Московская телекоммуникационная корпорация «Комкор» - один из крупнейших операторов связи Московского региона и технологический лидер на рынке телекоммуникаций. «Комкор» оказывает весь спектр современных услуг связи на базе собственной московской волоконно-оптической сети, протяженность которой составляет более 17 тыс. км. Базовыми услугами корпорации «Комкор» являются высокоскоростной доступ в Интернет, передача данных, предоставление цифровых каналов связи, построение корпоративных сетей, защита информации, услуги Центра данных, а также кабельное телевидение. С июня 2006 года «Комкор» входит в холдинг «Ренова-Медиа», основной сферой деятельности которого является комплексное предоставление услуг телевидения, высокоскоростного доступа в Интернет и телефонии. Напомним, что в качестве активов в создаваемый холдинг были включены контрольные пакеты группы компаний «Комкор», контрольный пакет американской компании MOCC, которая владеет российской компанией «Комкор-ТВ», контрольный пакет компании «Телеинформ» и 50% акций белорусской компании «Космос-ТВ».
IDS Scheer - международная консалтинговая компания - работает в области управления бизнес-процессами. В настоящее время компания обслуживает около 6 тыс. клиентов более чем в 70 странах через свою сеть филиалов и партнеров. Доходы компании в 2005 году превысили €318 млн. «IDS Scheer Россия и страны СНГ», офис которой располагается в Москве, специализируется на предоставлении услуг в области стратегического управления, управленческого консалтинга, управления бизнес-процессами, ИТ-консалтинга, внедрения решений SAP. Также компания осуществляет продажу и поддержку программных продуктов управления бизнес-процессами ARIS. В числе последних проектов компании - внедрение системы сбалансированных показателей (ССП) в компании «Май» (см. выпуск новостей от 14 июня 2007 г.).
«Комкор» активно выходит на новые сегменты телекоммуникационного рынка, постоянно расширяет клиентскую базу. Совершенствование корпоративного управления в соответствии не только с текущими, но и перспективными задачами - одна из важнейших целей, которые «Комкор» ставит перед собой. Для их достижения было решено внедрить инструмент, способный обеспечить автоматизацию бизнес-процессов компании. «В начале 2006 года у нас возникла необходимость в качественном повышении эффективности функционирования ключевых бизнес-процессов технических служб. Мы нуждались не только в проектировании процессов с целью их регламентации и обучения сотрудников, но и в подходящем продукте, который бы обладал наиболее полным набором средств для оперативного управления бизнес-процессами и получения статистики для их оптимизации», − говорит первый заместитель генерального директора «Комкор» Юрий Скобелев.
Выбор партнера для реализации проекта осуществлялся на основе открытого тендера. По его результатам в качестве партнера проекта была выбрана компания IDS Scheer, предложившая решение на основе программного продукта Ultimus BPM Suite производства компании Ultimus. Основанная в 1994 году, эта компания является одним из признанных лидеров рынка управления бизнес-процессами и автоматизации потоков работ. Ultimus представлена 16 представительствами и более чем 100 компаниями-партнёрами в 80 странах Северной Америки, Европы, Азии и Южной Америки. Более 1,6 тыс. клиентов по всему миру используют Ultimus BPM Suite для моделирования, автоматизации, управления и оптимизации своих бизнес-процессов, в том числе такие компании как Dell, Microsoft, Siemens. Благодаря запатентованной технологии Adaptive Discovery, Ultimus BPM Suite является единственным решением, которое позволяет автоматизированным процессам быть развёрнутыми без полностью определённых карт процесса.
Как рассказали в IDS Scheer, Ultimus BPM Suite обладает наиболее полным набором средств для автоматизации и управления бизнес-процессами и получения статистики для оптимизации. Этот продукт характеризует легкость перехода от описания процессов к их автоматизации, внедрению и автоматическому контролю, возможность переноса процессов из средств описания процессов (например, ARIS Toolset), автоматизация процессов без масштабного привлечения ИТ-специалистов, минимальное время от приобретения до начала использования: минимальный проект по автоматизации бизнес-процесса может быть выполнен за 5-10 человеко/дней, развитые средства интеграции с информационной инфраструктурой компании: CRM- и ERP-системами, системами бухгалтерского учета, электронными хранилищами и т.д. Кроме того, Ultimus BPM Suite обеспечивает контроль над структурными и временными параметрами автоматизируемых процессов, оптимизацию производительности сотрудников с помощью средств балансировки нагрузки, мониторинга и динамического переназначения, обладает масштабируемостью и открытостью к изменениям, при этом больших затрат на оптимизацию процессов не требуется.
Проект был начал в марте 2006 года. К настоящему времени проведена оптимизация процессов технических служб, осуществлено развертывание системы Ultimus, разработано решение для спроектированных процессов, проведена демонстрация созданного решения будущим пользователям и передача его в опытно-промышленную эксплуатацию. В частности, были формализованы ключевые процессы технических служб, разработаны единые стандарты представления информации для всех пользователей, участвующих в автоматизированных процессах, создан механизм оперативного мониторинга процессов и накопления статистики для проведения анализа и оптимизации. Кроме того, была проведена интеграция с информационными системами корпорации «Комкор», что позволило сформировать единое технологическое решение, центральным звеном которого стала платформа Ultimus. PR-менеджер «IDS Scheer Россия и страны СНГ» Александр Галин пояснил, что интеграция проводилась с такими продуктами, как система управление клиентами CRM Comflow, SID-сервисы (хранилище информации о сервисах) и система мониторинга работ «АС Навигатор».
Для формализации процессов компании была использована платформа ARIS – широко известное на мировом рынке средство моделирования, анализа и оптимизации бизнес-процессов. «Методология и инструментарий ARIS представляет собой современный подход к структурированному описанию деятельности организации и представлению ее в виде взаимосвязанных и взаимодополняющих графических моделей, удобных для понимания и анализа. Программные продукты этого семейства позволяют заказчику постоянно совершенствовать свои бизнес-модели и поддерживать их в актуальном состоянии для максимально оперативного и эффективного управления процессами внутри компании. При этом учитывается и возможность внедрения новых бизнес-процессов и усовершенствования старых», - рассказал директор департамента по работе с бизнес-партнерами IDS Scheer Олег Оситнянко.
Как сообщили в пресс-службе интегратора, от IDS Scheer в работах задействовано 2-3 специалиста, они осуществляли настройку и интеграцию системы. Со стороны заказчика - 3-5, задачами которых является обучение пользователей и поддержка системы. Проектирование SOA и web-сервисов осуществлялась совместно.
«В настоящее время процессный подход к организации управления является одним из наиболее перспективных способов существенного улучшения основных показателей деятельности компании и повышения ее конкурентоспособности. Процессное внедрение BPM-систем на предприятиях телекоммуникационной отрасли становится стандартной практикой работ нашей компании. Благодаря масштабируемости и гибкости решения на базе Ultimus BPM Suite «Комкор» пошагово выстраивает систему процессного управления, в которой каждый сотрудник чувствует себя вовлеченным в бизнес корпорации. Внедрение процессного управления, поддержанное инструментом автоматизации бизнес-процессов обеспечивает высокий уровень обслуживания клиентов и выводит бизнес корпорации на высокий уровень зрелости», – говорит директор департамента ИТ-консалтинга «IDS Scheer Россия и страны СНГ» Андрей Коптелов.
Следующий этап работ планируется начать в конце августа 2007 года. Как отметили в IDS Scheer, в ходе него будет проведена полномасштабная автоматизация процессов. Роли представителей обеих сторон на проекте останутся прежними.
Отметим, что проекты по развитию ИТ-структуры в компании «Комкор» проходят периодически. Например, в апреле 2006 года «Комкор» объявил о завершении первого этапа проекта по созданию электронного архива. Целью проекта является построение комплексной системы, обеспечивающей хранение документов в структурированном электронном виде, оперативный и контролируемый доступ к информации. Для выполнения работ по проекту была приглашена компания ФАН Systems. В электронный вид была переведена и обработана вся исполнительная документация на кабельные трассы Московской волоконно-оптической сети – а это более 170 тыс. листов, установлен программно-аппаратный комплекс (система хранения, серверное оборудование, соответствующее программное обеспечение). «Для многих организаций создание электронного архива является актуальной задачей и, несмотря на определенные затраты, достоинства очевидны и берут верх. Компактность и надежность хранения информации позволяют сократить дорогостоящие площади, занимаемые хранилищами документации и обезопасить себя от утрат. Контроль и учет доступа к системе позволяет повысить не только сохранность, но и безопасность конфиденциальной информации», – прокомментировал тогда ИТ-директор «Комкор» Федор Краснов.
В сентябре 2006 года финская компания Comptel, ведущий поставщик систем операционной поддержки (OSS), объявила о том, что «Комкор» выбрал решение Comptel для создания системы хранения и управления данными об инфраструктуре сети оператора. Предполагалось, что на первом этапе «Комкор» внедрит подсистему технического учета (Inventory) сетевых ресурсов Comptel Incatel NIMS, которая послужит как для управления узловым и линейным оборудованием, так и логическими ресурсами сети. В дальнейшем решение по инвентаризации будет интегрировано в систему автоматизации процессов конфигурирования и активации сетевых сервисов Comptel Fulfilment. Репозиторий Comptel Incatel NIMS будет служить единым источником информации для автоматизированных систем мониторинга, управления производительностью и отказами (Fault management). В системе инвентаризации будет храниться исчерпывающая информация об инфраструктуре сетей SDH, IP и PON КОМКОР. Эти данные станут основой для технического проектирования новых сегментов сети, управления пропускной способностью, конфигурирования новых услуг.
Следующий проект завершился в октябре 2006 года – «Комкор» провел первый этап проекта по модернизации автоматизированной системы учета сервисов. Целью проекта было создание информационной среды, которая позволит в режиме реального времени формировать и отслеживать взаимосвязь услуг компании, сетевых сервисов и ресурсов. На первом этапе было произведено обследование подразделений компании, задействованных в предоставлении услуг, разработан классификатор «Продукт-Сервис-Ресурс» с использованием модели SID и техническое задание на разработку ПО системы «СИД-Сервисы». Общее управление проектом, постановка задачи, разработка классификатора и технического задания осуществляется компанией БиАй Телеком. На втором этапе проекта на основании технического задания будет разработана автоматизированная система учета сервисов («СИД-Сервисы»), интегрированная с классическими OSS, системами управления взаимоотношения с клиентами (CRM) и управления потоками работ (Business Process Management). Разработку программного обеспечения и интеграцию с другими системами осуществляет компания NAUMEN.
Другие телекоммуникационные компании, ставшие клиентами IDS Scheer Россия и страны СНГ – это, например, ВымпелКом, Казахтелеком, Московская сотовая связь, Совинтел, Телмос, Эриксон/Россия, Уралсвязьинформ, ComStar Telecommunications, PeterStar, МГТС и Норильск-Телеком. Так, в мае 2005 года компания «IDS Scheer / Логика бизнеса» завершила проект по описанию бизнес-процессов ОАО «Уралсвязьинформ». Целью проекта стали разработка методологии описания деятельности и апробация методологии в рамках пилотного моделирования процессов «как должно быть». В рамках проекта были разработаны методология описания деятельности, процесс «Бюджетирование», процесс «Инвестиционное планирование и мониторинг», процесс «Управление финансами», процесс «Закупки в рамках инвестиционного бюджета». В ходе первого этапа была разработана методология, позволяющая проводить комплексное и системное описание деятельности, в том числе с учетом требований, возникающих при внедрении ИТ-систем, и модель бизнес-процессов верхнего уровня. Второй этап был посвящен разработке моделей процессов, наиболее важных с точки зрения внедрения КИС. Работы осуществлялись с активным вовлечением специалистов ОАО «Уралсвязьинформ». Моделирование бизнес-процессов осуществлялось с помощью программных продуктов семейства ARIS.
Один из последних проектов для телекома, в котором участвовал компания IDS Scheer, был закончен в феврале 2007 года: совместно со своим партнером, московским интегратором «Ай-Теко», IDS Scheer принял участие в работах по документированию и оптимизации бизнес-процессов оператора мобильной связи «МегаФон». С целью существенно упростить и ускорить процедуру описания бизнес-деятельности компании с возможностью последующего ее анализа и оптимизации «МегаФон» также выбрал решение ARIS, а именно, средство ARIS Toolset, поставку и инсталляцию которого осуществила компания «Ай-Теко».