По данным iKS-Consulting, в 3-м квартале 2007 года, несмотря на летние месяцы, которые обычно сопровождаются спадом подключений, прирост новых абонентов на рынке домашнего широкополосного доступа оставался на уровне предыдущих кварталов. Абонентская база увеличилась на 160 тыс. и достигла 1,51 млн, а уровень проникновения составил 38 % от домохозяйств столицы. Абонентская база домашнего широкополосного доступа в Москве к 1 октября 2007 года распределилась следующим образом: в пятерке лидеров, по-прежнему, «Комстар-Директ» («Стрим») – 30 %, «Корбина Телеком» – 16 %, «Акадо» – 11 %, NetByNet – 8 %, «Центральный Телеграф» (QWERTY) – 7 %, прочие операторы имеют 28 %. (Напомним, что по данным того же iKS-Consulting, по состоянию на первое полугодие 2007 года доля «Стрим» составляла 32 %, «Корбины Телеком» – 14 %, «Акадо» – 10 %, QWERTY – 7 %, NetByNet – 6 %, других провайдеров – 32 %.)
Лидерство на рынке сохраняет «Комстар-Директ», хотя его хотя его рыночная доля сократилась за квартал на 1 % вследствие опережающего роста конкурентов. Аналитики iKS-Consulting отмечают, что по итогам квартала «Комстар-Директ» обслуживает больше абонентов, чем все остальные домовые сети (не входящие в топ-5) вместе взятые. Недавно группа компаний ОАО «Комстар-Объединенные ТелеСистемы» объявила неаудированные консолидированные финансовые результаты третьего квартала и девяти месяцев 2007 года, где, в том числе, было сообщено, что «Комстар–Директ», 52 % которого владеет «Комстар-ОТС», на данный момент имеет 452,6 тыс. абонентов-физических лиц, включая 106 тыс. абонентов double play (Интернет+ТВ).
Ключевой задачей, анонсированной «Комстар-ОТС» на рынке широкополосного доступа, является увеличение своей доли рынка широкополосного доступа в Москве до 50 % к 2011 году и прогрессирующий рост ARPU. Активную роль в обеспечении этого роста призвана играть МГТС, которая уже некоторое время обеспечивает подключение к «Стриму» своим квартирным абонентам, а также техническое сопровождение (см. новость от 25 сентября 2007 г.). Для достижения этих целей «Комстар» пересмотрел план по инвестициям в инфраструктуру с акцентом на выборочную модернизацию «последней мили» для того, чтобы обеспечить абонентов более высокими скоростями доступа в Интернет и высококачественными дополнительными услугами. В октябре была запущена комплексная программа модернизации сетей компаний группы с целью повышения емкости сети и одновременного снижения инвестиционных и операционных затрат на обслуживание действующей инфраструктуры (см. новость от 9 октября 2007 г.). Интеграция направлена на то, чтобы избежать дублирования инвестиций в развитие двух сетей и достичь существенной экономии расходов в будущем. Группа уже завершила модернизацию сетей МГТС и «Комстар-Директ» до 40 Гбит/с.
Вслед за запуском новой стратегии развития широкополосного доступа, «Комстар-ОТС» начал в сентябре проводить селективную модернизацию «последней мили» с целью перенести DSLAM (цифровые абонентские концентраторы доступа) из коммутационных узлов в специальные распределительные шкафы, используя технологию FTTC. «Комстар-Директ» планирует обеспечить 80 % квартирных абонентов МГТС доступом в Интернет на средней скорости 20 Мбит/с до конца 2009 года, что, в частности, позволит клиентам получить доступ к услугам телевидения высокой четкости (HDTV) с возможностью использования более двух телевизоров в одной квартире. В течение последующих двух лет суммарный объем инвестиций в этот проект, как ожидается, достигнет $100 млн.
По наблюдениям iKS-Consulting, наиболее динамичный рост за прошедший период продемонстрировала «Корбина Телеком» – на нее пришлось 30 % от всех новых подключений. Компания привлекла 48 тыс. новых пользователей и, как следствие, увеличила свою рыночную долю на 2 %. По данным самой компании, «Голден Телеком», куда входит «Корбина Телеком», имеет наибольший прирост числа абонентов широкополосного доступа в Москве. По состоянию на начало октября 2007 года в Москве в течение последних трех месяцев «Корбина Телеком» совместно с «Голден Телеком», подключили к услугам широкополосного доступа 65 тыс. абонентов Москвы. В 2007 году количество абонентов увеличилось на 184 тыс. и составило 299 тыс. При этом компания вдвое превысила собственный план до конца 2007 года и получила в Москве 50 % от прироста рынка спроса на услуги широкополосного доступа. Стратегические цели компаний – дальнейшее продвижение в регионы и выход на лидирующие позиции в Москве (см. новость от 15 октября 2007 г.).
Экспансия в новые районы в сочетании с маркетинговыми усилиями принесли свои плоды и «Акадо»: за прошлый квартал к сети подключилось почти 40 тыс. абонентов, и его доля увеличилась на 1 %. Напомним, что месяц назад «Комкор-ТВ» обнародовал планы по своему развитию, согласно которым к концу 2008 года его доля на рынке широкополосного доступа Москвы может составить 30 % (см. новость от 1 ноября 2007 г.). Для этого компания намерена более чем в два раза увеличить охват территории и активизироваться в области допуслуг и маркетинга. Кроме того, в следующем году под бренд «Акадо» перейдут и другие широкополосные активы «Реновы». Общий объем инвестиций на 2008 год запланирован на уровне 4 млрд рублей.
По состоянию на начало ноября сеть «Акадо» охватывала более 1,1 млн квартир в Москве, количество абонентов услуги широкополосного доступа в Интернет у оператора составляло 204 тыс. человек, а КТВ – 170 тыс. человек. При этом ARPU по каждой из этих услуг сейчас составляет $17,5 и $10,3 соответственно. По оценке аналитиков «Акадо», общее количество абонентов услуг широкополосного доступа в Москве составляет около 1,6 млн человек. К концу этого года эта цифра вырастет до 1,8 млн, а к концу 2008 года – до 2,5 млн абонентов. Уровень проникновения, соответственно, в указанные периоды оценивается в 45, 50 и 70 %. Компания намерена довести количество своих абонентов по услуге доступа в Интернет до 750 тыс. человек и захватить 26 – 30 % рынка ШПД (к концу этого года – 13,3 %).
Еще более активный рост продемонстрировала сеть NetByNet – очередные приобретения (см. новость от 3 октября 2007 г.) увеличили ее абонбазу на 60 %, или 45 тыс. подписчиков. В итоге холдинг выше на четвертое место среди столичных широкополосных провайдеров, потеснив QWERTY. По данным компании, сейчас к сети NetByNet подключено около 860 тыс. домохозяйств по Москве, а абонентская база провайдера составляет около 130 тыс. человек, к концу 2007 года ее планируется увеличить до 150 тыс. Прирост доли рынка компании «Нэт Бай Нэт Холдинг» осуществляется за счет комплексного развития: приобретений районных провайдеров и собственного строительства сети. В дополнение к недавним покупкам компания намерена приобрести 1-2 сети с абонентской базой в 10 тыс. человек. В iKS-Consulting отмечают, что возможности для дальнейшего роста за счет приобретений по-прежнему сохраняются – в домовых сетях обслуживается почти 430 тыс. пользователей, хотя ряд крупных активов уже приобретен, в частности, родственным «Комкор ТВ» (бренд «Акадо») холдингом «Ренова Медиа».
Хотя «Центральный Телеграф» (QWERTY) уступил четвертое место, компания продолжает стабильное развитие в сегменте широкополосного доступа – рыночная доля оператора за квартал увеличилась на 1 %. Помимо работы в Москве, компания осваивает города Подмосковья. Совокупная база «Центрального Телеграфа» в Москве и области по итогам 3 квартала составила 127 тыс., из которых 117 тыс. обслуживаются по технологии FTTB и 10 тыс. – по технологии DSL. К сети QWERTY на сегодняшний день подключено 1,5 млн домохозяйств, услугами широкополосного доступа на базе сети QWERTY пользуются более 117 тыс. абонентов. По собственным оценкам, «Центральный Телеграф» занимает 7 % регионального рынка, что совпадает с оценкой iKS-Consulting. Увеличивать свою долю провайдер намерен за счет предоставления полного пакета услуг triple play под брендом QWERTY и развития дополнительных сервисов на базе сети. Предполагается, что к концу 2008 года сеть охватит более 2,8 млн домохозяйств Московского региона, а количество абонентов составит порядка 264 тыс. пользователей
По подсчетам iKS-Consulting, доля домовых сетей продолжает сокращаться – если на начало года к ним было подключено 36 % всех столичных пользователей, то за 9 месяцев их доля упала до 28 %. Можно ожидать, отмечается в отчете iKS-Consulting, что в 2009 году независимые домашние сети в Москве станут «исключительным явлением». По прогнозам iKS-Consulting, к концу 2007 года широкополосным доступом в Москве будет обеспечено почти 1,7 млн столичных квартир, годовой рост при этом составит 57 %. Уровень проникновения широкополосного доступа в Москве достигнет 43 %. Эту же цифру называет и агентство J'son&Partners. Кроме того, J'son&Partners прогнозирует в будущем уровень проникновения 55 %, а в 2012 года – до 80 %.
Стоит отметить еще одного игрока, который претендует быть названным среди сильнейших игроков рынка ШПД Москвы, по крайней мере, войти в десятку таковых – это московская группа компании «2Ком», которая намерена активизироваться на рынке, в том числе и выйдя в новые для себя районы. По планам оператора, к концу 2008 года он займет около 5 % рынка, подключив в районе 60 тыс. абонентов (см. новость от 30 ноября 2007 г.).
Напомним, что около месяца назад ComNews Research опубликовал свое исследование состояния московского рынка «домашних» пользователей услуг широкополосного доступа в Интернет, основанное на данных, полученных в ходе опросов частных пользователей Москвы (см. новость от 8 ноября 2007 г.). По данным аналитика, на конец октября доли рынка среди операторов «большой пятерки» распределялись следующим образом: «Комстар-Директ» – 27,3 %, «Корбина Телеком» – 16,7 %, «Акадо» – 13,9 %, «Нэт Бай Нэт Холдинг» – 4,8 %, «Центральный Телеграф» (QWERTY) – 2,9 %. На остальных широкополосных провайдеров приходится 34,4 % рынка.
В компании «Коминфо Консалтинг», в свою очередь, сообщили, что она не занимается подсчетом долей рынка крупнейших операторов, так как это достаточно сложно сделать из-за того, что многие пользователи подключены сразу к нескольким операторам – а таких, по оценкам «Коминфо-Консалтинг», около 6 %. В агентстве смогли только назвать уровень проникновения ШПД в Москве – 42 % на начало декабря 2007 года.