Розничная сеть цифровой электроники «СтартМастер» входит в состав одноименно группы компаний. Cеть магазинов развивается на столичном рынке уже 11 лет. Первый магазин был открыт на территории ВДНХ. Сейчас в сети 36 магазинов, расположенных в разных районах Москвы и Подмосковья, Ростове-на-Дону, Кемеровской области, Новосибирске и в Алтайском крае. В числе последних запущенных «СтартМастером» торговых точек - большие магазины цифровой техники в московском ТЦ «Цифротон» и в районе Южное Брутово, которые были открыты в конце декабря 2006 года, и магазин в Ногинске, открытый в июле 2007 года. Особенность магазинов сети «СтартМастер» - большая часть из них работает в формате самообслуживания. Весь товар расположен в свободном доступе. Все магазины сети расположены в современных торговых центрах и комплексах, их оформление выдержано в общем стиле. В сети представлено свыше 5 тыс. наименований цифровой электроники и сопутствующих товаров: компьютерная техника, ноутбуки, мониторы, mp3-плееры, фото и видеотехника, ЖК-телевизоры, домашние кинотеатры, мобильные телефоны, игровые приставки, аксессуары, программное обеспечение, игры, расходные материалы и многое другое. Персонал сети проходят обучение и тренинги у партнеров-производителей. Для удобства покупателей у «СтартМастер» работает единая справочная служба.
Западно-сибирская компания «СиТиГруп» объединяет ряд смежных сфер деятельности в области высоких технологий для различных сегментов рынка, обладает комплексом наработанных компетенций в сфере инженерного обеспечения объектов, управленческого и ИТ-консалтинга, поставок компьютерной техники, создания корпоративных, ведомственных инфокоммуникационных систем, разработки и внедрения программных продуктов. А именно, подразделение «СиТиГруп Инжиниринг» создает инженерные системы зданий и сооружений, продвигает сетевые технологии, системы безопасности, климатическое оборудование и компьютерную технику. «СиТиГруп Консалтинг» обеспечивает комплекс услуг в области применения информационных технологий для управления предприятием, а также услуги по разработке и внедрению корпоративных информационных систем класса ERP. «СиТиГруп Софт» занимается разработкой программного обеспечения на заказ, комплексом услуг в сфере Internet и электронной коммерции, разработкой и размещением web-представительств в Сети. Офисы компании находятся в Москве, Новосибирске, Барнауле, Новокузнецке. До слияния «СтартМастер» и «СиТиГруп» московский офис сибирского интегратора занимался вопросами логистики.
О слиянии «СиТиГруп» и «СтартМастер» было объявлено 23 апреля 2007 года. Цель слияния - объединение опыта, имеющихся технологических и интеллектуальных возможностей для укрепления позиций на российском рынке и достижения целей дальнейшего развития. Отметим, что исторически в состав ГК «СтартМастер» входил системный интегратор «СтартМастер Интегро», который после объединения был упразднен. «Мы объединили все ресурсы московской и сибирской компаний, в том числе штат и клиентскую базу», - говорит вице-президент группы компаний «СтартМастер» Владимир Коркоц. Пока что информация о «СтартМастер Интегро» еще содержится в Интернете, но, как пояснил Владимир Крокоц, в настоящий момент идет разработка нового сайта, который будет в полной степени отражать все существующие сейчас направления компании.
«До слияния деятельность компаний во многом совпадала. И «СиТиГруп» в Западной Сибири и «СтартМастер» в Московском регионе занимали прочные позиции на рынке розничной торговли, системной интеграции, а так же имели собственные производства компьютеров. Отличие состояло в том, что у «СиТиГруп» большую роль играла системная интеграция, а «СтартМастер» делал упор на розницу и поставки техники. Успех объединенной компании обусловлен общностью корпоративных и технологических культур, профессионализмом работающего в них менеджмента, наличием взаимодополняющих ресурсов. Руководители подразделений уверены, что компании хорошо дополняют друг друга в реализации основной стратегии. «СтартМастер» и «СиТиГруп» имеют похожую корпоративную культуру, нацеленную на новаторство и высокое качество. Это, несомненно, помогает новой единице успешно работать в рамках группы компаний «СтартМастер», - комментирует Владимир Коркоц.
Торговые активы «СиТиГруп» - это 12 магазинов в Барнауле, Анжеро-Судженске, Белове, Бийске, Бийске, Заринске, Междуреченске, Новокузнецке и Новосибирске, работающих под брендами «Матрица» и «Компьютер-трейд», сейчас они уже называются в числе 36 магазинов «СтартМастер». Большинство из них не являются магазинами самообслуживания, что отличает их от сети «СтартМастер». Также отличается ассортимент – в «Матрице» и «Компьютер-трейд» упор делается на продажу компьютерной техники, маркетинговая политика заведений, оформление и стандарты обслуживания. До конца 2007 года в планах группы компаний провести полный ребрендинг и реконструкцию магазинов «Матрица» и «Компьютер-трейд» в магазины «СтартМастер». Ребрендинг начнется с магазина в Новокузнецке и закончится к концу 2007 года.
В 2007 году «СтартМастер» планирует увеличение торговых площадей более чем на 50% и выход на некоторые новые региональные рынки. «Инвестиционные планы и проекты по выходу в регионы были сформированы у «СтартМастер» уже в начале 2007 года. Первый региональный магазин под вывеской «СтартМастер» был открыт в Ростове-на-Дону 1 июня 2007 года. До конца 2007 года мы планируем выйти на рынок Северо-Западного региона, открыв порядка 10-ти магазинов в Санкт-Петербурге. Будем расширять присутствие в Ростовской области, Алтайском крае и Новосибирске. В ближайшие 2 года в наши планы входит расширение розничной сети по всей территории России. Материальные ресурсы на данный момент – это банковское кредитование. В дальнейшем планируются вексельные и облигационные займы», - рассказывает Владимир Коркоц. Все новые магазины также будут работать по принципу «свободного доступа» покупателей к электронике.
Другие подразделения группы компаний «СтартМастер», кроме федеральной розничной сети цифровой электроники «СтартМастер» и интегратора «СиТиГруп», это Интернет-магазин, производство компьютеров и серверов под торговой маркой StartMaster и сервисная служба.
Электронная площадка sm.ru включает весь ассортимент, доступный в сети. Заказы можно сделать и по электронной почте. Оплата товара возможна наличными при доставке, через «Сбербанк», безналичным платежом, через системы WebMoney и Яндекс.Деньги. Доставка товара производится по всей России. Во всех магазинах сети действуют единая дисконтная система. «Пока продажи через Интернет осуществляются только в двух городах – Москве и Барнауле. Общий объем не превышает 5 % от объема всей розничной сети. Интернет-площадка – это альтернативный канал продаж. Он не имеет прямого отношения к розничным сетям и может существовать сам по себе. Так же как и розничная сеть может существовать без интернет-площадки», - пояснил Владимир Коркоц. Отметим, что у «СиТиГруп» также действовал интернет-магазин в Барнауле - под маркой «Компьютер-трейд». На сегодняшний день он существует как отдельная площадка, но в дальнейшем будет интегрирован в интернет-проект sm.ru.
Серийное производство ПК осуществляется на собственных площадках компании, расположенных в Москве и Барнауле. Производственные мощности рассчитаны на выпуск до 10 тыс. компьютеров и серверов в месяц. Компьютеры и серверы под торговой маркой StartMaster позиционируются как надежные, производительные устройства с 2-летней гарантией, возможностью модернизации и по доступной цене. Производимые «СтартМастер» ПК подразделяются на компьютеры начального уровня, универсальные компьютеры, компьютеры для повседневных развлечений, мощные графические станции и офисные компьютеры.
Сервисная служба «СтартМастер» производит для частных лиц бесплатное гарантийное обслуживание компьютеров, цифровой электроники, бытовой электроники, модернизацию и настройку ПО, обучение и консультации. Для юридических лиц также - информационную поддержку, послегарантийный ремонт, замену неисправных частей, профилактику работы локальных сетей и поддержку их работоспособности, точную настройку операционных систем и программного обеспечения. Среднее время ремонта компьютера составляет 1 час. «СтартМастер» осуществляет гарантийный ремонт любого проданного компанией оборудования. Технику, купленную не в магазинах сети, специалисты сервисной службы ремонтируют на платной основе.
Топ-менеджмент «СтартМастера» отмечает, что конкурентами сети в первую очередь являются традиционные компьютерные сети, как федеральные, так и региональные, федеральные электро-бытовые сети, магазины цифровой и мобильной техники.
Как показал небольшой опрос, другие известные игроки цифрового ритейла в настоящее время не рассматривают «СтартМастер» в числе наиболее сильных конкурентов. Сеть «Белый ветер – Цифровой», также развивающая региональную экспансию и, кстати, недавно заключившей партнерство с торговой сетью бытовой техники и электроники DOMO (см. выпуск новостей от 4 июля 2007 г.), основными конкурентами называет «М.Видео» и «Эльдорадо».
«Сеть «СтартМастер» предлагает цифровую электронику, и мобильные телефоны - лишь
небольшая часть ассортимента этой компании. Уже поэтому в число активных
игроков сотового ритейла, а значит, и наших непосредственных конкурентов, их зачислять некорректно. Хотя потенциал для развития розничного бизнеса в регионах, безусловно, еще не исчерпан. Прежде всего, речь идет не о мегаполисах, рынок которых практически поделен, а о малых городах с численностью жителей до 100-150 тысяч. Один из продавцов бытовой техники, который серьезно намерен работать на нашем рынке - это «Эльдорадо». Между тем, федеральные сотовые ритейлеры до сих пор не рассматривают «Эльдорадо» как конкурента. При том, что у компании есть хорошая финансовая поддержка от основного бизнеса, сеть салонов связи развивается далеко не так успешно. Не так давно компания «Эльдорадо» заявила о изменении стратегии развития сотового бизнеса, повышении его эффективности и сокращении числа салонов», - рассказывает PR-директор сети магазинов мобильной связи «Телефон.Ру» Людмила Игнатьева.
«Компания «Евросеть» всегда приветствует здоровую конкуренцию, от этого выигрывает в первую очередь покупатели, и сам рынок тоже. В любом случае мы желаем «СтартМастеру» успехов. Кстати, хочу отметить, что наша компания - единственный на сегодня ритейлер, который представлен во всех регионах страны», - комментирует PR-менеджер Поволжского филиала компании «Евросеть» Наталья Швейкина.
Что касается стратегии выхода на новые рынки через покупку крупных локальных игроков - то, по оценке наблюдателей, это одна из наиболее эффективных стратегий завоевания регионов. «Такой шаг позволяет сэкономить главный невосполнимый ресурс - время. В случае с Merlion, нам повезло. Исторически компании, из которых образовалась Merlion, специализировались на разных регионах России. Поэтому после объединения 4-х компаний в LC-group (прежнее название Merlion), мы автоматически получили партнеров практически во всех регионах России. Другим компаниям при выходе на новые рынки приходится покупать сильных локальных игроков вместе с существующей клиентской базой», - рассказывает руководитель PR-службы Мerlion Ирина Шеховцова.
Напомним, что штурмовать регионы также начал еще один крупный игрок на рынке компьютерной розницы - Ultra Electronics, которая недавно пришла в Казань (см. выпуск новостей от 2 июля 2007 г.) и сообщила о намерениях открыть магазины в 13 городах-миллионниках (см. выпуск дайджеста 17 июля 2007 г.).