Способность учителей заинтересовать учеников дает толчок к преодолению трудностей. Увлечь целый класс, зажечь воображение каждого и контролировать прогресс непросто. Проследить, чтобы все без исключения прилагали максимум усилий и никто не отвлекался, — очень непростая задача.
Учебные пособия, созданные на основе Цифровых технологий, могут учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и то, насколько быстро он осваивает материал. Персональные устройства позволяют уйти от скучных усредненных учебников, к тому же с их помощью даже младшие школьники сумеют управлять процессом своего обучения в рамках, заданных учителем. А наблюдать за их успехами помогают современные средства оценки успеваемости. Другими словами, технологии содействуют реализации индивидуального подхода к обучению.
Каким образом учителя могут использовать потенциал технологий? В определенной степени им это уже удается. Во многих школах часть заданий ученики выполняют вне класса: во внеурочное время проводят исследования, изучают дополнительные материалы и применяют на практике полученные знания. Так реализуется современная образовательная методика «перевернутого класса» (flipped classroom). В стенах школы учителя — специалисты своего дела — сотрудничают с учениками, вовлекая их в групповую работу с опорой на те же технологии, которыми дети пользуются в свободное время. Подобный подход позволяет кардинально улучшить процесс обучения.
Благодаря новейшим решениям появляется возможность обучаться с учетом индивидуальных особенностей восприятия. Некоторые дети лучше всего осваивают материал через кинестетические ощущения — трогая и чувствуя; этот способ особенно важен в начальной школе. Другие лучше воспринимают информацию на слух или в зрительной форме. Наличие соответствующих альтернатив открывает широкие перспективы, причем ученики могут самостоятельно выбирать наиболее удобный для них способ обучения. Учителя подталкивают их к выходу из зоны комфорта, дети воодушевляются и втягиваются в учебный процесс.
Вспомним, как технологии изменили процесс обучения иностранным языкам: сегодня с помощью одного нажатия на клавишу легко найти перевод слова или выражения, связаться с носителями языка, а застенчивые люди имеют возможность пообщаться с анимированными виртуальными персонажами. Или как те или иные темы, к примеру изобретение железной дороги, освещаются в рамках разных дисциплин: ученики могут ознакомиться с особенностями работы локомотива, изучить последствия промышленной революции, прослушать художественные и поэтические описания времен первых железных дорог, увидеть полотна художников, отразивших эту эпоху. Когда нужно завоевать внимание школьников, учебники не идут ни в какое сравнение с информационными технологиями.
Мы поинтересовались у учителей, чего они ждут от технологий, и оказалось, что прежде всего им нужны надежная инфраструктура и услуги поддержки. Почти во всех европейских государствах, кроме России, в этом году увеличились вложения средств в цифровые образовательные технологии. К примеру, рекордное количество компьютеров было приобретено для начальных школ Великобритании и Франции — в каждой стране примерно по 809 тыс. устройств. Согласно информации, опубликованной в феврале агентством Futuresource Consulting, в следующем году в Италии планируется инвестировать значительные средства в ИТ, а во Франции — обеспечить школы планшетами.
Важнейшим фактором успешного применения технологий являются услуги поддержки, предлагаемые преподавателям, с помощью которых они избавляются от ощущения, будто компьютеры и планшеты их заменяют. Примерно 60% учителей говорят, что им нужны дополнительные знания по использованию технологий в преподавании. Учителям необходима уверенность в том, что благодаря появлению новых возможностей они смогут принимать обоснованные решения и осознавать, что разбираются в новых технологиях не хуже, чем учащиеся, или даже лучше.
Часть учителей по понятным причинам сторонятся новейших технологий, тогда как другие относятся к ним с большим энтузиазмом. Некоторые опасаются, что утратят контроль над учебным процессом или что техника будет отвлекать учеников. Но пользуясь надежными инструментами и пройдя курсы повышения квалификации, в рамках которых опытные специалисты объясняют, как пользоваться новшествами, учителя понимают, что это и есть залог успеха.
Не следует забывать, что технологии упрощают решение таких повседневных задач, как контроль посещаемости или выставление отметок, позволяя учителям уделять большее внимание качеству преподавания. По всей Европе можно встретить примеры успешного применения цифровых технологий в образовании. В частности, в Ирландии программа Digital Schools of Distinction, основанная на внедрении лучших практик, реализуется компанией HP в тесном сотрудничестве с правительством страны. Высок уровень использования образовательных технологий в скандинавских странах: особенно широко они применяются в Финляндии, издавна славящейся своими высококвалифицированными преподавательскими кадрами. Интересные проекты есть в Испании и Португалии, а во Франции новые технологии чрезвычайно эффективно задействованы в сфере высшего образования.
Среди опрошенных студентов-первокурсников больше 60% сообщили, что предпочитают читать книги, напечатанные в типографии. Однако это не значит, что кто-то выбирает только электронные, а кто-то только бумажные: успехом пользуются и те и другие. Оцифровать все на свете невозможно, поэтому печатные, «осязаемые» издания по-прежнему очень востребованы и не выйдут из употребления. Вопрос в том, как понять, когда следует предложить печатную книгу, а когда ее цифровую форму, но уже сейчас есть методы, помогающие делать правильный выбор.
Наличие эффективных технологий и методик преподавания — это лишь часть головоломки. В глобальном смысле речь идет о том, что преподаватели прекращают ориентироваться исключительно на учебники и основное внимание начинают уделять ученикам: фундаментом обучения становятся потребности учащегося, а не сведения, которые содержатся в устаревшем пособии. Сегодня, в новую эпоху образования, такая трансформация становится главной задачей школ.