«Акадо» (ЗАО «Комкор-ТВ») существует с 1995 года, и сейчас его основным акционером является «Ренова-Медиа». Телекоммуникационные услуги «Акадо» предоставляет с 2000 года, в течение которого шло развитие от КТВ к комплексным услугам. Сеть компании охватывает более 1,1 млн квартир в Центральном (ЦАО), Южном (ЮАО), Юго-Западном (ЮЗАО), Западном (ЗАО), Северо-Западном (СЗАО) и Северо-Восточном (СВАО) административные округа Москвы, а также город Зеленоград. Сейчас количество абонентов услуги широкополосного доступа в Интернет у оператора составляет 204 тыс. человек, а КТВ – 170 тыс. человек. При этом ARPU по каждой из этих услуг сейчас составляет $17,5 и $10,3 соответственно. Оценка доли рынка «АКАДО» в сегменте широкополосного доступа столицы сейчас – 12,8 %. Компания занимает третье место среди лидеров рынка широкополосного доступа – после игроков «Комстар-Директ» («Стрим») и «Корбина Телеком».
До последнего времени развитие сервисов, предоставляемых абонентам «Акадо» шло от кабельного телевидения к комплексным услугам «Интернет+ТВ». В последнее время приоритетом для компании стало предложение комплексных услуг triple play, объединяющих Интернет, цифровое телевидение и IP-телефонию. Так, в августе абонентам «Акадо» стали доступны услуги цифровой телефонии (см. новость от 9 августа 2007 г.), а чуть позже были полностью модифицированы тарифы с учетом грядущего ввода новых комплексных тарифов (см. новость от 15 августа 2007 г.). Кроме того, деятельность оператора направлена на развитие целого ряда дополнительных сервисов: мультимедийных порталов с музыкой, видеоконтентом, литературой, софтом и др., сервисных платформ, предназначенных для обмена и хранения информации, фоторесурсов, игровых площадок, программ поддержки сообществ.
Услуги ТВ занимают в деятельности провайдера особое место. С 2000 года компания поставляет аналоговый ТВ-сигнал, пилотные зоны доступа в Интернет были запущены тогда же. В мае 2005 года было объявлено о запуске нового бренда «Акадо», под которым было начало продвижение интерактивных услуг кабельной сети – широкополосный доступ в Интернет, цифровое ТВ и радио. В июне 2005 года была запущена новая цифровая платформа, что сняло ограничения и по возможному количеству транслируемых каналов, и по их пакетированию. Сегодня «Акадо» обеспечивает трансляцию более 100 каналов, постоянно пополняя их список; предлагает абонентам на выбор 3 базовых и 11 дополнительных пакетов телеканалов. Самый емкий базовый пакет – «Созвездие» – содержит 79 каналов, два других пакета – 65 и 48 каналов. Абонентская плата за услуги цифрового ТВ составляет от 150 рублей в месяц. До ввода цифровой платформы в распоряжении абонентов был единственный пакет аналогового ТВ, содержавший менее 40 телеканалов. Сейчас сеть «Акадо» работает на базе технологии DOCSIS. Этот технологический стандарт широко распространен в Европе и США и он обеспечивает полную совместимость различных сетевых услуг, таких как широкополосный доступ в Интернет, цифровое телевидение, IP-телефония, сетевые игры и т. д.
Как отметили в пресс-службе «Акадо», первым проектом в сфере услуг цифрового ТВ стало формирование комплексного предложения базовых и дополнительных пакетов ТВ, создание их четкой структуры, такой, чтобы любой пользователь был в состоянии быстро сориентироваться в нем и выбрать для себя самое подходящее. Далее была внедрена услуга «Домашний кинозал» (pay per view), популярность которой, как отмечают в компании, постоянно растет. Отдельным пунктом шло формирование комплексных предложений «Интернет + Цифровое ТВ» и «Интернет + Цифровое ТВ + Цифровая телефония». Наибольшим спросом пользуется сегодня комплекс «Интернет + Цифровое ТВ». В «Акадо» это объясняют тем, что при абонентской плате от 440 рублей в месяц пользователь получает и самый большой пакет телеканалов «Созвездие», который сам по себе стоит 420 рублей, и доступ к дополнительным услугам ТВ, и безлимитный доступ в Интернет, то есть, по сути, две услуги по цене одной, а также возможность оплаты этих услуг в рамках единого счета.
На днях был запущен еще один новый сервис – «Кинозал 13». Он открылся в рамках «Домашнего кинозала» и представляет так называемое «другое» кино. В меню «Кинозала 13» входит классика мирового кинематографа, авторское кино, современные фестивальные картины, неординарный артхаус. Сеансы нового кинозала распределены по рубрикам «Высокое искусство», «Против течения», «Без цензуры». Ежедневно в «Кинозала 13» будут демонстрироваться по 4 фильма. Стоимость просмотра 110–120 рублей. Каждую пятницу репертуар кинозала пополняется новым фильмом. Новая услуга доступна только абонентам цифрового телевидения сети «Акадо».
Руководитель отдела PR сети «Акадо» Александр Щербаков пояснил, почему новому сервису было дано такое название: «Отчасти это стало результатом стечения обстоятельств. Мы уже давно готовились создать особый кинозал для «особого» кино: интересного, абсурдного, провокационного и т. д., то есть отличного от мейнстрима. К тому моменту, когда мы должны были ввести новый кинозал, мы успели сделать 12 других. Было принято решение, что «особое» число 13 вполне отвечает духу нового проекта и подчеркивает, что зритель встретится здесь с чем-то необычном. А как более конкретно можно сказать о таком разном кино, которое мы предлагаем зрителям «Кинозала 13»? «Искусство гениев и злодеев» поистине разносторонне и предназначено только для тех, кто действительно готов с ним встретиться».
«Акадо» также проводит различные акции, связанные с продвижением услуг цифрового ТВ. Главным образом, это предоставление новым абонентам или абонентам только доступа в Интернет бесплатного тестирования базовой услуги ТВ в составе комплексных тарифов на срок до нескольких месяцев: то есть пользователь получает пакет «Созвездие» бесплатно на определенный период. Используются акции и для продвижения «Домашнего кинозала». Например, для любого абонента первый его сеанс также является тестовым и предоставляется бесплатно. Исключение составляет только «Кинозал 13» – в нем необходимо оплачивать даже первый просмотр. «Это взвешенное решение, поскольку тот контент, который предлагает «Кинозал 13» рассчитан на полностью осознанный выбор, это контент для настоящих киногурманов, знатоков», – поясняет Александр Щербаков.
Также в рамках развития дополнительных сервисов сеть «Акадо» на днях запустила услугу «Акадо.Файлы»: для каждого абонента сети бесплатно выделен виртуальный диск объемом 300 Mбайт для хранения своих файлов на внешнем дисковом пространстве с возможностью предоставления личных файлов для скачивания пользователям сети. «Мы продолжаем наращивание количества каналов и дополнительных пакетов цифрового телевидения, доступных абонентам сети «Акадо», ищем пути получения нового высококачественного контента. В планах на 2008 год – внедрение сервиса video on demand («видео по запросу»). Следующий год мы считаем самым подходящим временем для внедрения этого сервиса, поскольку рост абонентской базы создаст все условия для эффективной работы этой услуги», – делится планами Александр Щербаков. В целом, «Акадо» имеет достаточно обширные планы и к концу 2008 года планирует занять 30 % рынка широкополосного доступа Москвы (см. новость от 1 ноября 2007 г.).
«Развитию дополнительных услуг сейчас нами уделяется особое внимание. Специально для решения связанных с ними вопросов в структуре нашей компании выделено отдельное управление, собравшее специалистов, большинство из которых имело большой опыт работы в тех областях, развитие которых поручено им сегодня. Важность этого направления вполне понятна – это и увеличение ARPU и увеличение лояльности абонентов, высокий уровень которой в ближайшем будущем потребуется всем операторам, когда речь на московском рынке пойдет о борьбе за отток, за клиентов других игроков», – добавляет Александр Щербаков.
Аналитики также отмечают важность развития дополнительных услуг и сервисов интернет-провайдерами. «Рост конкуренции среди операторов делает лояльность одним из основных факторов поддержания темпов роста бизнеса. Сейчас все операторы достаточно много тратят на рекламу, борьба идет не только за новых абонентов, но и за клиентов других игроков. Ставка на лояльность позволяет избежать оттока клиентов, а также создает базу для роста их количества на основе коммуникации клиент-клиент. Стратегия «Акадо» кажется эффективной. Как минимум, она позволит сохранить существующие позиции», – комментирует аналитик ИК «Финнам» Анна Зайцева. «Услуга интернет-доступ есть у всех провайдеров. А основной интерес сейчас лежит в развитии клиентского сервиса, спектра предоставляемых услуг. Дополнительные услуги повышают лояльность клиентов и привлекают новых. И интересные подходы также идут только в плюс», – говорит старший консультант iKS-Consulting Константин Анкилов.
Другие операторы «большой пятерки» также уделяют большое внимание развитию дополнительных сервисов, в том числе и услуге цифрового ТВ. «Комстар-Директ» имеет развитые услуги «Интернет+ТВ», предоставляемые под маркой «Стрим», для клиентов которых предоставляются дополнительные сервисы «Видео по запросу», трансляция телеканалов, IP-радио. Летом 2007 года «Корбина Телеком» ввела в эксплуатацию услугу IP-телевидения (см. новость дайджеста от 18 июля 2007 г.), причем внедрение сервиса платного телевидения было задержано более чем на год, чтобы оказывать услуги в сети третьего поколения. Абонентам IP-телевидения от «Корбина Телеком» доступно несколько пакетов каналов и услуга «Видео на заказ».
В апреле 2007 года компания ОАО «Центральный Телеграф» (QWERTY) запустила комплекс услуг triple play и стала предоставлять, в том числе, услугу интерактивного телевидения и Интернета в одном пакете «QWERTY.Net + TV». С сентября действует также услуга «видео по запросу». До 15 также действует акция «Подключи ТУРБО-Интернет – получи ТВ в подарок!» (см. новость от 22 ноября 2007 г.) Также для абонентов сети QWERTY действует ряд дополнительных сервисов, таких как TURBO MAX и TURBO 24 – увеличение скорости доступа, Q.FLASH – «виртуальная флешка», Q.HOSTING – место под персональный и др.
Компания «Нэт Бай Нэт Холдинг» также активно работает в направлении обеспечения дополнительными сервисами своих клиентов. Не так давно пользователям сети NetByNet была предложена услуга IP-телевидения. Идет подготовка к запуску услуги «видео по запросу». В ближайшие месяцы будет запущен проект по IP-телефонии для частных клиентов. «Принадлежность к холдингу «Нэт Бай Нэт» компании ОРЦ позволяет предложить клиентам IP-телефонию высокого качества по приемлемым ценам, –комментирует начальник отдела маркетинга ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг» Марина Симакина. – Кроме перечисленных услуг, мы активно работаем в направлении совершенствования удобства работы клиентов в нашей сети. Внимание к таким дополнительным услугам, как помощь в ремонте компьютерного оборудования клиента, облегчение поиска информации среди абонентов сети, поддержка абонентских игровых порталов, предложение товаров и услуг партнерских организаций, является для нас определяющим в работе».
«Большинство провайдеров, которых заботит собственный имидж и качество предоставляемых услуг, уже давно активно развивают дополнительные сервисы для клиентов. Развитие этих сервисов может идти, как минимум, в двух направлениях: развитие сервисов, напрямую связанных с предоставляемой услугой и развитие сервисов, делающих жизнь абонента приятней. Компания NetByNet считает, что и один и второй вид дополнительных сервисов являются чрезвычайно важными. Но, основной упор, мы все-таки делаем на развитие сервисов, связанных с провайдерским бизнесом», – добавляет Марина Симакина.