«Спарк» – торговая марка холдинга ЗАО «Электро-Ком». На сегодняшний день в структуру холдинга входят компании, ООО «Электро-ком Холдинг» (Москва), ЗАО «Электро-Ком Ростов», ЗАО «Электро-Ком Рязань» «Электро-Ком Калуга», ЗАО «Электротелеком» (Нижний Новгород). В числе акционеров ЗАО «Электро-Ком» – фонд «Русские технологии» («Альфа-групп»), Intel Capital и Barings Vostok Capital. Президентом холдинга является Хенри Радзиковски (ранее президент Golden Telecom, вице-президент Global Star и т. д.), вице-президентом Михаил Айзман (ранее президент ЗАО «Компания «МТУ-Информ»).
«Спарк» является первым оператором связи на российском рынке телекоммуникационных услуг, предоставляющим конечному потребителю доступ к сети Интернет, телефонию и цифровое телевидение с использованием технологии PLC (Power Line Communication), базирующейся на использовании электросетей, так называемый Интернет из розетки. Сегодня к сети «Спарк» подключены тысячи домов в Москве, Нижнем Новгороде, Калуге, Ростове-на-Дону и Рязани (см., например, выпуск новостей nn.ict-online.ru от 25 июня 2007 г.). Услугами доступа в Интернет через электрическую розетку пользуются более 30 тыс. человек. В ближайшее время «Спарк» планирует активный рост своей деятельности в Москве и регионах Российской Федерации по мере расширения компании на фоне растущего спроса на современные телекоммуникационные услуги.
Услуги, которые предоставляет «Спарк», включают в себя доступ к сети Интернет, телефонию VoIP и в ближайшем будущем цифровое телевидение. «Спарк» использует технологию PLC для предоставления клиентам доступа к сети Интернет. На уже имеющейся в здании электрической сети устанавливается оборудование PLC, и клиент получает постоянный симметричный высокоскоростной доступ к сети Интернет в любой электрической розетке здания. Симметричный доступ обеспечивает высокую скорость как приема, так и передачи больших объемов информации, например, одновременную отправку пользователями электронной почты и получение значительных объемов информации. В рамках услуги, помимо непосредственно доступа к сети Интернет, пользователю предоставляется ряд дополнительных сервисов, как-то: выделение необходимого блока IP-адресов, открытие и поддержка почтовых ящиков (POP3), поддержка одного доменного имени всех уровней на Secondary DNS, размещение WWW-сервера на сервере «Спарк», предоставление дискового пространства на FTP-сервере «Спарк», услуги телеконференций, доступ к серверу новостей. По желанию клиента предоставляются следующие дополнительные услуги: поддержка доменного имени всех уровней на Primary DNS «Спарк» (только для www, ftp и mail-серверов) и дополнительных доменных имен (больше одного) на Secondary DNS «Спарк», регистрация и поддержка доменных имен пользователя в зоне RU, открытие и поддержка дополнительных почтовых ящиков (РОР3), перенаправление почты, дополнительные объемы дискового пространства на WWW и FTP-серверах «Спарк», настройка маршрутизатора пользователя.
Напомним, что Power Line Communications (PLC) – новая телекоммуникационная технология, базирующаяся на использовании электросетей для высокоскоростного информационного обмена. В этой технологии, основанной на частотном разделении сигнала, высокоскоростной поток данных разбивается на несколько низкоскоростных, каждый из которых передается на отдельной частоте с последующим их объединением в один сигнал. Использование 84 так называемых поднесущих частот в диапазоне 3-34 МГц не оказывает влияния на передачу по проводам обычной электроэнергии, поскольку составляет существенную разницу в сравнении со стандартными 50 Гц электрических сетей. Таким образом, «обычная» электросеть может одновременно доставлять электроэнергию и данные по одной цепи (линии). При этом PLC-устройства могут «видеть» и декодировать информацию, хотя обычные электрические устройства – лампы накаливания, двигатели и т. п. – даже «не догадываются» о присутствии сигналов сетевого трафика и работают в обычном режиме. В настоящий момент технология широко используется в Европе и Америке. «Спарк» использует технологию для организации, прежде всего, высокоскоростного доступа к сети Интернет из электрической розетки, и, на базе IP-протокола, дополнительных услуг (телефонии VoIP, цифрового телевидения и ряда других услуг).
Первый этап строительства сети «Спарк» завершился в октябре 2005 года. На тот момент сеть включала в себя более 750 узлов доступа, расположенных в жилых домах Москвы, Красногорска, Калуги, Рязани и Ростова-на-Дону. Все узлы доступа объединены собственной магистральной оптической сетью Gigabit Ethernet. В 2006 году стартовал «пилотный» проект эксплуатации технологии PLC в районе Южное Тушино, а в 2007 году началось активное строительство сети «Спарк» и подключение абонентов. Постепенно зона покрытия расширялась, и на сегодняшний момент сеть «Спарк» в Москве и Московской области охватывает районы Академический, Войковский, Восточное Дегунино, Западное Дегунино, Головинский, Коптево, Лефортово, Нагатино-Садовники, Нагорный, Покровское-Стрешнево, Савеловский, Сокол, Строгино, Таганский, Тушино Северное, Тушино Южное, Фили-Давыдково, Хорошевский, Хорошево-Мневники, Чертаново Центральное, Чертаново Северное, Щукино, а также города Подмосковья Красногорск и Люберцы. Новым районом в этой сети стал Академический: он был подключен в августе текущего года. «Так как технология новая и впервые представлена в России, при строительстве сети важными факторами являются лояльность администрации районов к новым провайдерам и технологиям, а также плотность застройки микрорайона. Для коммерческой эксплуатации сети важным фактором является присутствие или отсутствие сильных конкурентов», – комментирует выбор районов для подключения к сети коммерческий директор компании Андрей Цыбаков.
Для того чтобы опробовать технологию, предусмотрена возможность взять оборудование в аренду, которая составит 100 рублей в месяц. По причине отсутствия необходимости прокладывания каких-либо кабелей в квартиру, вызова специалистов для настройки (оборудование работает Plug&play, при этом не требуется даже ввода логина/пароля) и моментального подключения, попробовать «Спарк» в действии может любой проживающий в зоне сети. Если связь удовлетворит всем ожиданиям, оборудование можно выкупить. При покупке абонент получает бонус в 600 рублей, что, при подключении по тарифному плану «Удачный 128», составит абонентскую плату на 4 месяца. Кроме того, действует акция «20$ на двоих», когда при подключении своих знакомых наш абонент и тот, кто подключился по его рекомендации, получают по 10 долларов на лицевой счет. В рамках специальной программы для инвалидов и пенсионеров – аренда оборудования составляет 1 рубль в месяц. Для абонентов «Спарк» также действует акция «5+1»: при зачислении на лицевой счет суммы, равной абонентской плате за 5 месяцев, предоставляется бонус в размере 1 абонентской платы, т. е. шестой месяц человек работает бесплатно.
В настоящее время на услуги «Спарк» установлены следующие тарифы. Линейка безлимитных тарифов «Удачный», куда входят тарифы «Удачный 128» с абонентской платой 150 рублей в месяц, «Удачный 256» с абонентской платой 200 рублей, «Удачный 512» с абонентской платой 300 рублей в месяц, где число в наименовании тарифа указывает ограничение по скорости доступа в кбит/с. Также действуют безлимитные тарифы «Удачный Мегабит» с ограничением по скорости 1 Мбит/с и абонентской платой 400 рублей и «Удачный без границ» с абонентской платой 650 рублей в месяц при скорости доступа до 100 Мбит/с. Кроме этого, действуют тариф «Удобный» - без абонентской платы и ограничения по скорости, где стоимость трафика составляет 1,2 рубля за 1 Мбайт, и тариф «Выгодный» с абонентской платой 250 рублей, куда включен трафик 1000 Мбайт, и платой за превышение трафика 0,35 рубля за 1 Мбайт.
Невысокую плату за Интернет на своих тарифах компания объясняет низкими затратами на организацию сети. И если цена достаточно конкурентоспособна, то качество порой вызывает сомнения у потенциальных и настоящих абонентов, судя по многочисленным обсуждениям на форумах. Например, пользователи говорят о таких проблемах услуги как возможность подключения к Интернету только через определенную розетку в квартире, что не всегда бывает удобно абоненту, снижение скорости при включении электроприборов и пр. Андрей Цыбаков поясняет этот вопрос: «У 7 % подключаемых пользователей могут возникнуть проблемы такого рода как низкий уровень сигнала в требуемой розетке, что обусловлено общим состоянием электропроводки квартиры, но эти проблемы легко решаются на месте нашими специалистами. Включение электроприборов не оказывает существенного влияния на качество связи, так как для передачи данных используется высокочастотный сигнал. Во избежание каких-либо проблем мы рекомендуем включать пользовательское устройство в отдельную розетку».
В качестве своих конкурентов «Спарк» не выделяет отдельные компании. «Конкурентами являются все поставщики услуг широкополосного доступа в Интернет, использующие традиционные технологии. Технология PLC готова занять свою нишу на рынке услуг широкополосного доступа. Но предоставление доступа в Интернет – это не единственное возможное направление использование технологии PLC. Нашей компанией планируется запустить услуги телефонии, видеонаблюдения, ip-телевидения. Одно из эффективных направлений использования технологии – это телеметрия т. е. сбор и передача данных с различных счетчиков (электричества, воды, газа)», – говорит Андрей Цыбаков.
Итак, мы наблюдаем, как «Спарк» обосновывается как в районах Москвы, где абоненту предоставлен выбор из множества провайдеров – и местных районных сетей, и операторов «большой пятерки» («Корбина Телеком», «КОМСТАР-Директ» («СТРИМ»), «АКАДО», «Центел» (QWERTY) и NetByNet), так и в тех районах, где рынок пока не так насыщен, а именно в Подмосковье. Помимо «Спарка», услуги скоростного доступа в Интернет в Люберцах предлагает компания «Инфолайн», в Красногорске – «Центел» и «Элком Телеком». По мнению конкурентов, перспективы развития услуги «Интернет из розетки» есть именно в этих малонасыщенных районах. Так, например, старший вице-президент «Корбина Телеком» Александр Малис считает, что потенциал развития услуг компании «Спарк» достаточно ограничен: «Рынок Москвы насыщен, в Подмосковье дело обстоит лучше, но даже там трудно составить серьезную конкуренцию, повлиять на конкурентную среду. «Спарк» пытается взять низкими безлимитными тарифами при неограниченной скорости, но пока абонент в доме один, у него будет высокая скорость, а потом она все равно разделится на всех. И потом мы видим, что эти тарифы демпинговые».
Советник генерального директора ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг» Александр Милицкий дает более развернутый комментарий места услуги «Интернет из розетки» на рынке: «Потенциал развития подобной услуги я оцениваю крайне невысоко, как минимум, по трем причинам. Причина первая – технологическая. Специально для передачи данных от компьютера к компьютеру разрабатывалась технология Ethernet, – в результате при использовании этой технологии и стоимость оконечного оборудования самая низкая, и скоростные характеристики наилучшие. Любые же попытки приспособить для передачи данных среду, изначально к тому не предназначенную, приводят к более высокой стоимости оборудования и к худшим техническим характеристикам. Это относится и к телефонному медному проводу (коммутируемые модемы или ADSL), и к силовым сетям (предлагаемая «Спарком» технология PLC). Собственно, в справедливости моих слов несложно убедиться, взглянув на тарифы «Спарка»: лимитированные скорости заканчиваются на 1 Мбит/с, и притом абоненту предлагается за отдельные деньги приобрести либо арендовать специальный модем. Причина вторая – общерыночная. Хотя компания существует уже довольно давно, попытку активного выхода на рынок она предпринимает только сейчас. К настоящему моменту поезд уже ушел – сегодня попытка захвата сколько-нибудь существенной доли рынка с нуля обречена на провал либо потребует неоправданно высоких вложений, что тоже означает провал, в конечном итоге. Если бы «Спарк» предложил свои услуги два года назад или хотя бы прошлым летом, шансы на успех у него еще были бы. Сейчас – нет.
Третья причина, – назовем ее инфраструктурной, – также связана с моментом выхода на рынок. В условиях монополизма МГТС на телефонную медь независимым провайдерам пришлось сооружать собственную кабельную инфраструктуру. Это потребовало больших затрат и значительного времени. В течение долгих лет во многих домах вообще не было ни одного Ethernet-оператора, и уж, подавно, практически отсутствовала конкуренция. Если бы в то время на рынке появился PLC-провайдер, использующий уже готовую инфраструктуру силовой сети, его предложение было бы востребовано во множестве домохозяйств. Сегодня практически в каждом московском доме присутствуют от трех до пяти только Ethernet-операторов, а местами и больше, так что ни дефицита инфраструктуры, ни отсутствия выбора у потенциального абонента нет. В свою очередь, «Спарк» использует электропроводку, которая не ремонтировалась десятилетиями, – со множеством скруток, позеленевшую от времени, – вряд ли он сможет соперничать со свежепроложенным оптоволокном Ethernet-операторов. В общем, скорее всего, эта услуга останется нишевой – для подключения тех домохозяйств, добраться до которых по электропроводке окажется проще и дешевле, чем другим способом».
Того же мнения придерживается и старший консультант iKS-Consalting Константин Анкилов: «Клиенты интернет-провайдеров, по большому счету, не вникают в технологии, по которым им предоставляется услуга: им важна скорость, качество, тарифы. Суть даже не в технологии, так как техническое превосходство не обязательно играет роль. Здесь большое значение имеет то, на что ориентировано большинство производителей. Ethernet поддерживают все, производителей множество, и оборудование относительно дешевое. Также есть возможность, что «Спарк» не окупит своих вложений и будет продан. Здесь есть два пути: либо останется сеть по технологии PLC, либо купят абонентскую базу, а сеть перестроят. В конечном итоге, можно отметить, что и в Европе технология PLC занимает малую долю рынка. Конечно, тут может быть реальная экономия, например, на последней миле. Но рынок поддерживает Ethernet, xDSL, подключение к Интернету через кабельное ТВ. Если крупный игрок вложится в PLC, то, возможно, доля повысится, но пока она мала. Сейчас можно говорить о том, что данная технология не выстояла на рынке».