Марка «2КОМ» появилась на московском рынке в 1992 году, когда группа инженеров из НИИ «Автоматической аппаратуры» решила заняться собственным бизнесом. Первоначально компания специализировалась на технологиях передачи данных X.25. В дальнейшем, как и другие игроки, она занялась диал-апом. Одно из достижений «2КОМ» на тот момент – этот провайдер первым в столице выдвинул пакетное предложение на рынке модемного доступа. В дальнейшем, после того, как в 1997 году появились первые слухи о запуске «повременки» в сети МГТС, руководство «2КОМ» задумалось о выходе на рынок домашних сетей, который тогда в Москве находился в зачаточном состоянии. В итоге, проект «Интернет в каждый дом» стартовал в начале 1998 года. Сейчас «2КОМ» работает исключительно на Юго-Западе и Западе Москвы, где у оператора в 10 районах подключено около 850 домов. Абонбаза провайдера сейчас приближается к отметке 25 тыс. клиентов при уровне проникновения на территории своего присутствия в диапазоне 10 – 15 %, - не смотря на высокий уровень конкуренции в некоторых районах (например, в Ясенево работает около 7 операторов, включая общегородских игроков). В 2006 году компания приступила к созданию собственной магистральной сети, которая сейчас насчитывает 35 км, и обладает пропускной способностью 1 – 10 Гбит/с. В этом году компания также запустила услуги IP-TV в тестовом режиме (20 каналов).
До недавнего времени в группу «2КОМ» входило четыре компании – ООО «Компания 2КОМ» - лицензированный оператор связи, непосредственно предоставляющий услуги, ЗАО «Юго-Запад Телеком» - владелец сети передачи данных, а также ООО «2КОМ-Сервис» и ООО «2КОМ-Сети», которые осуществляют строительство и обслуживание сетей, а также сервисное обслуживание подписчиков.
Вчера, 29 ноября, было объявлено, что в составе группы появился новый актив – магистральный оператор «Сетел». Изначально это был ведомственный оператор, обслуживающий потребности своего учредителя – холдинга «Тайсу», который объединяет ряд компаний, работающих в различных сферах бизнеса – банковской, логистике, страховании, производстве продуктов питания, оптовой и сетевой розничной торговле, строительстве и управлении объектами недвижимости и т.д. Компания «Сетел» была основана в 2002 году, и выросла из сетевого отдела «Тайсу», когда руководством холдинга было принято решение о самостоятельном обеспечении своих структур телекоммуникационными услугами. На первом этапе «Сетел» фокусировался исключительно на этих задачах. Однако, в дальнейшем, оператор стал работать и на открытом рынке. В том числе, по словам начальника проектного отдела «Сетела» Бориса Севастьянова, это позволила сделать и избыточность мощностей сети оператора, которая была заложена с самого начала. Сейчас компания располагает 400 км оптики по Москве и 30 узлами связи на территории города. «Сетел» является универсальным оператором, предоставляя комплекс услуг – от доступа в Интернет и телефонии до аренды каналов и передачи данных. За два года работы на открытом рынке ему удалось подключить ряд клиентов, и их общее количество (включая структуры «Тайсу») составляет около 150 компаний. К сети «Сетела» подключено около 250 зданий, включая в основном бизнес-центры, а также жилые дома, где располагаются юрлица. Среди заказчиков есть и операторы связи, например, домашняя сеть «Изумруд-сервис».
По словам генерального директора «2КОМ» Александра Хенкина, появление нового актива в группе даст ей синергетический эффект – за счет «Сетела» она получит доступ в новые районы Москвы. При этом, географическая экспансия является только частью новой стратегии «2КОМ» по активизации на рынке широкополосного доступа Москвы - в частности, при существующем ежемесячном притоке клиентов в районе 1,2 тыс. подключений провайдер намерен к началу 2008 года удвоить этот показатель, а к весне – и утроить. По планам, концу 2008 года «2КОМ» собирается получить около 60 тыс. абонентов, что даст ей около 5 % рынка Москвы и введет в первую десятку игроков. Общее количество подключенных домов к этому периоду должно составить около 2 тыс. зданий. Для реализации этих целей группа намерена привлечь банковские кредиты в районе $10-15 млн, и ведет уже соответствующие переговоры. Ближайшими районами для экспансии называются Измайлово, Отрадное и север Москвы.
При этом, в «2КОМ» готовы и к ценовой конкуренции. До недавнего времени этот провайдер считался одним из самых дорогих на рынке широкополосного доступа столицы, и в частности, первый тариф с абонплатой ниже 300 рублей в месяц у него появился впервые в истории только в сентябре этого года. Кроме того, компания исповедовала политику, когда полный спектр бесплатных допуслуг (включая внутренний файлообмен, каналы IP-TV и т.д.) могли получить только подписчики дорогих тарифов. «Сейчас мы выходим на новый уровень своего развития, и, соответственно, на новый уровень конкуренции, к которой мы готовы. В частности, запас «по цене» - это один из инструментов, который мы готовы пустить в ход», - прокомментировал г-н Хенкин. Еще одно преимущество по его словам – технологическое ноу-хау. Так как «2КОМ» был создан инженерами, то компания активно работала в области систем управления сетями, и разработала собственную платформу, которая позволяет «тонко» управлять сервисами для клиента даже на недорогом оборудовании уровня абонентского доступа. Кроме того, «2КОМ» активно работает с тайваньским производителем Rubitech, и, в частности, недавно партнеры анонсировали совместную разработку – протокол, позволяющий эффективно работать с мультикастом (включая IP-TV). Это позволяет, по словам Александра Хенкина, не только снижать издержки, но и таким образом управлять ARPU.
С юридической точки зрения сделка группы «2КОМ» и «Сетела» выглядит, по данным ict-online.ru, следующим образом – владельцы компаний в равных долях обменялись своими паями и пакетами акций (таким образом, можно говорить, что опосредованно группа «2КОМ» стала частью холдинга «Тайсу»). При этом, за «Сетелом» остаются все функции по управлению магистральной частью бизнеса (в частности, ему в оперативное управление переданы активы «Юго-Запад Телекома»). Среди других организационных преобразований создается единая команда менеджеров. Кроме того, обновленная группа «2КОМ» намерена активизироваться и на корпоративном рынке, и сейчас также создается соответствующий отдел. Бизнес-клиенты – основной бизнес для «Сетела, но, тем не менее, у «2КОМ» также есть опыт работы в этой сфере – оператор по возможности подключал местные юрлица, и кроме того, выполнил ряд проектов для администраций районов. Среди них, например, сеть передачи данных для ряда управ и муниципалитетов ЮЗАО, организация диспетчерской связи для нужд ДЕЗов, ИТ-инфраструктура здания для ГУ «Дирекции спортивных и зрелищных мероприятий» (такие же проекты были выполнены для управ ЮЗАО) и т.д. При этом, на частном рынке будет продвигаться марка «2КОМ», на корпоративном – «Сетел».
В рамках объединения бизнесов сейчас ведется и модернизация сети. Так, в ближайшее время должно быть запущено 10 Гбит/с кольцо которое объединит четыре узла связи «Сетела», два из которых уже эксплуатируются в основных административных зданиях компании (Автомобильный проезд и Турчанинов переулок), а еще два сейчас запускаются (на площадках ММТС-9 на Бутлерова и ММТС-10 на Сущевском вале). Здесь используется оборудование Cisco 7606, а на следующем уровне – Cisco ME 3400. При этом, у «Сетела» организована полноценная MetroEthernet-сеть с поддержкой MPLS. Основным поставщиком внешних интернет-каналов является оператор «Фиорд» (который, в свою очередь, имеет стыки с такими игроками как «Голден Телеком» и TeliaSonera), и в ближайшее время должен быть подключен канал от «Салтар-Телеком». Общий объем внешних каналов «2КОМ» и «Сетела» сейчас составляет около 800 Мбит/с. Основой телефонной сети «Сетела» на данный момент является станция М-200 производителя МТА, и в ближайшее время планируется ее замена (выбор поставщика уже ведется). Компания обладает выкупленной емкостью на 1 тыс. номеров (от «Комстар-ОТС», «Глобус Телеком» и «Голден Телеком»), и, кроме того, ожидает получения 11 тыс. номеров от ФАС.
Напомним, что сейчас в Москве услуги широкополосного доступа продвигает более 200 компаний. Общее количество домохозяйств, по данным ComNews Research, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет в Москве, на конец октября составило 50 % от общего количества квартир в городе. Существенную часть рынка контролирует «большая пятерка» игроков – это ADSL-оператор «Комстар-Директ» («Стрим»), кабельный «АКАДО», Ethernet-игроки «Корбина Телеком», «Центральный Телеграф» (QWERTY) и NetByNet. По данным того же агентства, доли рынка среди операторов «большой пятерки» распределяются следующим образом: «Комстар-Директ» («Стрим») – 27,3 %, «Корбина Телеком» – 16,7 %, «Комкор-ТВ» («АКАДО») – 13,9 %, «Нэт Бай Нэт Холдинг» – 4,8 %, «Центральный Телеграф» (QWERTY) – 2,9 %. На остальных широкополосных провайдеров приходится 34,4 % рынка (см. новость от 8 ноября 2007 г.).
При этом, все эти операторы планируют активное развитие. Так, «АКАДО» к концу этого года собирается увеличить свою долю на рынке широкополосного доступа Москвы с 12,8 % до 13,3 % (по собственным оценкам), а к концу 2008 года – до 26 - 30 % доли (см. новость от 1 ноября 2007 г.). Группа компаний «Комстар» анонсировала свои планы занять 50 % московского рынка широкополосного доступа в Интернет к 2011 году, в том числе и за счет того, что МГТС, также входящая в группу «Комстар-ОТС», будет предоставлять услуги ADSL-доступа, что позволит ей, по мнению представителей этого игрока, в том числе, и получить последних модемных пользователей Москвы (см. новость от 25 сентября 2007 г.). Еще один игрок - «Корбина Телеком» (входит состав «Голден Телеком») – когда объявлял итоги реализации проекта «Triple-65» (см. новость от 15 октября 2007 г.) анонсировал свои планы получать 50 % от прироста рынка широкополосного доступа. Провайдер NetByNet также последовательно движется вперед за счет приобретений (см., например, новость от 3 октября 2007 г.).
Это и смущает экспертов при оценке планов «2КОМ». «Здесь многое зависит от маркетинговых бюджетов и тарифов. По итогам года показатель проникновения ШПД в Москве приблизится в 50 % – вроде бы, это достаточно много, но пространство для развития еще остается. Другое дело, что на него претендуют крупные игроки («Корбина Телеком», «Комстар»), имеющие огромные ресурсы, и также динамично развиваются «Центральный Телеграф» и NetByNet. Бороться с ними будет достаточно сложно. Впрочем, у «2КОМ» есть шансы на успех при локализации бренда компании – то есть, достижение такой же узнаваемости которую удалось достичь на основной территории действия сети в ЮЗАО», – комментирует директор Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финнам» Элина Юрина. «На сегодняшний день уровень конкуренции в Москве настолько высок, что перспективы любой небольшой компании превратиться в городского провайдера вызывают у меня скепсис. Без массированных денежных вливаний в компанию и покупки других сетей я оцениваю данный прогноз как крайне маловероятный. Скорее всего, заявления компании «2КОМ» предназначены тем инвесторам, которые, может быть, не совсем понимают, как развивается рынок ШПД в Москве. Соответственно, на ситуацию на рынке заявления компании «2КОМ» никак не повлияют», – считает генеральный директор компании «Нэт Бай Нэт Холдинг» Вадим Курин.
«С каждым днем «2КОМ» или объединенной компании будет все сложнее конкурировать с крупными игроками. В 2008 году московский рынок ШПД начнет по настоящему перегреваться, и все больший вес в глазах потребителя будут получать комплексные услуги, по меньшей мере, «Интернет + цифровое ТВ». Предоставление услуг double, а потом и triple play станет необходимым условием эффективного участия в конкурентной борьбе на рынке телекоммуникационных услуг для физических лиц. Вероятно, продолжится снижение ARPU за услуги доступа в Интернет. Потребитель привыкнет к мысли, что «за ту же цену» можно получать еще и цифровое ТВ. В связи с этим бизнес компаний, занимающихся только ШПД, будет становиться все менее эффективным, притом, что, имея относительно небольшую абонентскую базу, им, как и сегодня, будет невыгодно развертывать комплекс для предоставления услуг цифрового ТВ. Самым выгодным решением для небольших компаний в сегменте ШПД, и это не секрет, является продажа или слияние с крупным игроком. Укрупнение же методом слияния с аналогичными по масштабам бизнеса компаниями уже сегодня является малоэффективным и создает больше проблем, чем преимуществ для обеих компаний», - отмечает руководитель отдела PR сети «АКАДО» (ЗАО «Комкор-ТВ») Александр Щербаков.
«Сейчас на рынке широкополосного доступа Москвы сложилось две основные схемы работы игроков. Первый, когда компания, обладая значительными финансовыми ресурсами, инвестирует их, что называется «напролом», осуществляя массовое строительство сети, и потом уже подключение абонентов. По нашей оценке, этот способ скорее направлен на повышение капитализации компании, ее стоимости в глазах инвесторов, нежели чем на реальный бизнес. Второй путь – это приобретение других домашних сетей. Как показала наша практика, это неэффективный способ увеличения своей рыночной доли – затраты на интеграцию бизнесов бывают часто выше по сравнению с теми преимуществами, которые удалось получить благодаря такой сделке. Мы предлагаем рынку третий вариант – когда идет объединение усилий с магистральным оператором, и вполне уверены, что такая модель, включая ряд наших ноу-хау, жизнеспособна и принесет свои плоды», - оппонирует Александр Хенкин.