Компания «Комкор-ТВ», сейчас работающая на рынке широкополосного доступа и КТВ под маркой «АКАДО», существует с 1995 года и принадлежит американской компании Moscow CableCom Corp (МСС). В последней холдинг «Ренова-Медиа» недавно увеличил свою долю с 43 до 81,1 % - это произошло конце прошлого года. Данный шаг холдинга был связан с тем, что «АКАДО» демонстрировала позитивную динамику развития, и было решено получить ее в собственность для увеличения инвестиций в компанию и получения полной отдачи в виде дивидендов. Напомним, что холдинг «Ренова-Медиа» создан в марте 2006 года в результате объединения медиа- и телекоммуникационных активов группы «Ренова». В холдинге 51 % акций принадлежит совладельцу металлургической компании СУАЛ и нефтяной ТНК-BP Виктору Вексельбергу, 49 % - президенту «Ренова Медиа» Юрию Припачкину. Выручка группы компаний в 2006 году составила $110 млн, чистая прибыль - $22,5 млн. Объем запланированных на 2007 год инвестиций составляет более $300 млн. Среди других активов холдинга – телефонный оператор ОАО «ИАС» (см. новость от 1 июня 2007 г.), а через Moscow CableCom «Ренове» принадлежит 51 % акций оператора магистральной оптоволоконной сети «Комкор», 100 % компании кабельного ТВ ЗАО «Телеинформ» и ТКС «Нева» (Петербург, см. новость spbIT.ru от 11 июля 2007 г.), 100 % зеленоградского провайдера «Горнет», 50 % белорусского оператора кабельного телевидения «Космос-ТВ».
Телекоммуникационные услуги «АКАДО» предоставляет с 2000 года, в течение которого шло развитие от КТВ к комплексным услугам. Сеть «АКАДО» работает на базе технологии DOCSIS. Она охватывает районы Алексеевский, Алтуфьевский, Арбат, Бабушкинский, Басманный, Бибирево, Бутырский, Гагаринский, Замоскворечье, Красносельский, Лианозово, Лосиноостровский, Марьина Роща, Медведково Северное, Медведково Южное, Мещанский, Митино, Нагорный, Останкинский, Отрадное, Очаково-Матвеевское, Покровское-Стрешнево, Пресненское, Ростокино, Свиблово, Строгино, Таганский, Тверской, Тушино Северное, Тушино Южное, Хамовники, Хорошево-Мневники, Чертаново Северное, Чертаново Центральное, Чертаново Южное, Щукино, Якиманка, Ярославский, Ясенево в Центральном (ЦАО), Южном (ЮАО), Юго-Западном (ЮЗАО), Западном (ЗАО), Северо-Западном (СЗАО) и Северо-Восточном (СВАО) административные округа Москвы, а также город Зеленоград.
Сейчас сеть «АКАДО» охватывает более 1,1 млн квартир в Москве. Особенность этого оператора – он предоставляет услуги triple play – доступ в Интернет, ТВ и телефония из «одной розетки». Правда, сейчас «АКАДО» в основном позиционирует себя как игрок double play – то есть это Интернет+ТВ, а активное продвижение услуг телефонии отложено на 2009 год (эта услуга в цифровом исполнении и появилась не так давно, летом этого года, см. новость от 9 августа 2007 г.). Сейчас количество абонентов услуги широкополосного доступа в Интернет у оператора составляет 204 тыс. человек, а КТВ – 170 тыс. человек. При этом ARPU по каждой из этих услуг сейчас составляет $17,5 и $10,3 соответственно. Оценка доли рынка «АКАДО» в сегменте широкополосного доступа столицы сейчас – 12,8 %. Компания занимает третье место среди лидеров рынка широкополосного доступа, - после игроков «Стрим» и «Корбина Телеком».
По оценке аналитиков «АКАДО», сейчас общее количество абонентов услуг широкополосного доступа в Москве составляет около 1,6 млн человек. К концу этого года эта цифра вырастет до 1,8 млн, а к концу 2008 года – до 2,5 млн абонентов. Уровень проникновения, соответственно, в указанные периоды оценивается в 45, 50 и 70 %. Компания намерена не отставать от рынка и довести количество своих абонентов по услуге доступа в Интернет до 750 тыс. человек (по услугам ТВ – до 520 тыс., при этом прогнозируется, что пользователей сразу обеих услуг будет насчитываться в районе 475 тыс. человек). Соответственно, доля рынка «АКАДО» на рынке ШПД составит в районе 26 – 30 % (к концу этого года – 13,3 %).
Как рассказал генеральный директор компании «Комкор-ТВ» Сергей Алимбеков (напомним, что он был назначен на эту должность в конце лета этого года, см. новость дайджеста от 7 августа 2007 г.), компания видит несколько путей для достижения этих целей – это географическая экспансия, развитие дополнительных сервисов и маркетинг. Кроме того, под бренд «АКАДО» будут переведены широкополосные операторы «Миг-Телеком» и «Корпорация.EXE», также входящие сейчас в «Ренову-Медиа». «Не стоит забывать, что текущая оценка нашей доли на рынке касается Москвы в целом. Однако сейчас мы работаем не во всех районах города, и поэтому, если брать только территории нашего присутствия, оценка нашей доли на них составит уже в районе 22 %. Мы намерены не только сохранить, но и увеличить этот показатель при нашей дальнейшей географической экспансии», - отметил г-н Алимбеков.
Что касается развития сети «АКАДО», то, по планам оператора, к концу этого года охват по количеству квартир увеличится до 1,5 млн, а к концу 2008 года – до 3 млн. Что касается географии развития, то она выглядит следующим образом: северо-запад и северо-восток Москвы сейчас охвачены полностью, юг – сейчас на 70 % (к концу 2007 года – 100 %), восток – к концу 2007 года – 50 %, запад – будет обеспечено присутствие в районе 30 % в этом году. На юго-западе компания предоставляет услуги доступа в Интернет через партнера (равно как и на юго-востоке), и запуск услуг ТВ здесь запланирован на 2008 год. На севере обе услуги появятся в течение ближайшего года. Кроме того, «АКАДО» планирует осваивать и районы за пределами МКАД. Так, например, уже сейчас в районах Северное и Южное Бутово присутствие обеспечено на уровне 50 %, Митино – 100 %. Общий объем инвестиций «Реновы» в развитие «Комкор-ТВ» составит около 4 млрд рублей в следующем году, притом что в текущем, 2007 году будет потрачено более 3,5 млрд рублей.
Что касается дополнительных сервисов, то здесь, как отметил Сергей Алимбеков, у компании уже существует базовое конкурентное преимущество – связка Интернет+ТВ. «В первую очередь это значит, что наш абонент – это не отдельный человек, а семья, каждый член которой получает необходимую услугу. Это означает не только лояльность, но и возможность получения дополнительных доходов. Согласно оценкам аналитиков, сейчас средняя московская семья готова отдавать за телекоммуникационные услуги в районе 5 % своих доходов, что составляет в районе 700-800 рублей», - отметил гендиректор «АКАДО». Компания уже сейчас предлагает ряд допуслуг, в частности, онлайн-вещание, ТВ-гид (см., например, новость дайджеста от 25 октября 2007 г.), интернет-радио. Однако компании есть куда двигаться, и среди перспективных сервисов – хостинг и внутрисетевые серверы, которые станут доступны уже скоро (в частности, первая услуга будет продвигаться под маркой «АКАДО-файл»). Среди более «тяжелых» услуг, к которым присматривается оператор, – трансляция ТВ в разрешении HDTV (ожидается, что к концу 2008 года в России появится соответствующий ТВ-контент, в частности, спорт), видео-по-запросу, цифровой видеомагнитофон. Кроме того, «АКАДО» намерена развивать и контентные услуги. Так, в ближайшем времени оператор собирается начать торговать цифровой музыкой (лейбл Sony/BMG), при этом она будет доступна не только абонентам сети «АКАДО», но и внешним пользователям. Эта услуга запускается совместно с российской Nokia Siemens Networks, которая обеспечила платформу и организовала контакт с правообладателем. Предварительная цена одного трека – $0,4. Кроме того, в планах провайдера – начать онлайновую торговлю ПО, а также запустить новостной портал.
В этом году компания вложилась и в развитие абонентского сервиса. Так, сейчас в колл-центре «АКАДО» насчитывается уже около 400 операторов. Сейчас потери звонков составляют 7 %, тогда как в августе этот показатель равнялся 26 %, а количество принятых звонков в первые 40 секунд – 80 % (было всего 24 %). В планах компании здесь – запуск услуг SMS-информирования и автоинформатора (IVR).
Что касается маркетинга, то в этом году на него (включая рекламу) было потрачено около $4 млн, а в планах на 2008 год уже заложено 150 млн рублей только на рекламу. При этом в области тарифной политики компания не планирует значительно снижать цены. «Мы считаем, что демпинг – это неверный путь развития, причем для всего рынка, тем более что сейчас абонент готов платить разумные деньги за качественный сервис. Мы планируем воздерживаться от таких ходов и призываем к этому всех других участников рынка», - прокомментировал Сергей Алимбеков. Примечательно, что при этом в глазах аналитиков и наблюдателей рынка, «АКАДО» до сих пор является одним из операторов, который активно занимается демпингом. Кроме того, как прокомментировал руководитель одной из крупных домашних сетей Москвы: «АКАДО» очень агрессивно навязывает свои услуги, обзванивает абонентов, обходит квартиры, причем часто это сопровождается авариями в сетях конкурирующих провайдеров. В частности, что касается нашей территории, то причастность «АКАДО» к этим авариям сейчас проверяет наша служба безопасности. Например, у меня в доме сначала пропал общественный телевизионный сигнал, а буквально через два часа представители этого оператора стали ходить по квартирам и предлагать свои услуги. Такие действия происходят повсеместно, и наш клиентский форум завален жалобами клиентов на назойливую рекламу данного игрока. Возможно, такая реклама способствует быстрому привлечению абонентской базы, но ведь клиентов нужно еще и удержать».
Напомним, что последняя глобальная тарифная модификация была сделана «АКАДО» в августе этого года (см. новость от 15 августа 2007 г.). По словам Сергея Алимбекова, сейчас борьба за переманивание абонентов уже началась – так, например, среди новых подписчиков «АКАДО» до 70 % уже были ранее клиентами других широкополосных провайдеров. Правда, основным источником пополнения своей абонбазы «АКАДО» видит не игроков первой пятерки, а как раз небольшие местные компании – сейчас до 34 % рынка широкополосного доступа Москвы приходится на такие домашние сети.
Напомним, что сейчас на рынке столицы действует несколько сотен широкополосных провайдеров, а в первую пятерку, помимо «Стрима», «Корбины Телеком», «АКАДО», входят также NetByNet и QWERTY («Центральный телеграф»). Аналитики и наблюдатели рынка считают, что «АКАДО» ставит себе не самые легкие цели. «Теоретически занять 30 % рынка возможно, но практически довольно сложно. Он не стоит на месте, и другие игроки тоже не спят. Так, например, что касается нас, то «Корбина Телеком» сейчас проводит агрессивную политику по захвату рынка. Наша сеть охватывает практически всю Москву, и мы будем ее достраивать. Правда, больших инвестиций, по крайней мере, в этом году не запланировано», - сообщил генеральный директор «Корбина Телеком» Александр Малис.
«Что касается широкополосного рынка, то здесь уже, как минимум, связки «МГТС/Комстар» («Стрим») и «Голден Телеком»/«Корбина Телеком» уже объявили, что каждая планирует занять как минимум 50 % рынка, теперь в этом списке заявителей оказалось и «АКАДО». Вопрос – а куда денутся остальные, особенно те, кто развивается не менее активно, чем вышеупомянутые компании? Со своей стороны мы инвестируем в качество, новые услуги, стабильную работу нашей сети. Громкие публичные заявления делаем очень осторожно. На конец октября мы набрали 127 тыс. абонентов среди домашних пользователей. Компания активно развивается, и мы планируем закончить 2007 год со 150 тыс. абонентов, 10 тыс. из которых добавится в NetByNet за счет покупки 1-2 сетей в новых для нас районах. В течение 2008 года мы планируем дальнейшее развитие на западе и северо-западе Москвы, а также в ближнем Подмосковье, что даст на конец 2008 года около 250-270 тыс. абонентов. В настоящее время мы уже предлагаем нашим клиентам просмотр более 60 телевизионных и спутниковых каналов, планируется запуск интерактивного телевидения. Также, намечен запуск новой услуги – телефонии для частных пользователей. При этом данная услуга будет особенно популярной для клиентов, проживающих в квартирах со спаренными телефонами и тех, кто хочет иметь дополнительный номер в квартире. Тарифы будут более привлекательными, чем у монополиста МГТС, при этом Интернет, видео и телефония доставляются к абоненту по одной линии» - отмечает генеральный директор «Нэт Бай Нэт Холдинг» Вадим Курин. Напомним, что недавно «Комстар» и «Голден Телеком» в самом деле сделали громкие заявления по поводу своих планов завоевания широкополосного рынка Москвы (см. новость от 15 октября 2007 г.).
«В виду высокого уровня конкуренции крайне сложно достичь настолько большой доли рынка, какую заявила компания «АКАДО». Охват новых территорий и развитие сервисов, услуги tryple play – это совершенно правильная стратегия, но телефония, скажем, не является ключевым моментом в конкурентной борьбе. Возможно, это будет иметь значение в будущем. Конечно, за счет экспансии в другие районы Москвы доля будет расти. Но достижение 30-процентного рубежа представляется крайне затруднительным проектом», - резюмирует старший консультант iKS-Consalting Константин Анкилов
Возвращаясь к «АКАДО» - что касается финансовых результатов, то в этом году «Комкор-ТВ» не перейдет точки безубыточности, но получит положительный показатель EBITDA, который в следующем году увеличится в несколько раз. По прогнозам, в этом году выручка компании составит около $58 млн, в 2008-м – $160 млн.