Напомним, что сейчас в Москве услуги широкополосного доступа продвигает более 200 компаний. При этом основную часть рынка контролирует «большая пятерка» игроков – это ADSL-оператор «Комстар-Директ», кабельный «Акадо», Ethernet-игроки «Корбина Телеком», «Центральный Телеграф» (QWERTY) и NetByNet. Сейчас все они в преддверии летнего затишья проводят большое количество маркетинговых акций.
Так, телекоммуникационный холдинг «Корбина Телеком» с наступлением летнего сезона начал предлагать новые высокоскоростные тарифы на услугу «Домашний Интернет». С 1 июня у оператора можно подключиться к безлимитным предложениям на скоростях доступа 1024-8192 кбит/с при абонентской плате от 450 до 1,3 тыс. рублей в месяц. Также введены новые тарифы со скоростью доступа 100 Мбит/сек с абонентской платой от 400 до 1250 рублей при включенных 1,5-60 Гбайт трафика и стоимости дополнительного трафика до 0,30 рубля за 1 Мбайт. В общей сложности было введено восемь новых тарифов, была увеличена скорость доступа в Интернет и размер трафика, при этом размер абонентской платы остался неизменным.
Другой игрок, «Комстар-Директ», предоставляющая услуги широкополосного доступа в сеть Интернет под маркой «Стрим», запустил для своих абонентов целый ряд акций и также новую тарифную линейку. Безлимитные тарифные планы серии «НЕО» были созданы в начале 2005 года и действуют до сих пор. С 1 июня по 31 августа пользователям тарифных планов «НЕО», «НЕО+», «НЕО 20» и «НЕО II» предоставляется возможность бесплатно перейти на любые новые действующие тарифы «Стрим Интернет + ТВ» («Свобода», «Движение», «Стрим», «Мейнстрим», «Стример» и «Время»), и при этом без дополнительной оплаты в течение четырех месяцев смотреть 92 канала интерактивного цифрового телевидения (пакет «Расширенный). Также «Комстар-Директ» увеличил скорость доступа в Интернет на тарифе «НЕО 25» в 4 раза: с начала июня она выросла до 2048/512 Кбит/сек (к абоненту/от абонента). Размер абонплаты при этом не меняется.
Кроме того, с 1 июня по 5 июля «Комстар-Директ» проводит еще одну летнюю акцию, приуроченную к тому, что этим летом 7 июля встретятся три семерки – число, месяц и год. В рамках акции «Стрим на счастье» новые абоненты принимают участие в розыгрыше семи ПК Kraftway. В преддверии лета также была проведена акция по подключению к сети Интернет по специальному тарифному плану «Тест-Драйв» на следующих условиях: в течение трех месяцев пользователю предлагается тестировать возможности интернет-доступа на скорости 1 Мбит/с при абонентской плате $8 в месяц. По завершении теста абонентам предлагается перейти на любой другой тарифный план. Акция длилась с 21 по 31 мая. Кроме того, с 4 мая до 31 августа 2007 года оператор также проводит акцию – при заключении договора на услуги «Интернет для дома», «Интернет для дома + ТВ» в центре продаж «Комстар-Директ» абонент получает ADSL-модем, который выдается в пользование на весь срок действия договора.
Интересно, что последнее крупное тарифное преобразование у «Стрима» прошло также в мае – с 10 числа у оператора действует новая тарифная линейка. Она включает шесть безлимитных тарифных планов от 128 кбит/с до 6144 кбит/с, а также новый пакетный тарифный план «Время». Помимо повышения скорости соединения на популярных предложениях, компания ввела новые безлимитные тарифные планы: «Стрим» на скорости доступа 3072 кбит/с с ежемесячной абонентской платой $25, «Мейнстрим» на скорости 4096 кбит/с ($32) и «Стример» - 6144 кбит/с($40). В основе новой линейки осталась модель формирования тарифных планов, появившаяся в апреле этого года.
Другой крупный провайдер – компания «Акадо» – «обновил» тарифы, повысив на них скорость. На комплексном (Интернет + цифровое телевидение) тарифе «Джетти Сет» с 1 июня скорость доступа возросла в 4 раза – до 800 кбит/сек. Абонентская плата не изменилась и составляет 530 рублей в месяц. Также с 1 по 30 июня проводится акция «Ультра Джет – Ускорение»: при подключении к одноименному тарифу скорость передачи данных в течение трех месяцев будет составлять 1000 кбит/с при абонентской плате 180 рублей в месяц.
Ведущий специалист по PR компании «АКАДО» Александр Щербаков отметил, что проведение стимулирующих акций позитивно влияет на подключение новых абонентов и увеличение лояльности нынешних: «Большинство акций для новых абонентов направлено на то, чтобы сделать решение о подключении логичным и легким. Мы предлагаем новым абонентам предельно выгодные условия, такие, чтобы даже сомневающиеся могли оценить все преимущества доступа в Интернет и цифрового телевидения сети «Акадо». Кроме того, мы обращаем внимание на быстроту и удобство бесплатного подключения. Результаты таких акций видны не только в сухих цифрах и на пиках графиков, но и в отзывах абонентов. Разумеется, им приятно, что мы даем возможность попробовать, протестировать наши услуги, платя меньше или получая за те же деньги большую скорость Интернет, чем та, которая указана в тарифном плане».
Провайдер NetByNet не отстает от конкурентов и с 1 июня запускает конкурс детского рисунка «Я, Лето, Интернет». Для участия необходимо сфотографировать или отсканировать рисунок своего ребенка и прислать с помощью формы, размещенной на сайте компании. В ходе голосования на сайте будет выявлено три победителя. Побеждает работа, набравшая больше всего голосов. Голосование начинается с момента размещения в галерее творческих работ первой работы «Я, Лето, Интернет». 3 сентября 2007 года будут подведены итоги конкурса. Также до 30 июня компанией продлена акция по коллективному подключению к Сети. Три человека, внесшие не менее 1 тыс. рублей на свой личный счет в NetByNet, получат бесплатный месяц Интернета по тарифу NBN FreeByte 2500 new. Кроме того, до 31 июля в компании NetByNet идет подключение на тариф SUN. При внесении на счет 1999 рублей абонент получает в свое пользование 99999 Мбайт трафика на три месяца. Превышение оговоренного трафика оплачивается из расчета 0,2 рубля за 1 Мбайт.
Как сообщил советник генерального директора NetByNet Александр Милицкий, активное проведение акций на рынке используется компанией всего год: «Реальная статистика пока не слишком достоверна. Но можно сказать, что абоненты быстро привыкают к новым акциям и уже не понимают провайдеров, которые маркетинговые акции в продвижении не используют. При этом работает только связка: привлекательные тарифные планы плюс маркетинговые акции. Многие из последних (прежде всего креативные) работают на создание коммьюнити из абонентов. В случае компании NetByNet, когда было необходимо объединить очень разные сети под единым брендом, формирование сообщества подписчиков было значимой задачей». Также Александр Милицкий добавляет: «Мы вынуждены учитывать усиление конкурентной борьбы на рынке. Постоянное движение в направление скидок и удешевления тарифных планов – тупиковый путь. Это понимают все игроки рынка. Поэтому единственное логичное решение – новые услуги, интересные акции. В качестве конкурентов в широком смысле слова мы, разумеется, рассматриваем все остальные компании «большой пятерки» широкополосных операторов», хотя каждую со своими особенностями».
Компания «Центральный Телеграф» (QWERTY) – очередной крупный игрок московского рынка широкополосного доступа – продляет акцию «Майские суперскидки» до 15 июня 2007 года. Пользователи, которые подключаются до 15 июня 2007 года на безлимитные тарифы QWERTY.NET (QWERTY Unlim White, QWERTY Unlim Orange, QWERTY Unlim Green), получают пятидесятипроцентную скидку на ежемесячную абонентскую плату. Также в настоящее время проводится летний конкурс от QWERTY и игры RF online, состоящий из двух частей: на знание мира игры RF-online и на лучший fаn-арт по игре RF-online. В конкурсе на знание мира игры RF-online нужно первым наиболее правильно и полно ответить на вопросы викторины. В конкурсе fаn-артов по игре RF-online необходимо прислать оригинальные и креативные fаn-арты на тему RF-online. Подведение итогов состоится 24 июня 2007 года.
В преддверии лета менее крупные игроки московского рынка широкополосного доступа также не отстают от своих старших коллег. Так, провайдер AG Telecom, также предоставляющий услуги интернет-доступа на всей территории Москвы, предлагает летние скидки: с 28 мая 2007 года подключение к Интернету без ограничения скорости по номеру МГТС осуществляется со скидкой 90 %. Для тарифных планов с бесплатным подключением – скидка на абонентную плату 30 % на три календарных месяца. Акция продолжается до 1 июля. В сети Home Net Telecom, охватывающей районы Марьино, Люблино, Братеево, проводится акция «Лето в HNT»: с 1 июня по 31 августа 2007 года абонентам, вновь заключающим договор, предоставляется скидка 30 % на абонентскую плату. При подключении к сети провайдера GP Internet, основными районами действия которой являются Бутырский и Марфино, в период с 1 июня по 31 августа 2007 года абоненты получают лицензионный антивурус Dr.Web в подарок.
Ряд провайдеров с 1 июня 2007 года модифицировал тарифные планы. В частности, «Алмаз-Телеком», действующая на территории Москвы и Московской области, ввела унифицированные тарифы на услуги доступа к сети Интернет по выделенным каналам для основных групп абонентов. При подключении на скорости выше 2 Мбит/c пользователям предлагается более низкая установочная плата. Компания InterLAN Group, также предоставляющая услуги по Москве и Московской области, вводит новую тарифную сетку Friends, куда входит четыре тарифа Friends с лимитированным трафиком и скоростью доступа 100 Мбит/с, и четыре безлимитных тарифа Friends-Super с ограниченной скоростью. Интернет-провайдер Promira.Net, предоставляющий услуги доступа в районах СВАО (Алексеевский, Ростокино, Марьина Роща, Останкино), а также районах ЦАО (Мещанский и Тверской), запустил лимитные тарифы «Почтовый», «Студенческий», «Персональный», «Активный», «Профессиональный» с предоплаченным трафиком от 500 Мбайт до 50 Гбайт и абонентской плате от 222 до 1111 рублей. Также у этого оператора появились безлимитные тарифные планы «Стартовый», «Любимый», «Популярный», «Привлекательный», «Скоростной» со скоростью соединения от 199 кбит/сек до 7777 кбит/с и таким же разбросом абонентской платы.
В сети Кутузовского и Хорошевского районов «РДМ-Холдинг» вводятся два безлимитных тарифа «Минимальный» и «Летний» со скоростями входящего канала 256 кбит/с и 512 кбит/с соответственно, а также четыре пакетных тарифа «Легкий», «Хороший», «Удачный», «Отличный» с предоплаченным трафиком от 1 до 25 Гбайт. Для домашних абонентов провайдера RiNet, сети которого развернуты в административных районах Якиманка, Замоскворечье, Даниловский, Донской, поднята скорость на всех действующих безлимитных тарифах без изменения абонентской платы. Также введен новый тариф Unlimited 15, где абонентская плата составляет 405 рублей в месяц. Ранее, с 1 мая было увеличено количество включенного трафика на тарифах без ограничения скорости передачи данных: f30 – до 24 Гбайт, f50 - до 36 Гбайт, L33 – до 28 Гбайт, L55 – до 48 Гбайт.
Все тарифы для домашних пользователей сети Юго-Запада столицы «2КОМ» с 5 июня становятся безлимитными. Также во всех тарифных планах почти вдвое увеличивается количество «быстрого» трафика на скорости 100 Мбит/сек. В конце мая сеть «СигмаКом», развернутая в районах «Москворечье-Сабурово» и «Нагатино-Садовники», запустила новую линейку безлимитных тарифов: V.I.P. с неограниченной скоростью соединения при абонентской плате 753 рубля в месяц и три тарифа с ограничением скорости до 128-5120 кбит/с – «Универсал», «Эконом» и «Минимум». Компания ОАО «ЦентрТелеком», предоставляющая услугу широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL под брендом «Домолинк» не только в Московской, но и в Тульской, Калужской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областях, с 15 мая для москвичей снизила цены на безлимитные тарифные планы ExpressLink 128, ExpressLink 256, ExpressLink 512, а в рамках празднования дня рождения «Домолинка» с 21 по 27 мая подключение стоило 50 рублей. Лето компания также начала с подарков: всем абонентам лимитных тарифов «Домолинк» предоставлено до 200 Мбайт дополнительного трафика с 1 июня по 1 июля.
Наблюдатели рынка отмечают, что весеннее-летняя активность игроков обусловлена, в частности, и тем, что этот период – постпраздничный: прошли акции, приуроченные к 23 февраля, 8 марта и майским праздникам, и необходимо поддерживать интерес пользователей. Также играет роль и ситуация конкуренции на рынке. «Рынок сейчас зависит от действий крупных игроков, и если кто-то из них начал цепочку акций, то к нему присоединяются его коллеги. Кроме этого, обычно прогнозируют спад в летний период, который участники рынка пытаются преодолеть. Однако при этом не следует переоценивать значение лета, когда значительная часть потенциальных пользователей разъезжается, поэтому добиться действительно серьезного роста абонентской базы только при помощи скидок не получится. Какая разница, сколько стоит месяц доступа в Москве для человека, который в этот момент отдыхает на юге? Поэтому чрезмерное снижение цены в таких случаях чревато попросту падением ARPU: те абоненты, которые остались в городе, и которые и без того заплатили бы, заплатят меньше, а новых много не прибавится», – комментирует ситуацию Александр Милицкий. Александр Щербаков по этому вопросу говорит, что ситуация конкуренции влияет на активность компаний, но не в той мере, в которой может показаться: «Главный движущий фактор для нас в предоставлении максимально благоприятных условий для абонентов – желание такие условия предоставлять, далее – постоянно растущие, в том числе технические возможности компании».