AudioStore.ru открылся в 2007 году, теперь доработанный интерфейс сайта стал более интуитивно понятным: основных разделов (фонотека, рейтинги, обзоры, новости) всего несколько, поиск помогает ориентироваться по базе данных композиций. Проект также значительно расширил музыкальный каталог. Сейчас в нем более 300 тыс. аудиозаписей, которые магазин, по словам его разработчиков, предлагает приобрести легально, на основании заключенных договоров с владельцами авторских прав.
AudioStore.ru - не единственный пример сотрудничества ресурсов подобного рода с законными владельцами цифрового музыкального контента. В частности, музыкальные магазины Soundkey.ru и Mp3.ru основаны на такой же модели, и вместе с тем все это – новое явление для рынка. Soundkey.ru выступает в качестве посредника между публикой и музыкантами: правообладатель сам размещает файлы и устанавливает цену за скачивание. Mp3.ru в дополнение к сжатому треку предоставляет пользователю версию в WAV PCM. Остальные порталы пока действуют на базе лицензий, выданных коллективными управляющими авторскими правами: например, ФАИР, или Федерацией правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме. С последней, например, работает сайт mp3search.ru. Однако, с точки зрения международных правовых норм полученные от таких управляющих «лицензии» не являются действительными и трактуются как грубое нарушение закона.
Развитие пиратства в музыкальном сегменте Рунета – основной сдерживающий фактор для развития рынка. По статистике того же Liveinternet, Audiostore.ru сегодня находится на 72-м месте по популярности, лидирует же в рейтинге одиозный проект Zaycev.net, и с большим отрывом. Таким образом, проекты вроде Audiostore.ru составляют пока только верхушку айсберга. В западном сегменте сети ситуация в корне отличается от российской. Например, 70% американского рынка музыкального контента в Интернет монополизировано компанией Apple, продвигающей в связке аудиоплеер iPod и музыкальный сервис iTunes, остальные игроки только пытаются повторить успех этих технологий.
Пока обороты легальных российских магазинов крайне малы, тогда как и будущее пиратских сайтов – неясно. Поправки к 4-ой части Гражданского кодекса РФ, вступающие в силу уже 1 января 2008 года, делают недействительными все лицензии, выданные пиратским и полупиратским ресурсам. В ожидании этих законодательных изменений активизировались многие отечественные звукозаписывающие лейблы: они решили заранее наработать необходимую судебную практику.
Самым громким делом минувшего лета стало закрытие ресурса AllOfMp3.com. Он не работает до сих пор, несмотря на то, что 15 августа этого года Черемушкинский суд Москвы вынес владельцу сайта, г-ну Квасову, оправдательный приговор, посчитав, что в его действиях не было состава преступления. Вчера, 1 октября, по сообщениям «Коммерсанта», звукозаписывающие лейблы Universal Music и «Монолит» подали иски против музыкальных интернет-магазинов Jetune.Ru и Mp3Spy.Ru. Первый лейбл требует от владельцев Jetune.ru, ООО «Делия», прекратить распространение песен группы «Бандэрос» и выплаты 100 тыс. рублей. Второй - 450 тыс. рублей от владельцев Mp3Spy.Ru, ООО «Нова», обвиняемых в распространении и воспроизведении песен «Глюкозы», дуэта «Непара» и Юлии Савичевой без согласия правообладателя. Не так давно на Mp3Spy.Ru подала в суд «Стиль Рекордс».
Расцвет пиратства, отсутствие легитимной инфраструктуры продаж и переходный период в нормативной базе называются экспертами на данный момент основными негативными сдерживающими факторами рынка музыкального цифрового контента в России. Например, в сентябре был закрыт полуторагодовалый проект music.yandex.ru. Поиск по музыкальным композициям и альбомам компания запустила весной 2006 года, надеясь помочь mp3-торговле перейти на цивилизованные рельсы, однако, компромиссы между правообладателями и «Яндексом» не были найдены.
Текущие российские законодательные нормы, противоречащие международному праву, и небольшая емкость рынка также отталкивают от него крупных западных игроков. В этой связи небольшой шаг в сторону взаимодействия с западными компаниями был совершен вчера упомянутым MP3.ru – ресурс заключил соглашения с несколькими крупными интернет-магазинам, в числе которых Apple iTunes, Amazon.com, Mp3.com, на продажу отечественного музыкального контента. Права зарубежным коллегам MP3.ru будет продавать через американскую компанию Symbolic Digital. Несмотря на скепсис экспертов относительно востребованности российских произведений за рубежом, фактически это первый легальный канал продаж российской музыки за границу.
По оценкам экспертов, объем российского рынка онлайн-продаж музыки за 2006 год оценивается в $30 млн, это порядка 10% от всего рынка продаж музыки в стране. Лишь 1% от указанной суммы составляет доход правообладателей. В то же время эти цифры не сопоставимы и с показателями мирового рынка: его объем равен $1,34 млрд, таким образом, доля России составляет лишь 2% от общего музыкального «онлайн-пирога». Кроме того, по прогнозам, уже к 2010 году примерно 25% продаж музыки по прогнозам будет осуществляться в Интернет. В ближайшие 3 года ожидается в том числе пятикратный рост музыкального сегмента Рунета: очевидно, законодательные изменения должны простимулировать его легализацию.