту или на счёт его мобильника. Преимущество платежей, управляемых USSD, перед SMS-управляемыми - в том, что вторые идут дольше и недоступны, например, через iMessage iPhone (т.к. не проходят через SMS-центр оператора).
Минус новой процедуры — в безотзывности перевода на ошибочный номер, если он уже принят получателем. С другой стороны, вероятность такой ошибки меньше, чем даже через платежи в терминалах — потому что большинство мобильных номеров хранится у абонента в записной книжке и вручную — для платёжной операции — он редко будет вводить новые.