Как рассказал начальник отдела развития типового программного обеспечения компании «ИнтерТраст» Эдуард Михайлов, типовая версия CompanyMedia развивается с учетом нескольких факторов. В первую очередь компания анализирует потребности заказчиков в рамках существующих контрактов. Затем эти требования приводятся к некоему общему знаменателю, чтобы в типовую версию входили те новшества, которые имеют хорошие перспективы тиражируемого применения и будут востребованы наибольшим числом наших клиентов. Существуют также другие источники требований к системе. Так, разработчики должны принимать во внимание и мировые тенденции в области управления контентом, и изменения в российском законодательстве, и пожелания потенциальных заказчиков, которые поступают по самым разным каналам - через продавцов, в виде обратной связи в ходе обучающих вебинаров и так далее. С учетом всех этих факторов «ИнтерТраст», основываясь на внутренней экспертизе своих архитекторов и разработчиков, выстраивает очередность внесения доработок в систему. Случается, что приоритеты смещаются, и те нововведения, которые планировались к реализации, например, через полгода, выходят на первый план.
Начальник отдела развития типового программного обеспечения компании «ИнтерТраст» Эдуард Михайлов
«При этом мы стараемся развивать и максимально использовать механизмы настройки системы, которые позволяют реализовывать новую функциональность без написания нового кода. Настраиваемые реквизиты и бизнес-правила, автоматизированные обработчики событий, механизмы workflow - это те инструменты, которые позволяют создавать решения с учетом пожеланий заказчика, но при этом в рамках типовой версии. Безусловно, ставка на совершенствование типовой версии с помощью универсальных настроечных инструментов это более долгий путь развития - по сравнению с заказной разработкой. Но, в конечном счете, это дает нашим заказчикам ощутимые выгоды: программное обеспечение системы остается типовым, что принципиальным образом упрощает и процедуру поддержки, и переход на новые версии», - рассказывает Эдуард Михайлов.
По оценке Эдуарда Михайлова, четвертая версия CompanyMedia - это функционально зрелый продукт, который развивается на протяжении нескольких лет. Поэтому в версии 4.5 не произошло каких-то глобальных изменений в части функциональности. В модуль «CompanyMedia – Договоры» внесены небольшие доработки, благодаря которым работа с контрактной документацией стала проще: добавлены новые представления, появилась возможность рассылки дополнительных (в том числе финансовых) документов к договору, реализованы механизмы работы с договорами для нескольких юридических лиц, входящих в состав холдингов или крупных государственных структур. Но это, по мнению спикера, скорее, точечные изменения.
В версии 4.5 появилась возможность рассылки дополнительных (в т.ч. финансовых) документов к договору
(Кликните на изображение для увеличения)
Важным нововведением стала разработка интеграционного модуля, обеспечивающий обмен документами в формате МЭДО 2.7 между участниками межведомственного электронного документооборота. Главные же доработки в версии 4.5 коснулись, во-первых, производительности системы, а во-вторых, ее настроечных механизмов. Технологические доработки вносились в систему для улучшения быстродействия и поддержки работы в высоко нагруженных ландшафтах. В частности, новая версия показала заметный прирост производительности у одного из давних заказчиков компании «ИнтерТраст» из банковского сектора. В этой финансовой организации с системой одновременно работают более 20 тыс. пользователей, при этом CompanyMedia внедрена с максимальным функциональным охватом - от классического делопроизводства до управления закупочной деятельностью.
Второй важный блок доработок - это нововведения в механизме настраиваемых реквизитов. Когда настраиваемые реквизиты только появились в системе, с их помощью можно было производить сравнительно небольшой набор действий: добавить, скрыть или переименовать поле, поменять местами секции в реквизитной части документа - вот, пожалуй, и всё. Сейчас настраиваемые реквизиты позволяют менять не только реквизитную часть документа, но также добавлять новые секции жизненного цикла, модифицировать «шапки» различных типов документов, добавлять поля в виде таблиц, скрывать неиспользуемые кнопки и так далее. Примером применения таблиц может служить учет выдачи экземпляров документа с указанием, когда и кому выдан тот или иной экземпляр, и когда сотрудник вернул ранее взятый документ. Такие таблицы могут применяться для учета договоров, а также при работе с обращениями граждан - с указанием тематики обращения и проведенных работ. Что касается скрытия отдельных кнопок в интерфейсе системы, то это можно привести пример с согласованием документа. К примеру, для сотрудника, имеющего право подписи данного документа, кнопку «подписать» можно скрыть - она станет доступна только после окончания процесса согласования
Механизм настраиваемых реквизитов в CompanyMedia 4.5 - гибкое изменение реквизитной части и полей жизненного цикла документов
(Кликните на изображение для увеличения)
В CompanyMedia поддерживаются три типа согласования: последовательное, параллельное и комбинированное
(Кликните на изображение для увеличения)
«Общий тренд развития системы - это включение в контур электронного документооборота новых типов контента, выходящего за пределы классического делопроизводства и обработки документов первого лица организации. Договоры, закупки, повестки и протоколы заседаний, внутренние заявки - область применения системы постоянно расширяется. Документооборот становится своего рода фоновым сервисом для решения все новых бизнес-задач. Соответственно, в составе системы необходимо реализовать палитру инструментов, которые, во-первых, делают возможным создание бизнес-приложений для решения этих задач, а во-вторых, не требуют написания нового кода. Настраиваемые реквизиты изначально создавались как один из механизмов быстрой разработки новых бизнес-решений, и мы продолжаем развивать систему в этом направлении. Очевидно, что при появлении все новых бизнес-решений в систему поступает большой объем данных, которые могут стать основой для качественной бизнес-аналитики. Поэтому еще одно направление развития CompanyMedia - это совершенствование внутренних аналитических инструментов, интеграция с внешними BI-приложениями», - комментирует заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса Вадим Ипатов.
Заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса Вадим Ипатов
Что касается дальнейших изменений в системе, то, по словам Эдуарда Михайлова, в рамках развития четвертой версии CompanyMedia глобальных изменений ожидать не стоит. «Как уже говорилось, «четверка» - это зрелый программный продукт. Основной акцент будет сделан на развитии CompanyMedia 5. Это кросс-платформенная версия нашей системы, и ее развитие связано с широким применением СПО-компонентов. Что касается функциональных возможностей этой версии, то в области документооборота она идентична «четверке», и сейчас ведется активная разработка новых бизнес-решений. Система успешно протестирована в самых разных конфигурациях Linux-инфраструктуры и совместима с несколькими СУБД на базе PostgreSQL. Мы целенаправленно выстраивали отношения с российскими разработчиками, специализирующимися на применении СПО-платформ, и сегодня вместе с нашими партнерами можем предложить клиентам комплексное решение для управления документами на базе свободного программного обеспечения. Сейчас «пятерка» внедряется у нескольких крупных заказчиков «ИнтерТраст», и основные планы компании связаны именно с этой версией системы. Кроме того, планируется доработка мобильного Android-клиента системы для обеспечения работы с применением электронной подписи. Здесь мы даже немного опережаем события, поскольку ни у одного из российских криптопровайдеров на данный момент нет сертифицированных продуктов под Android», - делится планами спикер.
Напомним, что о выпуске CompanyMedia 5 специалисты «ИнтерТраст» объявили в мае 2016 года (см. новость раздела «ЕСМ» от 25 мая 2016 г.). С точки зрения архитектуры система представляет принципиально новое решение, и главной новацией, как говорилось выше, является ее кросс-платформенность.