В рамках прошедшей в Москве выставки «Инфоком-2007» (см. новость сегодня) «МегаФон» продемонстрировал в действии один из наиболее перспективных мобильных сервисов – возможность совершать покупки с помощью мобильного телефона. В частности, на стенде «МегаФон» был организован бар, напитки в котором можно заказать с помощью мобильного телефона - в ответ на SMS-запрос абонент получал MMS-сообщение, содержащее штрих-код, - такой же, как на товарах в супермаркете. Штрих-код считывался кассовым сканером, после чего выдавалась покупка.
Первым же проектом, реализованным сетью «МегаФон-Москва» в области мобильной коммерции, стала услуга «Мобильный банк». Благодаря ей владельцы банковских карт получили возможность совершать платежи с помощью своего мобильного телефона. Услуга «Мобильный банк» позволяет получать на сотовый телефон оперативную информацию в виде SMS-сообщений о состоянии счета карты VISA Сбербанка России и совершенных по нему операциях: уведомления об операциях по счету, предоставление по запросу информации о текущем балансе счета, предоставление по запросу краткой истории платежей (пять последних операций), блокировка карты. Так же она позволяет пополнять счета любого абонента мобильной связи и оплачивать услуги кабельного телевидения с помощью телефона.
С другой стороны, на пресс-конференции, посвященной запуску сети третьего поколения в Северной столице, который состоялся на прошлой неделе, представители руководства «МегаФон» рассказали, что на данный момент приоритетными для развития являются такие дополнительные сервисы, как «Мобильное Телевидение» и «Мобильное видеонаблюдение», а не направление мобильной коммерции.
Интересно, что другой игрок рынка, ОАО «ВымпелКом», также рассматривает сервисы линейки мобильной коммерции. В частности, его представители в рамках прошедшего этим летом в Петербурге заседания Ассоциации GSM активно обсуждали это направление. Генеральный директор GSMA Роберт Конвэй тогда на пресс-коференции, посвященной итогам заседания совета директоров Ассоциации GSM, рассказал о новых услугах, продвигаемых GSMA. GSMA располагает двумя основными программами, которые должны сделать финансовые сервисы более доступным и удобными для использования. Первая программа - Global Mobile Money Transfer – позволяет использовать мобильный телефон для перевода денег в другие города и страны. Вторая - Pay-Buy-Mobile – предполагает использование мобильных телефонов для оплаты товаров и услуг в точке продажи. Как отметил тогда Роберт Конвэй, в настоящее время центр развития мобильных сервисов смещается в сторону Востока: наиболее яркие идеи появляются в Китае, Индии и, в том числе, в России. Однако генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Александр Изосимов пояснил, что в пилотном проекте по запуску сервиса Pay-Buy-Mobile Россия пока не участвует. Что касается Global Mobile Money Transfer, то основное направление, по которому идет развитие этого сервиса в России, – платежи за связь в роуминге. Сейчас проходят переговоры и решатся технические вопросы с несколькими российскими банками. В рамках этой опции абонент сможет с помощью мобильного телефона управлять средствами на своем счете – перечислять их на счет мобильного телефона. По словам Александра Изосимова, банки охотно сотрудничают в этой области с мобильными операторами.
На данный момент направление мобильной коммерции в сети «Билайн» представлено услугой «Мобильный кошелек», с помощью которой сегодня можно оплачивать более 300 видов товаров и услуг. В том числе счет за мобильный телефон, доступ в Интернет, услуги коммерческого телевидения, покупку музыкальных файлов и покупки в интернет-магазинах.
Что касается третьего оператора «большой тройки», то в линейке услуг ОАО «Мобильные ТелеСистемы» также есть сервис «Мобильный банк». Это дополнительная функция SIM-карты, позволяющая абоненту получить доступ к денежным средствам на банковском счете с мобильного телефона. Этот сервис позволяет круглосуточно, в режиме реального времени оплачивать услуги связи, доступ в Интернет, совершать банковские операции с пластиковыми картами. Доступ к сервису «Мобильный банк» защищен кодом (выдается в банке при подключении или активации услуги), который блокируется в случае некорректного 3-кратного ввода. Сервис «Мобильный банк» доступен не только в зоне действия сети МТС, но и в международном и национальном роуминге. Услуга предоставляется держателям банковских карт международных платежных систем VISA и Master Card Московского банка Реконструкции и Развития и держателям международных пластиковых карт VISA Сбербанка России.
Наблюдатели рынка отмечают, что направление мобильной коммерции на данный момент в России ограничивается в основном развитием приема платежей в пользу собственно самих игроков рынка сотовой связи: пополнение собственного счета, а также пополнение счета другого абонента. Однако, по их мнению, в ближайшее время стоит ожидать достаточно активного развития дополнительных сервисов, связанных с финансами, так как электронные деньги становятся все более привычным явлением в России, технологии же подобных сервисов уже прошли испытание в других странах, что позволит избежать многих ошибок при запуске подобных услуг.