«Яндекс» и «Бегун» посчитали контекстную рекламу

«Яндекс» и «Бегун», два основных игрока российского рынка контекстной рекламы практически одновременно опубликовали исследования, касающиеся основных тенденций его развития на данный момент. Генеральной среди них является общий рост рынка, по некоторым параметрам достигающий 200% в год и более, причем стимулирует его не только рост бюджетов у заказчиков, но и популяризация самой контекстной рекламы как рекламного инструмента. Сейчас этот вид интернет-бизнеса занимает первое место по доходности среди остальных видов коммерции в Сети.

Рынок контекстной рекламы стремительно растет, и, как практически все сегменты Рунета, пока остается сильно монополизированным. Лидера здесь два - системы «Бегун» и принадлежащая «Яндексу» - «Яндекс.Директ», на их долю приходится до 80-90% рынка, оборот которого в 2006 году составил $110 млн, что в два с половиной раза больше предыдущего. В 2006 году общий доход «Яндекса» составил более $72 млн, 80% из них пришлось на контекстную рекламу. «Бегун» не раскрывает данных по своему обороту. Из приведенных выше цифр можно вычислить, что доходы этой компании за минувший год составили около $40 млн.

Оба сервиса появились практически одновременно – «Яндекс.Директ» в 2001 году, а «Бегун» - в 2002 году. Недавно компанией «Бегун» были подведены итоги пятилетней работы на рынке (см. выпуск новостей от 13 июня 2007 г.). В 2004 году рынок контекстной рекламы начали приносить реальный доход и им заинтересовались крупные инвесторы. Основные акционеры компании «Бегун» – ФИНАМ (75%) и Rambler Media Group (25%). Более трети «Яндекса» принадлежит фондам Ru-Net Holdings и Baring Vostok Capital Partners, 15% — Tiger Technologies, около 30% — основателям компании и 20% — менеджерам и миноритариям.

Сейчас партнерская сеть «Бегуна» является самой крупной в России: в ней насчитывается более 50 тыс. сайтов. В настоящий момент более 40 тыс. компаний из различных секторов бизнеса пользуются «Бегуном» для рекламы своих товаров и услуг. Сегодня дилерами сервиса являются более 800 рекламных агентств, и география сети постоянно растет. На данный момент штат компании «Бегун» составляет 112 человек. Против 40 тыс. сайтов партнерской сети «Бегуна», аналогичная сеть «Яндекс.Директа», которая начала развиваться намного позднее, насчитывает около 3 тыс. площадок, у «Яндекса» более 650 партнеров - агентств в городах России и СНГ. Среди прочих операторов рынка можно выделить сервисы контекстной рекламы Google, Link.ru, работающие в смешанном текстово-медийном формате, и Rorer.ru, предлагающий рекламодателям только медийные контекстные баннеры.

Контекстная реклама, по мнению экспертов, обладает рядом преимуществ, в частности, это относительная дешевизна, целенаправленность, массовость, доступность многочисленным рекламодателям сегмента среднего и малого бизнеса. Все это и стало базой для оптимистических прогнозов в отношении рынка контекстной рекламы Рунета, которые полностью и окончательно оправдались в 2006 году. Тогда объем контекстной рекламы в Интернет превзошел объем медийной рекламы в Сети ($110 млн. против $100 млн.).

Среди других сегментов интернет-экономики контекстная реклама на данный момент занимает лидирующие позиции: совокупный объем интернет-рынка в 2006 году составил порядка $400 млн, из них 25% - медийная реклама, 28% - контекстная – самые большие сегменты. По прогнозам, к 2010 году доля Интернет на общем рекламном рынке возрастет с 1,2% до 4,9% - как отмечают аналитики, эта цифра невелика, но рост находится на вполне устойчивом уровне.

На днях обоими ведущими игроками «Яндекс.Директом» и «Бегуном» были опубликованы собственные исследования рынка контекстной рекламы, которые позволяют выделить основные тенденции и особенности его развития на данный момент. Данные исследования «Яндекса» охватывают период с июня 2006 года по июль 2007 года и затрагивают многочисленные оценочные категории. Исследование «Бегуна» охватывает меньший промежуток времени и дает обзор по меньшему количеству характеристик развития рынка – в отчете представлены данные только за 2-й квартал 2007 года по активности заказчиков контекстной рекламы различных отраслей и популярности групп товаров и услуг среди пользователей Интернет.

Итак, согласно данным обеих компаний, рынок контекстной рекламы становится еще более массовым. По состоянию на июнь 2007 года в одной только системе «Яндекс.Директ» в будний день контекстные объявления показываются 140 млн раз и совершается более 1,2 – 1,3 млн. переходов пользователей на сайты рекламодателей. Растет не только объем рынка, но и другие показатели. Например, число рекламодателей в Рунете, использующих контекстную рекламу, увеличилось в 2006 году в 1,6 раз.

Общий прирост показов контекстной рекламы в 2006 году составил 475%, а количество переходов по контекстным объявлениям на сайты рекламодателей при этом увеличилось на 280%. Для сравнения, количество переходов по объявлениям «Бегуна» в прошлом году выросло в 4,5 раза. Растут и бюджеты рекламных компаний: ежегодно они удваиваются (с 3,5 тыс. рублей в декабре 2005 года до 6,5 тыс. рублей в декабре 2006 года), при этом бюджеты крупных рекламных компаний могут достигать сотен тысяч рублей. Кроме того, рынок становится более зрелым, появляются новые маркетинговые задачи и соответственно новые инструменты их решения, говорится в исследовании «Яндекс.Директ».

В исследованиях обеих компаний много места отведено анализу заказчиков контекстных объявлений, их отраслевой и географической принадлежности. В большинстве своем это компании среднего и малого бизнеса, что касается географии, то по подсчетам «Яндекса» первенство здесь по-прежнему, что логично, за регионами с высоким проникновением Интернета и активностью поисковых запросов: Москвой, Северо-Западом, Центром, Поволжьем. Наиболее отстающим является Дальний Восток. Причем на Москву приходится более 70% контекстного рекламного оборота, это связано как с высокой концентрацией бизнеса, так и более высокой ценой кликов (в 2-2,5 раза).

Интересно сравнение данных «Яндекс.Директа» и «Бегуна» по отраслям. «Яндекс» утверждает, что наибольший спрос у пользователей вызывают предложения о работе, расписания, реклама автомобилей и спорта – они имеют максимальный CTR. По данным «Бегуна», в топ-5 входят образование, знакомства, авто, досуг и отдых. То есть в отношение автомобилей и отдыха мнения компаний совпадают, что касается других сегментов, то выход на лидирующие позиции образовательной рекламы «Бегун» объясняет появлением рекламодателей, готовых использовать контекстную рекламу не только как инструмент по привлечению своих потенциальных покупателей, но и для формирования спроса на услугу.

Что касается оборота рекламных компаний, то наиболее платежеспособными «Яндекс» называет такие сегменты, как строительство, авто, промышленные поставки, финансы, бытовая техника, деловые услуги, отдых, недвижимость, здоровье, офисные товары. В целом этот список повторяется и в выводах аналитиков «Бегуна»: промышленные товары, авто, услуги финансовые, ремонт, образование, знакомства, туруслуги, недвижимость, медицина, бытовая техника. «Бегун» также отмечает сезонность некоторых тенденций: сейчас резко выросли отчисления рекламодателей в сегментах «досуг и отдых», «поиск персонала» и «спорт активный».

Автор: Анастасия Симакина.

Тематики: Интернет, Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: