Установить «Активацию» абонент «Билайн» может самостоятельно через GPRS-соединение, обычный проводной Интернет, подключив коммуникатор к компьютеру (через ActiveSync), или обратившись к сотрудникам офисов продаж компании. Для получения услуги через Сеть пользователю надо зайти в специальный раздел веб-сайта оператора. Объем пакета программ «Активация» составляет около 20 Мбайт, а время загрузки и установки – от 10 до 30 минут в зависимости от скорости подключения к Интернету. В предлагаемый сейчас пакет входят приложения делового, информационного и сервисного характера: русско-английский и русско-немецкий словари, новостной портал (сейчас доступно 32 ленты), прогноз погоды более чем в 4 тыс. городах мира, программа для чтения электронных книг, карты городов мира с поддержкой GPS-навигации. Кроме того, в «Активацию» включены каталог wap- и веб-ссылок на интернет-ресурсы, посвященные бизнес-тематике, а также индивидуальные настройки экранного меню телефона и ежедневника.
Среди поставщиков ПО – компании ABBYY, Antares Software Group, Google, HTC, Spb Software House. Сейчас при скачивании указанного пакета абонент оплачивает только GPRS-трафик по своему тарифному плану. Условия сделок «Билайна» с разработчиками не раскрываются – известно только, что компания приобретает их со значительной скидкой. При этом затраченные средства она намерена вернуть за счет, как отметила директор по маркетингу бизнес-сегмента и роуминга ОАО «ВымпелКом» Оксана Беляева, «прироста трафика, продвижения дополнительных услуг и укрепления лояльности абонентов». По прогнозам оператора, каждый пользователь «Активации» сможет генерировать от 3 до 15 Мбайт в месяц, при этом на первом этапе «Билайн» рассчитывает собрать около 25 тыс. абонентов новой услуги. Программа продвижения на ближайшее время будет включать собственные каналы (офисы продаж, сайт и т.д.) и кампанию в Интернете. По данным «Билайна», на момент начала разработки «Активации» в сети оператора по России насчитывалось около 100 тыс. пользователей смартфонов на базе Windows Mobile.
По словам представителей компании, к разработке новой услуги специалисты «Билайна» приступили в марте этого года. Среди основных факторов, повлиявших в пользу решения о начале разработки «Активации», - значительный рост рынка коммуникаторов и смартфонов в России при одновременном невысоком уровне пользования их расширенными функциями. Напомним, что сейчас на рынке представлено несколько вендоров, которые выпускают смартфоны на базе Windows Mobile, и самой популярной маркой здесь является HTC, затем идет iPAQ (хотя стоит отметить, что в целом на российском рынке лидирует Nokia (60 %), которая работает на базе Symbian). В частности, если говорить о первом (ранее QTec), то если весной прошлого года было представлено всего две модели HTC, то сейчас их около 15. При этом, как отметили в компании-дистрибьюторе этой марки Brightpoint, соответственно рос и сбыт терминалов.
По прогнозам аналитиков, к концу 2007 года смартфоны будут составлять 5 % всего рынка мобильных телефонов в России. По данным MForum Analytics, объем продаж смартфонов и коммуникаторов по итогам 1-й половины 2007 года в штучном выражении составил 1,08 млн штук, в денежном выражении – $446 млн, при этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он удвоился в штучном выражении, а рост в денежном выражении составил около 80 %. По данным того же агентства, средняя цена проданного смартфона и коммуникатора по итогам 1-й половины 2007 года составила $413 – это на 15 % ниже, чем в прошлом году. К 2010 году MForum Analytics прогнозирует рост годовых объемов сбыта смартфонов на российском рынке до уровня свыше 20 млн штук, что составит более 70 % общих продаж.
По статистике сейчас большинство пользователей таких устройств пользуются в основном функциями, которые доступны и владельцам стандартных телефонов. Летом 2007-го агентством «Полилог» совместно с исследовательским центром MarketData по заказу «ВымпелКома» провели исследование потребительского поведения пользователей смартфонов. По его данным, подавляющее большинство смартфонов и коммуникаторов приобретены их владельцами в течение последнего года (только 16 % приобрели устройства раньше или затруднились ответить, когда именно). Более половины опрошенных – 57 % - назвали главной причиной для приобретения смартфона/коммуникатора «желание получить новые функции». Далее, 35 % покупают эти устройства из желания иметь последнюю технологическую разработку, остальные - из-за внешнего вида и желания выразить свою индивидуальность, модернизировать свой телефон и т.д. Лидерами по частоте использования среди функций стали записная книжка, камера, Bluetooth, а, например, доступ в Интернет занял 8-е место, электронная почта – 11-е. Если говорить о сторонних приложениях, то среди закачанных и установленных пользователями программ первое место занимают игры (49 %), на втором месте – ICQ-клиент (23 %), далее идут GPS (12 %), переводчики (8 %), антивирусное ПО и архиваторы (по 5 %), калькулятор, офисные приложения и файловые менеджеры (по 4 %), MP3-плеер (3 %). Список замыкают записная книжка, словари и альтернативная штатной электронная почта.
Все это говорит о том, что, несмотря на желание потребителей пользоваться новшествами, по факту обладатели технологичных устройств сталкиваются с некими внешними либо внутренними препятствиями, не позволяющими по максимуму использовать функционал смартфонов или коммуникаторов. Были респонденты, которые вовсе не используют внешние приложения. Примечательно, что 41 % из них отметили, что причиной тому является нехватка времени на изучение настроек. Остальные заявили, что им неинтересно или нет необходимости пользоваться внешними приложениями или сервисами. Это может говорить о недостаточной информированности этих респондентов о достоинствах сервисов или приложений или о том, что они приобрели телефон из-за «стильности», а не функциональности. «У современных телефонов много функций, которые не используются по незнанию или из-за необходимости установки дополнительных приложений. Их поиск и покупка отнимает массу времени. Мы выбрали самые рейтинговые программы, убедились в корректности их работы в сети «Билайн» и объединили в один пакет», - прокомментировала Оксана Беляева.
Дальнейший шаг «Билайна» - запуск коммерческих продаж ПО. Они стартуют в ноябре, после того как будет реализована функция MarketPlace от Microsoft (напомним, что она призвана свести воедино всех сторонних разработчиков ПО для Windows Mobile и обеспечить к их приложениям единый доступ для потенциальных пользователей). Тогда на веб-площадке «Активации» появится дополнительная опция – «Каталог «Билайн», где будут доступны платные программы. Стоит отметить, что здесь сыграл еще один фактор – общий рост сбыта лицензионного ПО на российском рынке. При этом, по оценкам специалистов «Билайна», для владельцев смартфонов, желающих приобрести ту или иную коммерческую программу, сделать это бывает затруднительно – в офлайновых розничных сетях такие продукты практически не представлены (хотя шаги в этом направлении делаются, - например, недавно ABBYY начала торговать через «Евросеть», см. выпуск дайджеста ict-online.ru от 2 августа 2007 г.), а через интернет-магазины приобретать их затруднительно – в связи с вопросами оплаты и т. д. «Мы же в данном случае предлагаем получить ПО и оплатить его – все через мобильный телефон», - отметила г-жа Беляева. Также в планах компании стоит выпуск «Активации» для ОС Symbian (Nokia, SonyEricsson). Так как для этой операционной системы изначальный выбор ПО гораздо шире, то состав продуктов для «Активации» под Symbian будет пересмотрен и расширен. Данная версия услуги будет запущена в марте следующего года.
Как отмечают наблюдатели рынка, это логичный шаг для компании и в чем-то продолжает идею кастомизации телефонов, начатой «Билайном» в свое время в рамках проекта «Интуиция» (также здесь можно вспомнить i-mode от МТС и брендированные телефоны от «Связного»). «Однако, на мой взгляд, здесь не хватает главного – так называемого драйвера продаж, того продукта, который «зацепил» бы рядового пользователя. Понятно, что продвинутые абоненты охотно откликнутся на эту инициативу оператора, однако если говорить о более массовом сегменте, то реакция рынка здесь не так очевидна», - отметил один из экспертов. Напомним, что «Интуиция» появилась в конце 2005 года и помимо специального тарифа включала в себя также особым образом настроенный телефон от Samsung: он был оснащен кнопкой быстрого выхода в специальное меню, обеспечивающее быстрый и легкий доступ к контент-услугам. При этом «Интуиция» позиционировалась для женской аудитории. Как сейчас отзываются об этом проекте представители «Билайна», сбыт этих телефонов не дотянул до плановых показателей, однако высокий уровень проникновения допуслуг среди покупателей «Интуиции» доказал эффективность работы с кастомизированными телефонами.