Quintura модернизировалась

В Рунете растет число альтернативных поисковых систем, претендующих на звание инновационных и действительно имеющих в своей основе нестандартные технологические решения. Одна из них – система Quintura.ru, которая существует на российском рынке приблизительно два года. За этот период система стартовала не только в Рунете, но и в версии для англоязычных пользователей, а также была реализована для детской аудитории интернет-пользователей. На днях русскоязычная онлайн-версия была существенно улучшена – за счет инвестирования в проект со стороны венчурных фондов. В числе других интеллектуальных поисковиков Рунета отмечаются сервисы Nigma.ru, VisualWorld.ru, Roor.ru, однако эксперты пока не видят ни одного альтернативного поисковика, который мог бы по удобству и функциональности сравниться с классическими поисковыми системами.

Компания Quintura была основана в Москве в 2005 году группой ученых-исследователей, предметом изучения которых является теория нейронных сетей. Попытка применить эту теорию на практике была реализована в проекте интеллектуальной визуальной поисковой системы. Научная реализация проекта осуществляется в Центре исследований и разработок Quintura, который базируется в городе Сергиев Посад Московской области. На первом этапе учеными была разработана поисковая программа Quintura Search, которая помогает пользователю искать информацию с персонального компьютера. Первая версия программы была выпущена в 2005 году, а через год была реализована полноценная онлайн-версия метапоисковой визуальной системы Quintura.ru, работающая на базе «Яндекс».

Суть поисковика Quintura заключается в работе с ассоциативными понятиями, что позволяет объяснить поисковой машине смысл запроса и предложить наиболее релевантный результат. Другими словами, новый сервис берет на вооружение две основные идеи по совершенствованию поиска – кластеризацию и визуализацию результатов. Особенность проведения проекта заключается в том, что Quintura развивается параллельно на российском и западном рынках. С осени 2006 года функционирует Quintura.com для западных пользователей, использующая в качестве базовой поисковой системы англоязычный сервис Yahoo!, а с недавнего времени – базу хранителя видеоконтента Blinkx.

Активное продвижение в сети стартапа Quintura привлекло к нему внимание зарубежных и российских венчурных инвесторов, в результате чего проект получил финансовую поддержку от двух венчурных фондов – европейского Mangrove Capital Partners и российского ABRT. Отметим, что инвестиции Mangrove Capital Partners являются первыми вложениями в российский стартап. В рамках нового раута финансирования в июне текущего года Quintura получила от фонда крупную сумму, которая была вложена в обновление ресурса. Новый сервис стал более современным, простым и понятным. Пользователю сразу видно облако самых популярных тем в Рунете, таких как «книга», «религия», «известные люди». Необходимо кликнуть мышью по интересующей теме, и карта Quintura перестроится, показывая пользователю подсказки для уточнения поискового запроса. Новые элементы навигации позволяют вернуться назад или вперед, упрощая работу с картой и уменьшая время поиска релевантной информации. Дополнительным преимуществом обновленного сервиса является то, что каждый пользователь теперь имеет возможность одним нажатием клавиши мыши сохранить полученные результаты в виде закладки браузера, чтобы в любой момент иметь возможность вернуться и продолжить исследование интересующей темы, а также быстро и просто отправить карту другим.

Как сообщил президент компании Quintura Яков Садчиков, привлеченные средства от Mangrove позволили перезапустить сервис Quintura для пользователей Рунета, где планируется активное продвижение проекта на рынок. Одной из насущных задач создателей проекта является индексация веб-страниц, что позволит создать Quintura.ru собственную базу данных. Участники проекта намереваются к концу года создать базу, содержащую около 10 млн страниц. Напомним, что в базе «Яндекса» содержится около 2,5 млрд страниц.

В числе дополнительных сервисов, которые готовит Quintura, - партнерская программа для владельцев порталов и блогов. Quintura предложит авторам веб-сайтов и блогов партнёрскую программу по созданию интерактивной карты Quintura для поиска и навигации по сайту. Владельцы сайтов и блогов смогут проиндексировать свой ресурс и использовать карту Quintura. Показ графической рекламы в поисковом облаке позволит сделать партнерскую программу бесплатной.

Как пояснил менеджер по связям с общественностью Антон Шуркус, основная коммерческая модель ресурса будет строиться на продаже мест под графическую контекстную рекламу. «Прибыль планируется на размещении логотипов компаний или картинки на поисковой карте. Например, на поисковый запрос «Москва» на карте появятся логотипы крупнейших отелей, туроператоров по Москве», - пояснил Антон Шуркус.

Параллельный проект Quintura, реализованный для западных пользователей в конце 2006 года, – детский визуальный поисковик Quintura for Kids. В проекте тоже использованы новейшие технологии нейронных сетей. Интерфейс поисковика ориентирован на детскую аудиторию и представляет из себя пейзаж, выполненный в стиле непрофессионального художника. Кликая на картинки, юные пользователи смогут выбрать интересную для себя область поиска. Интуитивная суть облака подсказок помогает детям задавать область своих интересов и уточнять поисковый запрос, используя подсказки, которые предлагает облако. Сейчас в качестве базы данных проект использует каталог kids.yahoo.com на Yahoo!. Одновременно создатели проекта самостоятельно тестируют ресурсы для Quintura for Kids. На сегодня отобрано и проиндексировано более 20 тыс. ссылок на детские ресурсы. Скоро они будут доступны пользователем. Пока Quintura for Kids использует готовую нейросеть (карту) над детским каталогом Yahoo!.

Деятели Рунета находят новую систему интересной, но недостаточно проработанной. Тем не менее, директор центра «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов отмечал в своих интервью СМИ, что дорогостоящий пользовательский интерфейс и масштабная маркетинговая политика говорят о том, что проект инвестируемый. По мнению руководителя SeoExperts.Ru Армена Пузяна, система поиска Quintura и интерфейс с результатами требуют дополнительной работы. «Всё-таки разработки Quintura хоть и направлены на улучшение качества поиска с помощью уточняющих запросов ассоциативного словаря, но пока и интерфейс поисковой системы, и качество поиска далеки от идеала. Совершенно необязательно использовать уточняющие, а порою и вводящие в заблуждение запросы в треть окна, оставляя вторую треть на сами результаты поиска и часть окна - на рекламу Яндекс.Директ. Описания сайтов не позволяют пользователю предварительно оценить сайт, поскольку не выделено достаточно места под эти описания. В общем-то, интерфейс требует доработки», - сообщил Армен Пузян.

Еще одним примером «умного» поисковика является проект Nigma.ru. «Нигма» был начат в 2005 году и разрабатывается группой студентов и аспирантов факультетов ВМиК и психологии МГУ. Поисковая система группирует результаты в кластеры, что позволяет быстро ориентироваться в предложенных ссылках. Как отмечают пользователи, проект «Нигма», несмотря на наличие в кластерах «мусора» и ничего не значащих слов, выдает адекватные результаты. Это позволяет проекту активно набирать аудиторию. Другая поисковая система VisualWorld.ru основана на методе ассоциативного поиска (см. выпуск новостей от 2 июля 2007 г.). После ввода ключевого слова система сама подбирает слова, которые ассоциируются с уже введенным словом, и сразу осуществляет поиск по комбинации слова-ассоциации и уже введенной части запроса, показывая популярность предлагаемых вариантов. Пользователю нужно, последовательно выбирая варианты, сконструировать наиболее подходящий запрос. На любом шаге можно убирать уже введенные слова или вписывать свои варианты.

Представитель конкурирующего проекта Quintura Антон Шуркус так охарактеризовал работу «Нигма.Ру»: «Нигма заслуживает внимания, но только потому, что, используя результаты нескольких поисковиков, мешает все в кучу. Наверное, кластеры, предлагаемые «Нигмой», кому-то помогают. На рынке поиска все поисковые системы конкурируют между собой за внимание пользователя. «Нигма» не внесла большой новизны в поиск. Существует такой западный сайт Clusty.com, который более пяти лет делает подобное тому, что некоторое время назад предложила «Нигма». Он так и не стал заметно популярным на массовом рынке. Повторюсь, все поисковики конкурируют между собой за пользователя. Есть лидеры – это Google в мире и «Яндекс» в России, а также все остальные, которые конкурируют между собой и пытаются конкурировать с поисковыми гигантами».

Сравнивая системы Nigma.ru, VisualWorld.ru и Quintura.ru, Армен Пузян выделил поисковую систему Nigma.ru: «Наиболее перспективной и успешной из трёх представленных поисковых систем на сегодняшний день видится всё-таки Nigma, которая, проработав не более двух лет, уже обладает достаточно неплохим качеством поиска и неплохой (для метапоисковика) популярностью среди пользователей. Если говорить о метапоисковых системах, то не так давно была запущена ещё одна система подобного рода - roor.ru, которая хоть пока и молодая, но уже видится перспективной, несмотря на то, что курс, как я понимаю, у нее несколько другой, чем у Nigma. Визуальный поиск, безусловно, делает работу пользователя с поиском более удобным, но очень важно грамотно преподать инструменты визуализации, которые хоть и не важнее качества поиска, но всё-таки нужны. На сегодняшний день мне не видится ни одной кардинально новой и улучшающей поиск современной модели в Рунете, все проекты находятся на начальном этапе развития, но думаю, все поисковые технологии имеют определенные перспективы», - резюмирует Армен Пузян.

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Интернет, Маркетинг, ПО, Web

Ключевые слова: