Напомним, что BlackBerry (букв. перевод «ежевика») – это мобильное устройство, обладающее функциями мобильного телефона, почтового клиента (технология push e-mail), веб-браузера и другими функциями беспроводной связи. Устройство разработано канадской компанией Research In Motion (RIM), изначально позиционировавшей его как удобный инструмент для работы с электронной почтой. Впервые устройство BlackBerry было представлено в 1999 году (на первом этапе оно не обладало функциями мобильной голосовой связи и являлось по сути пейджером с функциями приема электронной почты). В лидеры рынка BlackBerry вышел в 2004 году, когда продажа устройства выросла на 75 % за год, а рыночная доля увеличилась с 14,8 % в 2003 году до 20,8 %. По данным Gartner, в 2005 году объем поставок карманных компьютеров в целом превысил 15 млн. Только в третьем квартале 2005 года объем продаж достиг 3,45 млн устройств, причем BlackBerry опередил КПК остальных производителей, заняв 25 % рынка с 862 тыс. проданных гаджетов. Услуги BlackBerry предоставляются абонентам 70 операторов более чем в 30 странах мира. Сейчас в мире более 8 млн пользователей BlackBerry, притом что в мае 2005-го их было 3 млн.
Сейчас BlackBerry по сути представляет собой КПК с микроклавиатурой, наделенный функциями персонального информационного менеджера и оптимизированный для мобильной работы с электронной почтой. На сегодняшний день RIM – единственная компания, которой в полной мере удалось реализовать метод принудительной синхронизации для мобильной электронной почты, что означает возможность работы с ней в режиме реального времени. Созданная практически «с нуля», модель BlackBerry оказалась на редкость удачной и сейчас относится к феномену так называемой «гаджетомании» - пользователи окрестили его CrackBerry (от наркотического вещества crack), так как, по мнению многих, «ежевика» вызывает особую форму зависимости от себя. Использование термина стало настолько распространено, что в ноябре 2006 словарь Webster назвал слово «crackberry» «новым словом года». По статистике RIM, использование BlackBerry для корпоративной переписки и доступа к базам данных позволяет сократить вынужденные ежедневные простои персонала в среднем на 54 минуты, высвобождая в год 196 часов рабочего времени, а эффективность бизнес-процессов возрастает почти на треть. Средний сотрудник обрабатывает с помощью коммуникатора до 2 тыс. электронных писем в год.
BlackBerry Enterprise Server хорошо интегрирован с основными почтовыми корпоративными системами – Microsoft Exchange, IBM Lotus Domino и Novell GroupWise. Для частных пользователей и небольших компаний предлагается BlackBerry Internet Service, который обеспечивает доступ к десяти персональным или корпоративным адресам электронной почты (включая Microsoft Exchange, IBM Lotus Domino и популярные службы электронной почты, предоставляемые интернет-провайдерами). Специальное программное обеспечение, именуемое BlackBerry Enterprise Service, является посредником – оно пересылает сообщения через беспроводные сети. Одна из основных «фич» работы в таком режиме – push, то есть использование технологии моментальной доставки. Корреспонденция поступает на устройство немедленно, как только появляется на сервере. Абоненту не приходится вручную запускать проверку наличия новых писем. При этом администратор или менеджер по персоналу может в реальном времени отследить доставку и прочтение почтовых сообщений, а при необходимости повторно запросить ответ. Это дает дополнительные возможности контроля над сотрудниками – они не могут сделать вид, что не получили уведомление, или «забыть» отреагировать на него. Вся передаваемая информация шифруется стойкими алгоритмами 3 DES и AES.
Абонент может использовать традиционные и e-mail-аккаунты с доступом по протоколу POP 3 или IMAP. Правда, в этом случае письма будут приходить с определенной задержкой – работа в push-режиме будет эмулироваться автоматическим опросом почтового ящика через определенные промежутки времени (обычно это 10 минут). Однако такие возможности как подтверждение статуса доставки сообщения будут недоступны. Кроме электронной почты коммуникаторы BlackBerry поддерживают и традиционный SMS-сервис (а в новых моделях и MMS). Кроме того, возможна работа в так называемом режиме PIN-PIN, при котором пользователь может отправлять сообщения на другое устройство BlackBerry, используя его идентификационный номер, то есть минуя сервер Exchange или почтовый ящик POP3/IMAP. Получается что-то вроде SMS-сообщения, но длина его неограниченна, и оно тарифицируется по GPRS-трафику, что получается дешевле. Большинство коммуникаторов BlackBerry могут работать в сетях GSM и CDMA 1 x , а часть из них, предназначенная для сетей TDMA, поддерживает функциональность двунаправленной рации (walkie-talkie).
Как отметил директор по продуктам компании «Билайн» Виктор Маркелов, можно выделить несколько основных причин, почему BlackBerry обрел такую популярность на западном рынке. Во-первых, это использование push-технологии – то есть устройство само закачивает почту в фоновом режиме, и пользователь получает ее оперативно и не должен пользоваться, например, веб-интерфейсом для просмотра своей корреспонденции. Если сейчас на рынке есть еще несколько предложений с использованием push-технологий, то на момент своего старта BlackBerry стала пионером здесь. Второй фактор – поставщик терминала, ПО и сервисов является одной компанией, что определяет целостность BlackBerry с точки зрения абонента, например, в данном устройстве используются специальные аккумуляторы, которые позволяют ему находиться в постоянном режиме фоновой работы в плане проверки и скачивания электронной почты. Кроме того, все пользователи отмечают эргономику QWERTY-клавиатуры BlackBerry – по сравнению с другими мобильными устройствами аналогичного формата она очень удобная. Еще один момент – ценовая политика – пользователи BlackBerry получают неограниченный роуминг, который включен в абонплату. Последняя составляет в районе $30-40, и есть и другие предложения, например, T-Mobile предлагает неограниченный интернет-трафик и 1000 минут разговора за $70 в месяц. Что касается стоимости самого устройства, то, например, новейший BlackBerry 8700с, оснащенный цветным экраном, высокопроизводительным процессором Intel XScale PXA 901 и поддерживающий EDGE, стоит всего около $300 (правда, при заключении двухгодичного контракта на услуги оператора Cingular, а его полная стоимость может достигать $500). «В BlackBerry нет ровным счетом ничего революционного. Его основное преимущество – удобство и продуманность как самих аппаратов, так и программного обеспечения», - отметил г-н Маркелов.
Что касается России, то работы с BlackBerry сейчас активно ведут две компании – МТС и «Билайн», при этом история их взаимоотношений уже насчитывает несколько лет. Что касается конкретных достижений, то, напомним, что недавно МТС запустила BlackBerry на Украине (см. новость дайджеста от 4 октября 2007 г.). На российском рынке ждать быстрого старта не приходится. Основная причина – терминалы BlackBerry никак не могут пройти сертификацию со стороны российских государственных структур. Эти коммуникаторы популярны в США и Европе во многом благодаря тому, что передаваемая с их помощью информация защищена криптографически. В России этому мешает СОРМ – по запросу спецслужб операторы обязаны предоставить им необходимую информацию, которая передается по телефонным сетям, в расшифрованном виде.
Тем не менее, «Билайн» и МТС не планируют отказываться от своих планов. «Мы планируем предложить рынку BlackBerry: все технические тесты, требуемые соглашением с компанией RIM, были успешно выполнены. Для запуска услуг BlackBerry требуется лишь решить вопросы с контролирующими госорганами»,- сообщал в свое время прессе сотрудник пресс-службы «ВымпелКома» Сергей Замуруев. При этом уже существует опытная партия русифицированного BlackBerry, которая локализована в плане поддержки русского языка как самого устройства, так и используемого в нем дополнительного ПО. Кроме того, «Билайн» для своих абонентов уже два года предлагает схожий сервис «Мобильная почта». Количество пользователей этой услуги не разглашается, представители оператора говорят о том, что счет идет на тысячи единиц продаж. Компания МТС в свое время предложила сервис «Офис он-лайн», где также реализована услуга мобильной почты.
Относительно перспектив BlackBerry на российском рынке, в случае появления этих устройств в продаже, мнения экспертов разделились. Например, ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что вряд ли такой сервис будет пользоваться спросом на отечественном рынке. «Здесь можно указать несколько причин, например, сейчас пользователям доступно множество других сервисов и платформ, в том числе и на базе привычного для среднего пользователя Windows-интерфейса. Также можно вспомнить проект i-mode, хотя он и с другого сегмента – массового рынка, – этот сервис не нашел спрос в России, хотя в мире у него около 50 млн пользователей», - прокомментировал г-н Муртазин. С ним согласны и в компании «Связной», где указали на то, что рынок в России в плане новых технологий в целом отстает от западного, а потребность в услуге мобильной почты невелика. «Кроме того, в России потребитель мобильных терминалов очень ориентирован на бренд – не секрет что 80 % продаж сотовых телефонов приходится на три марки – Nokia, Samsung и SonyEricsson. Захочет ли потребитель менять их на незнакомый BlackBerrу – большой вопрос», - добавил представитель компании «Связной».
Есть и другие мнения. «Думаю, что BlackBerrу нашел бы в России спрос. Причина проста: этой системой пользуются менеджеры множества крупнейших международных компаний во всех странах присутствия. Кстати, в России тоже пользуются, но в роуминге. Кроме того, не секрет, что Blackberry в РФ появится, хотя, вероятно, в варианте, который устроит не всех его пользователей, т. е. корпоративный сервер будет стоять у оператора, что будет означать, что на него будут распространены все требования СОРМ. В западных странах серверы Blackberry стоят у клиентов, что означает больший уровень защищенности данных от несанкционированного доступа», - сообщил аналитик информационно-аналитического агентства MForum.ru Алексей Бойко. «Мы планируем, в случае успешной сертификации BlackBerrу, предлагать этот сервис в основном корпоративным клиентам. По нашему мнению, у каждого подобного сервиса или устройства есть свой круг потребителей, поэтому BlackBerrу будет востребован в России», - резюмирует Виктор Маркелов.