Сбербанк планирует создать виртуального мобильного оператора, рассказал РБК источник, близкий к одной из телекоммуникационных компаний, и подтвердил источник, близкий к банку. Речь идет об MVNO-модели, при которой сервис работает на сети существующего оператора связи. Речь идет о проекте «Сбербанк-телеком», поясняет собеседник РБК, близкий к банку. Окончательное название пока не выбрано, как раз идет обсуждение, уточняет другой источник. По его информации, Сбербанк не хочет использовать собственный бренд для мобильного оператора.
Переговоры о сотрудничестве банк вел с операторами Tele2 и МТС, рассказали несколько источников на телекоммуникационном рынке. Представитель Tele2 Константин Прокшин подтвердил факт переговоров, от дальнейших комментариев он отказался. Представитель МТС Дмитрий Солодовников отказался от комментариев. Источник в одной из компаний «большой четверки» утверждает, что Сбербанк пока не определился с партнером. Это подтверждает и собеседник РБК в крупной телекоммуникационной компании. Представители «МегаФона» и «ВымпелКома» не стали говорить о том, интересовались ли их компании проектом со Сбербанком. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.
Коммерческие условия сотрудничества источники РБК не знают. Стоимость проекта будет зависеть от бизнес-модели и формата MVNO, а также его масштабов — федеральный или тестовый запуск в одном или нескольких городах России, объясняет руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин. По его словам, для запуска оператора без оформления лицензий и строительства инфраструктуры достаточно «нескольких миллионов долларов», которые пойдут на маркетинг, рекламу и распространение.
Проект виртуального оператора на сети Tele2 есть, к примеру, у «Ростелекома». В феврале 2016 года госкомпания опубликовала заявку на сайте госзакупок, из которой следовало, что максимальная стоимость проекта составляет 300 млн руб. (около $4,5 млн), но точная сумма контракта неизвестна.
Целевая аудитория будущего проекта — клиенты Сбербанка: для них будут разработаны специальные тарифы, не привязанные к действующим тарифам оператора-партнера, рассказывает источник, знакомый с деталями проекта. Другой собеседник РБК считает, что банк намерен предложить услуги виртуального оператора всем своим клиентам. Сбербанк собирается интегрировать телеком-сервис с другими своими услугами, например бонусной программой «Спасибо», уточняет один из них.
Солонин считает, что вариантов интеграции услуг у банка масса — к примеру, можно предложить клиентам условно бесплатную мобильную связь за счет выплат «бонусных» процентов со вклада на мобильный счет или запустить конвергентные банковские продукты и приложения для различных групп пользователей.
Виртуальный оператор Сбербанка может быстро стать крупнейшим MVNO-проектом в России и собрать «миллионы» абонентов, отмечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Сбербанк может рассчитывать на сотни тысяч или даже на миллионы пользователей в перспективе три—пять лет в оптимистичном сценарии, добавляет Солонин. Сейчас на пять основных игроков рынка виртуальных операторов приходится 2 млн абонентов: 1,5 млн из них — у Yota.
У Сбербанка есть конкурентное преимущество — его сеть отделений по всей России, а для распространения сим-карт MVNO-проектов, по мнению Савватина, это «важный фактор». Судя по информации на сайте банка, в России открыты около 16 тыс. отделений. Для сравнения: крупнейшая сеть сотового ретейла МТС насчитывает 5,1 тыс. салонов.
Впрочем, если в перспективности проекта для Сбербанка эксперты уверены, то в коммерческой выгоде для оператора-партнера — нет. К примеру, источник, близкий к одной из компаний «большой четверки», считает, что после запуска проекта часть клиентов Сбербанка могут отказаться от услуг действующих операторов связи и переключиться на новый сервис. Если это произойдет, то телеком-компания «потеряет больше, чем заработает», уверен собеседник РБК. На данный момент у Сбербанка свыше 110 млн клиентов — «больше половины населения страны», указано на сайте банка.
Совместный проект со Сбербанком может быть выгоден оператору связи, не согласен Савватин. По его словам, многое зависит от позиционирования нового сервиса и условий сотрудничества, например скидок банку за покупаемый объем трафика. При нынешнем состоянии рынка его участники склонны думать в первую очередь о доходах, а не о наращивании абонентской базы, уверен гендиректор агентства «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. По его мнению, сотрудничество с банком, «скорее всего, не приведет к снижению доходов оператора-партнера».
В России несколько крупных компаний создавали виртуальных операторов. Например, с 2013 по 2015 год работал MVNO-проект ретейлера «Связной» и оператора МТС, за время существования к нему успели подключиться 800 тыс. абонентов. Ретейлер X5 также развивал виртуального оператора с МТС в 2010–2012 годах, напоминает Анкилов. По его данным, проект набрал тогда свыше 100 тыс. абонентов.
В октябре 2015 года виртуального оператора на сети «МегаФона» запустил «Газпром». Проект, рассчитанный на сотрудников госкорпорации, получил название «Газпром телеком», писал CNews. К октябрю более 5 тыс. человек в Москве и Санкт-Петербурге получили сим-карты «Газпром телекома», в будущем компания может перевести на новый сервис всех 450 тыс. сотрудников. По состоянию на 1 апреля 2016 года, «Газпром телекому» выделено более 100 тыс. номеров в нескольких регионах России.
MVNO-проекты, созданные компаниями из других сфер для своих клиентов и повышения их лояльности, живут, как правило, несколько лет. «Обычно это небесконечные истории», — отметил Анкилов.
Елизавета Архангельская, Юлия Полякова