Уточнения к "пакету Яровой" вызывают вопросы

Правительство РФ приняло постановление, которое утверждает правила хранения информации абонентов операторами связи в соответствии с так называемым "пакетом Яровой". Согласно принятому документу, с 1 июля 2018 г. операторы должны хранить голосовую информацию и текстовые сообщения в течение полугода. А с 1 октября 2018 г. хранить интернет-трафик в течение 30 суток. Операторы настаивают на том, что технические требования по хранению информации нужно конкретизировать.

Правительство РФ приняло постановление в котором перечисляются правила хранения операторами связи абонентских текстовых сообщений, голосовой информации, а также абонентского интернет-трафика (изображений, звуко- и видеозаписей и иных сообщений пользователей, передаваемых через интернет). Постановление конкретизирует требования к операторам, прописанные в принятых летом 2016 г. антитеррористических законах, инициаторами которых стали депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров (так называемый "пакет Яровой").

Согласно постановлению, операторы связи с 1 июля 2018 г. должны хранить голосовую информацию и текстовые сообщения абонентов в течение полугода, а с 1 октября 2018 г.  - интернет-трафик абонентов в течение 30 суток. При этом, в документе прописано, что операторы с 1 октября должны хранить сообщения пользователей в интернете, накопленные в течение 30 суток "после ввода технических средств накопления информации в эксплуатацию". А технические средства накопления информации считаются введенными в эксплуатацию с даты подписания акта ввода в эксплуатацию, который подписывают представитель оператора, ФСБ и Роскомнадзора.

Оператору связи предписывается хранить данные на территории РФ в принадлежащих ему технических средствах накопления информации. При этом документ разрешает при отсутствии возможности хранить данные у себя, использовать для этих целей ресурсы другого оператора связи по согласованию с ФСБ.

Причем емкость технических средств накопления информации должна увеличиваться ежегодно на 15% в течение пяти лет с даты ввода технических средств накопления информации в эксплуатацию. Помимо хранения данных, оператор связи должен обеспечивать защиту технических средств от несанкционированного доступа.

Позиция крупных учтена

В пресс-службе ПАО "МегаФон" сказали, что требования являются компромиссными, а проект постановления обсуждался с отраслью ранее. Однако, с этим согласны не все. Генеральный директор некоммерческой организации Ассоциация операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов считает, что в документе учтена только позиция крупных операторов. Он не знает независимых малых или средних операторов связи, с которыми бы проводились консультации.

С ним солидарен генеральный директор MCN Telecom (ООО "МСН Телеком") Александр Мельников. По его словам, главное требование игроков отрасли – не собирать и не хранить всю подряд информацию, которую скачивает и просматривает в сети пользователь, не было учтено.

Большинство запрошенных корреспондентом ComNews крупных операторов (АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК), ООО "T2 Мобайл" (Tele2), ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), воздержались от каких-либо комментариев по указанной теме.

Затраты на реализацию

Затраты на реализацию, по оценкам "МегаФона", составят 35-40 млрд руб.

По мнению заместителя генерального директора по технологическому развитию и эксплуатации "Акадо Телеком" (ОАО "Комкор") Дмитрия Медведева, реализация закона даже с учетом компромиссного варианта по срокам хранения информации (интернет-трафик пользователей изначально предполагалось хранить полгода – прим. ComNews) потребует от операторов связи колоссальных финансовых затрат. Игроки рынка оценивают их в десятки миллиардов рублей.

По подсчетам генерального директора ООО "Манго Телеком" Дмитрия Бызова, дополнительные инвестиции компании составят около 50 млн руб. Примечательно, что как "Акадо Телеком", так и "Манго Телеком" будут стремиться выполнить все требования в срок без повышения стоимости своих услуг.

По подсчетам MCN Telecom, затраты на реализацию "пакета Яровой" составят порядка 100 млн руб. Александр Мельников отметил, что эта цифра сопоставима с годовой выручкой группы компаний в России.

"Несмотря на то, что у нас есть собственный дата-центр в Москве, реализация требований закона в последней редакции потребует от нас немалых ресурсов и вложений", - сказал Александр Мельников. Кроме того, MCN Telecom потребуется закупка специализированного ПО и оборудования для сбора, хранения и сортировки этой информации. Поэтому он считает вполне очевидным повышение цен на услуги для абонентов и изменение тарифов.

Как сообщил Сергей Ефимов из АОТС, для АТС на 10 тыс. номеров, имеющей в составе софтсвич, уже есть опытные (отечественные и на отечественном ПО) образцы для записи голосовой и сигнальной информации. У них имеется оборудование для передачи всей голосовой информации по IP-сетям стоимостью 400-600 тыс. руб. А если софтсвича нет, то его необходимо будет приобретать и стоимость вырастет до 1 млн руб., предупредил Сергей Ефимов.

Генеральный директор юридической и консалтинговой компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко оценил стоимость сохранения информации в нужном объеме и в течение необходимого периода для небольших операторов в 300% по сравнению с ценой СОРМ-2.

Дмитрий Галушко добавляет, что цены на интернет с вступлением в силу данного постановления будут повышены. Он уточнил, что будут введены ограничения по объему трафика и ограничены скорости.

Дмитрий Галушко допустил, что небольшим операторам может помочь прописанная в постановлении норма о том, что данные можно хранить не у себя, а на ресурсе другого (например, более крупного) оператора. Однако, не в долгосрочной перспективе, поскольку стоимость годичной аренды будет равна покупке.

Вопросы и замечания остаются

Представитель MCN Telecom считает, что нет смысла говорить об адекватности сроков и объемах хранения текстовых сообщений пользователей, пока не сформулированы требования к применяемым техническим средствам накопления информации, которые должны будут разработать и утвердить Минкомсвязи по согласованию с ФСБ.

"С нашей точки зрения, принятое постановление в полной мере не разъясняет всех нюансов по выполнению новых требований. Например, зачем оператору связи ежегодно увеличивать на 15% в течение пяти лет емкость технических средств накопления информации на фоне падающего голосового трафика?", - задается вопросом он.

В пресс-службе ПАО "Ростелеком" отметили, что в связи с нехваткой на рынке сертифицированного оборудования и с учетом масштаба инфраструктуры компании, оператору будет затруднительно выполнить требования.

У отрасли есть предложения

Сергей Ефимов из АОТС полагает, что со сроками реализации постановления Правительства РФ поспешили. По его словам, должна быть поставлена системная задача для сети электросвязи РФ, а не к отдельным операторам, которые управляют определенными частями. Необходима и общая программа, в которой участвуют операторы: нужно определить роль каждого госоргана при выполнении этой программы.

Что касается технической составляющей, то для реализации проекта, по словам Сергея Ефимова, нужно понимать, какое готовое оборудование можно использовать, а какое только предстоит разработать и производить. После этого нужно открыть опытную зону, и там все оборудование испытать, доработать на реальных сетях.

"Такой механизм планового внедрения новшеств применяется уже много десятилетий в разных отраслях. Только объединение усилий малых и средних частных компаний, госкорпораций, больших и малых операторов, государственных регуляторов может дать вменяемый результат. При этом нужно понимать, что решение этой задачи нужно государству и обществу больше, чем оператору связи, поэтому финансовое участие государства крайне необходимо", - отметил представитель АОТС.

Отвечая на вопрос о том, успеют ли операторы организовать хранение текстовых сообщений и голосовой информации к 1 июля 2018 г., Сергей Ефимов полагает, что едва ли это сделает 30%, остальные же - затаятся.

По мнению Сергея Ефимова, необходим плавный переход к выполнению "пакета Яровой". "Заявленные сроки (1 июля 2018 г.) не имеют под собой реальной основы. Без программ участников это простая декларация желаний. Пока кажется, что запись и хранение голосовой информации (для операторов телефонной связи) реально испытать, с 1 января 2019 г., а интернет-трафик – к началу 2020 года", - сказал он.

Дмитрий Галушко заметил, что "МегаФон" и "Ростелеком" уже начали тестировать организацию мест хранения информации. Однако для сертификации нужно еще и провести испытания на имитаторе пульта управления ФСБ. По его прогнозам, это произойдет не ранее 2021 г.

Сергей Ефимов уверен, что для систем передачи данных (СПД) потребуются бюджетные субсидии. Причем не только операторам. "Было бы целесообразно, чтобы госструктуры сами попробовали организовать такую запись на своих сетях, за бюджетные средства, прежде чем предлагать это внедрять операторам. Тогда можно было бы опираться на практические решения, а не на умозрительные заключения теоретиков из Минкомсвязи или Минфина", - предложил он.

Дмитрий Галушко порекомендовал небольшим операторам объединяться, покупать технические средства накопления информации в долевую собственность. По его словам, это разрешено по согласованию с куратором УФСБ.

Что получим в итоге

Учитывая, что доходы у многих операторов падают, а средств на систему записи информации просто нет, операторы будут вынуждены отказаться от "безлимитного" интернета, а доступ к мессенджерам Skype, Viber и WhatsApp может стать платным, убежден Сергей Ефимов.

По его словам, прописанная в постановлении норма о том, что данные можно хранить не у себя, а на ресурсе другого (например, более крупного) оператора, по сути "чистое издевательство".  По словам Сергея Ефимова, это направлено на безвозмездный отъем  активов и для окончательной ликвидации малого бизнеса. "В общем, это подтверждает мнение о том, что в отрасли связи малый бизнес уничтожают не только экономически, но и путем административно-нормативного регулирования, когда разорение малого бизнеса, происходит  с подачи государства", - считает он.

Александр Мельников рассуждает, что в целом "пакет Яровой" стал камнем преткновения для всех крупных и небольших операторов России. "Его полное вступление в силу не оставляет никаких надежд на то, что отрасль телекоммуникаций выйдет из состояния стагнации", - считает он.

Юридическая оценка

Дмитрий Галушко назвал адекватными указанные сроки и объемы хранения информации. Он берет в расчет, что покупать нужно только сертифицированные ТСНИ (технические средства накопления информации), а до сертификации должно пройти еще 10 этапов и созданы четыре подзаконных приказа Минкомсвязи и ФСБ.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин полагает, что как и большинство законов и подзаконных актов последнего времени, принятое постановление Правительства написано так, чтобы максимально усложнить его восприятие. "Вместо того, чтобы присвоить определения отдельным блокам и вынести их в начало нормативного акта, авторы снова и снова строят текст из бессмысленных перечислений и ненужной детализации. Как правило, это впоследствии ведет к разночтениям и спорным ситуациям", - заметил он.

Адвокат Александр Титов обратил внимание на пункт 3 правил. Согласно ему, массивы информации могут храниться на мощностях другого оператора согласованного с ФСБ. Александр Титов полагает, что такого надежного оператора само государство и создаст или реализует предложение об аутсорсинге на базе имеющегося оператора с государственным участием. Но в любом случае подобное решение скорее всего сократит издержки небольших и средних операторов. 

Отвечая на вопрос о том, насколько четко прописано постановление с юридической точки зрения, Александр Титов отметил, что в отношении интернет-трафика установлено требование хранить его в полном объеме. Но при этом емкость, в которой эта информация должна храниться может не превышать объема переданных и полученных сообщений оператора связи за тридцать дней.  Из формулировки непонятно, что делать после того как емкость будет заполнена - хранить новую информацию или стирать сохраненную ранее.

Александр Титов не исключил, что размытые формулировки были допущены умышленно. По его словам, они позволят нивелировать проблему неоправданных издержек. В то же время, правила позволяют их вольно толковать правоприменителям. 

 Заместитель председателя совета партнеров юридической фирмы "Катков и пертнеры" Алексей Копылов считает, что техническая среда (интернет, в частности) сложна для правового регулирования не только в России, но и в мире. Он посоветовал не спешить ругать правила применения закона о хранении данных. Алексей Копылов считает, что их нужно сначала обсудить с операторами, а потом применить. И если недостатки начнут вылезать, только тогда начать устранять их.

Анна Устинова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Регулирование

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, регулирование, операторы связи, Пакет Яровой, Закон Яровой